Содержание
|
Суть проблемы
Вопрос о правомерности предъявления налоговыми органами исков о признании сделок недействительными с завидной регулярностью возникал в практике арбитражных судов. При этом арбитражные суды не имели однозначной позиции по данной проблематике - отдельные суды (в частности, ФАС УО, ФАС МО) исходили из положений Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах), пунктом 11 статьи 7 которого налоговым органам такое право предоставлено. Другие суды (в частности, ФАС СЗО) исходили из того, что с момента вступления в силу части первой НК РФ (с 01.01.1999 года) Закон о налоговых органах подлежит применению лишь в части, не противоречащей НК РФ, что прямо предусмотрено статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ. Статья же 31 НК РФ с 1 января 1999 года не предоставила налоговым органам права на предъявление исков о признании сделок недействительными. Вследствие этого, вполне логичным являлся вывод о том, что положения пункта 11 статьи 7 Закона о налоговых органах с 1 января 1999 года, вступив в противоречие с НК РФ, не подлежали применению.
Однако ВАС РФ посчитал иначе, указав на то, что право на предъявление исков о признании сделок недействительными является правом органа государственной власти и применяется им в защиту публичных интересов, вследствие чего налоговые органы не могут быть ограничены НК РФ, который определяет объем юрисдикционных полномочий только в сфере налоговых правоотно- шений.
В данной ситуации самое страшное - последствия признания сделок недействительными, которые предусмотрены ГК РФ. Статьи 168 и 169 ГК РФ указывают на то, что в случае признания сделки недействительной с виновной стороны может быть взыскано в доход бюджета все полученное по сделке или подлежащее получению по указанной сделке.
Судебные решения
Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Л" (далее - автотранспортное предприятие) о признании недействительными договоров купли-продажи детских игрушек, заключенных между автотранспортным предприятием (продавцом) и закрытым акционерным обществом "М" (покупателем), и взыскании в доход РФ 7 254 138 руб., незаконно полученных ответчиком в результате неправомерного возмещения из федерального бюджета 4 079 032 рублей налога на добавленную стоимость и неуплаты 3 175 106 рублей этого же налога.
Определением суда первой инстанции от 18.08.2004 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В заявлении, поданном в ВАС РФ, о пересмотре в порядке надзора определения от 18.08.2004 налоговая инспекция просит данный судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Президиум считает, что оспариваемое определение подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Право предъявления иска налоговая инспекция обосновала ссылкой на абзац третий пункта 11 ста-тьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Исковые требования мотивированы тем, что договоры купли-продажи на основании статьи 170 ГК РФ являются мнимыми, поскольку заключены с целью получения денежных средств из федерального бюджета и уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость, а не достижения реального хозяйственного результата и получения прибыли от предпринимательской деятельности.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции руководствовался статьей 31 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"), согласно которой налоговым органам не предоставлено право на обращение в арбитражный суд с исками о признании сделок недействительными.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенные в статье 2 указанного Закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что с 1 января 1999 года положения абзаца третьего пункта 11 статьи 7 Закона РФ от21.03.1991 № 943-1 утратили силу как не соответствующие статье 31 НК РФ, поэтому у истца отсутствует право на обращение в арбитражный суд с этим иском. Между тем, данный вывод суда основан на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права.
Исходя из положения части 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. Компетенция налоговых органов определена Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации": налоговым органам предоставлено право предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам (абз. третий п. 11 ст. 7 Закона). Названный Закон не признан утратившим силу в связи со вступлением в действие НК РФ и является действующим, о чем свидетельствуют многочисленные изменения его редакций в период с 1999 по 2004 годы. Закон закрепляет общие полномочия налоговых органов, необходимые для выполнения возложенных на них различных контрольных функций, в том числе в сфере налоговых правоотношений при осуществлении контроля за полнотой и правильностью исчисления и уплаты налогов. Отсутствие аналогичной нормы в части первой НК РФ не лишает налоговые органы прав, предоставленных упомянутым Законом, регламентирующим их деятельность как государственных органов.
При этом необходимо учитывать, что полномочия налоговых органов в сфере признания сделок недействительными должны реализовываться постольку, поскольку это необходимо для выполнения возложенных на них задач.
КС РФ в определении от 25.07.2001 № 138-0 о разъяснении постановления КС РФ от 12.10.1998 по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" указал: в случае непоступления в бюджет соответствующих средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено названной статьей Закона.
Арбитражным судом необоснованно не принята во внимание данная правовая позиция, в силу которой норма Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации", содержащаяся в абзаце третьем пункта 11 статьи 7, не может рассматриваться как противоречащая Конститу- ции РФ.
(Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2005 № 13885/04)