Теория и практика бухгалтерского учета - разные миры или единое целое? Так ли далека теория от живой, "практической" действительности, или это взаимообусловливающие друг друга сферы работы бухгалтера? Кому нужно то, что делают теоретики учета? Какая от них польза? На эти вопросы в предлагаемой вниманию читателей статье отвечает Заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор Я.В. Соколов (СПбГУ).

Содержание

Мысль бухгалтера об учете - это теория бухгалтерского учета. Многие наши коллеги этого не понимают. Они искренне думают, что теория - это предписания нормативных документов, а практика - это то, что они, бухгалтеры, делают.

Эти мысли ошибочны.

 

Теория и практика

На практике бухгалтер должен знать все, что предписывают нормативные документы. И никакой отсебятины. Конечно, он может делать выбор в тех случаях, когда нормативные документы это позволяют. Но только в границах тех же инструкций, ПБУ, плана счетов и т. п., санкционированных властью нормативных документов. Таким образом, оказывается, что практика - это есть воплощенная теория. Только теорию для бухгалтера сочинили те, кто составляет и утверждает нормативные документы, т. е. придает им юридическую силу. А бухгалтер теорию превращает в живую жизнь. Если он этого не делает, то нарушает обязательные предписания. Он должен быть наказан, ибо практика и теория в методологическом плане - одно и тоже.

Но все это не значит, что человек, сочиняющий нормативные документы, и бухгалтер, который по ним работает, делают одну и ту же работу: в мыслях - да, на деле - нет. Поэтому многие десятилетия в бухгалтерии различали счетоведение (теорию) и счетоводство (практику). Такое деление ввел замечательный русский бухгалтер Е.Е. Сиверс (1852-1917). Время от времени его вспоминают.

Но если есть счетоведение и счетоводство, то смешно думать, что между ними нет методологических различий. На самом деле практика (счетоводство) - это частный случай теории (счетоведения). В последнем существует множество теорий, и у тех, кто создает нормативные документы, есть необходимость из беспредельного множества самых разнообразных, противоречивых, а порой и взаимоисключающих идей, выбрать что-то и предписать людям: "Поступать так и только так! Шаг влево и шаг вправо караются Законом".

Но сама по себе теория остается нетронутой. И когда бухгалтер, может быть, проводящий всю жизнь на работе, вдруг задумается, как правильнее поступить в том или ином случае, и при этом забудет обо всех нормативных указаниях, а сформирует собственные представления, он займется настоящей теорией. Ибо теория - это живая мысль, основанная всегда на логике и часто вопреки здравому смыслу.

Сохранился рассказ Н.С. Лескова (1831-1895) об одном школьнике, который объявил в классе (середина 19 века!), что земля круглая и некоторые люди ходят вниз головами. За эту дикую несуразность, явно противоречащую здравому смыслу, ребенок был высечен нещадно, а потом до своих последних дней он был зачтен в дурачки и стал всеобщим посмешищем. (По секрету скажу, что многие практики некоторых профессоров, по аналогии, тоже за дурачков держат.)

Мысль помысленная

Бухгалтеру-теоретику, который вошел в науку по схеме: детский сад, школа, институт, аспирантура и т. д., не надо уметь что-либо делать, но надо уметь думать над решением проблем. Например, как учитывать товары, как рассчитать себестоимость, как оптимизировать прибыль (в налоговом учете - минимизировать, в бухгалтерском - максимизировать) и т. д.

Для этого нужно только думать. Когда-то наши предки так и создали бухгалтерию. Кто ее выдумал - практики? Нет! Некий профессор математики - Лука Пачоли (1445-1517). Он думал, думал и придумал и баланс, и двойную запись, и даже счет прибылей и убытков.

И другие проблемы бухгалтерии и коммерческой жизни, как правило, разрешали теоретики. Они - хозяева мысли помысленной. Это означает, что они все время обмозговывают проблемы, мыслят о действенных мыслях, способных эти проблемы решить.

Напротив, бухгалтеру-практику об этом думать не надо. Ему надо знать требования нормативных документов. Но и с практической точки зрения тут может возникать множество вопросов. Связано это с тем, что в некоторых случаях нет нужных норм, и тогда бухгалтер просто вынужден все решать самостоятельно, а по каким-то случаям наоборот существует множество норм, каждая из которых противоречит каждой. И тогда возникают у бухгалтера новые проблемы, которые надо решать, опираясь на юридические правила трактовки противоречий. Они не сложные.

