Содержание
Сегодня я предлагаю поговорить о том, что способно как многократно усилить результат любой совместной человеческой работы, так и привести к полному отсутствию результата.
Любая человеческая деятельность, если, конечно, это не работа мыслителя-одиночки, связана с общением. Общение (или иначе - коммуникация) не случайно является однокоренным слову "общий" (или "коммуна"). Общение - в какой бы форме оно ни было выражено - это процесс, предполагающий наличие (или создание) между двумя (или более) субъектами этого процесса общего видения картины. Отсутствие реального, а не предполагаемого взаимопонимания сводит результаты общения на нет.
Из общения состоит вся жизнь человека и тема эта неисчерпаема. Поэтому сейчас мы остановимся лишь на коммуникативных процессах в работе бухгалтера.
С кем общается главный бухгалтер?
Итак, с кем и как общается главный бухгалтер? На карте профессиональных навыков главного бухгалтера (см. номер 2, стр. 48) обозначены два направления коммуникаций - внешние и внутренние, внутрифирменные. Начнем с последних. Их можно условно скомпоновать в три группы:
- взаимодействие с руководством фирмы. Чаще всего его можно оценить как коммуникации "вверх", потому что руководитель по служебной иерархии стоит выше главного бухгалтера, и, по большому счету, главбух является наемным работником. Общение с руководителем в этом контексте будет иметь свои особенности, которые мы детализируем и рассмотрим позже;
- взаимодействие с управленцами равного главбуху уровня, с ключевыми лицами других отделов (функциональных подразделений) организации. Эти коммуникации можно характеризовать как общение "по горизонтали". И именно в таких коммуникациях (особенно в общении между бухгалтерией и коммерческим отделом) традиционно присутствует максимальное количество конфликтов, в которых необходимо уметь находить свою точку опоры;
- взаимодействие с сотрудниками бухгалтерской службы. Такого рода контакты мы назовем коммуникациями "вниз" - от руководителя к подчиненным. Равно как и два уже названных вида коммуникаций, этот имеет свои подводные камни.
Коммуникативный процесс
Чтобы разобраться в сложностях любого процесса коммуникаций, необходимо представлять себе их механизм. Это только кажется, что общение между двумя субъектами происходит вот так:
На самом деле в процессе общения на прямой контакт влияет много факторов, которые обобщенно можно обозначить следующим образом:
Объективная реальность конкретной ситуации вносит искажение в процесс передачи информации (задания на работу, сообщения, распоряжения и пр.), причем, через призму субъективного восприятия как человека, передающего информацию, так и человека, ее принимающего. Среди искажающих факторов есть и профессиональный сленг той или иной специальности, в том числе и бухгалтерской. Рискну предположить, что привыкнув за много лет переводить обобщенные названия тех или иных активов или обязательств на язык кодов плана счетов, вы неоднократно встречали непонимание как у собственного руководителя, так и у сотрудников, например, коммерческого отдела. А встречая такого же, как и вы сами, профессионала-бухгалтера, вам гораздо удобнее говорить с ним именно на этом "языке"! Зато сколько требуется внимания при выдаче задания на доработку программы учета сопровождающему программисту. Казалось бы, поняли друг друга, а в итоге результат мог оказаться сильно отличным от ожидаемого. Причина одна - несогласованность картины, переданной одним человеком и полученной другим. Столь же проблемным может быть общение и главбуха со своими подчиненными, если, например, опыт новопринятого на работу сотрудника бухгалтерии создал у него иные привычки работы и используемой терминологии.
Причиной непонимания в рабочих коммуникациях может быть не только несогласованность привычной терминологии, но и очевидный конфликт интересов. Это, как правило, срабатывает во всех трех приведенных выше группах внутренних коммуникаций.
Трудно не согласиться с общепризнанным мнением, что существующая система бухгалтерского и, особенно, налогового учета, находится в конфликте с инструментами ведения бизнеса, поэтому так затруднено бывает общение бухгалтера как с коммерческими службами, так и собственно с руководством (и счастливы те из главбухов, кто сумел преодолеть эту полосу "взаимонепонимания"). С подчиненными сотрудниками конфликт интересов может быть выражен в разнице мотивационных интересов сотрудника и мотивирующих факторов фирмы в целом и бухгалтерской службы в частности.
Определить истинную причину коммуникационного конфликта и найти способы ее нейтрализации можно только в контексте конкретного случая, а для этого необходимо глубже понимать "технологию" процесса передачи информации, чем мы и займемся в следующий раз.
Желаю вам удачного, успешного и приятного общения!
Ваша Вера