Если нет нормативных документов, предписывающих решение, то бухгалтер-практик сам должен стать теоретиком, но, как правило, его этому не учили, или он ищет какого-то теоретика на стороне. Так в конце концов проблема решается. Странно, но обычно практики, которые на какой-то момент становятся теоретиками, решают проблемы не самым лучшим способом.

На самом деле новых проблем не бывает. Кто-то из наших коллег уже решал подобную задачу, "надо только книжки умные читать". Все написано. И все можно обсудить.

Так возникает разделение труда: бухгалтеры-теоретики, в большинстве своем - это уже давно умершие, но незримо присутствующие ученые, диктуют через те же нормативные документы правила поведения бухгалтера-практика. А тому надо уметь работать: быстро, четко и хорошо.

Среди главных проблем, с которыми сталкиваются бухгалтеры, выделяется целевая установка, связанная с тем, что должен в первую очередь выявить бухгалтер: финансовое положение предприятия или же финансовый результат его деятельности. Мнения теоретиков разделились. Одни разрабатывали первую концепцию, другие - вторую.

Бухгалтер-практик обычно этих тонкостей не различает. Он справедливо думает, что если в Минфине России так предписали, то, следовательно, так и нужно, так и правильно.

Но для пользователей отчетности это не так. Разные пользователи и бухгалтерскую прибыль понимают неодинаково. В теоретическом смысле есть два логически равноценных понимания.

Одно, которое мы уже обсуждали как статический баланс*, предполагает, что прибыль - это прирост капитала. И если в обществе происходит переоценка ценностей, то она означает ни что иное, как возникновение прибыли. В самом деле, допустим, в кассе предприятия лежало Х долларов, но курс доллара растет. Это явно означает возникновение прибыли. По аналогии растет оценка имущества и, следовательно, этот рост создает прибыль.

Примечание:
* См. статью "Статический баланс", опубликованную в номере 1 (январь) "БУХ.1С" за 2010 год.

Другое понимание, о котором мы говорили как о динамическом балансе*, трактует прибыль как разность между доходами и расходами. Здесь прирост ценности имущества, если вы его не продали, считать прибылью нельзя. Прибыль - это то, что администрация и коллектив фирмы заработали своим трудом, а прибыль, возникшая помимо их усилий, за счет колебаний цен на рынке, это в лучшем случае подарок судьбы.

Примечание:
* См. статью "Динамический баланс", опубликованную в номере 2 (февраль) "БУХ.1С" за 2010 год.

И теперь стоит сказать, что собственникам, продавцам и кредиторам важна прибыль как прирост чистых активов фирмы. Чем их больше - тем лучше. Но для администрации, которая управляет фирмой и контролирует ее деятельность, а также для налоговых органов второй вариант более значим. Первым (собственникам и сотрудникам) надо оценить свою деятельность, а кредиторам иметь гарантии своим вкладам; вторым важна самооценка своей работы, а налоговым органам нельзя резать курицу, которая несет золотые яйца.

В самом деле, допустим, фирма провела переоценку активов. Ее чистые активы возросли, возросла и прибыль: или реальная по счету Прибыли и убытки, или фиктивная по счету Добавочного капитала. Но если на этом основании будут увеличены налоги, то реально у фирмы и ее собственников будут дополнительно изъяты оборотные средства, что, несомненно, затруднит ее хозяйственную деятельность и получение прибыли в дальнейшем.

Итоги

Бухгалтер-теоретик всегда думает о проблемах, которые логически возникают или могут возникнуть в жизни. Он думает. Бухгалтеру-практику думать некогда. Хотя тоже нужно. Думая, теоретик понимает самое главное: любая бухгалтерская проблема может быть решена разными способами, и ему, теоретику, не надо делать выбор. Бухгалтер-практик должен иметь четкие предписания и ему не надо рассуждать на темы предмета и метода, а надо знать, как правильно и согласно с действующими нормативными документами можно отразить факты хозяйственной жизни. Вот и все.

В жизни теория, логика, интересы пользователей - все перепутано. Логика действует смешанная. В общем, так было. Немецкий балансовед Т. Губер - его книги читал В.И. Ленин (1870-1924) - писал: "Мы стоим перед поразительным фактом, что из массы публикуемых ежегодно балансов, может быть, ни один не отвечает требованиям логики"*.

Примечание:
* Т. Губер. Как читать баланс. - М., 1925, стр. 17.

И самое главное: для бухгалтера в выборе методологических приемов нет и не должно быть никаких авторитетов. Так не всегда было раньше.

Надеемся, теперь будет так.

Учет - это живая мысль бухгалтера

Комментарии