Содержание
Примечание:
* В проектировании и разработке конфигурации участвовали специалисты компаний "ИМПУЛЬС-ИВЦ" (постановка задач и тестирование подсистемы управления строительным производством) и "Эрикос ЦСП" (нормативные базы сметной подсистемы). Для внедрения комплексного решения "1С:Управление строительной организацией 8" необходимо обращаться к Центрам компетенции по строительству.
|
По состоянию на 2008 год в группе компаний "Интарсия" отсутствовала единая система учета и управления. Для целей ведения управленческого учета и формирования управленческой отчетности использовались разнородные программные продукты, без единой методики учета и возможности консолидировать данные по группе компаний. Программные продукты фирмы "1С" использовались только в бухгалтерии. При этом значительная часть трудовых и временных затрат финансистов компании уходила на ручное заполнение громоздких таблиц в формате МS-Excel и составление отчетов план-фактного анализа. Однако постоянный рост масштабов деятельности потребовал совершенствования системы управления и формирования единого информационного пространства группы компаний, улучшения качества управленческого учета, повышения его оперативности, а следовательно, внедрения программного обеспечения, с помощью которого можно было бы решать задачи компании в области учета и управления.
Определяющими аргументами в выборе программы "Управление строительной организацией" на современной технологической платформе "1С:Предприятие 8" стали:
- соответствие программного продукта основным требованиям ERP системы;
- минимальные трудовые и финансовые затраты на автоматизацию управленческого и регламентированного учета, что обусловлено как отраслевой специализацией программы, так и наличием у значительной части сотрудников группы компаний опыта работы с программными продуктами фирмы "1С".
В качестве исполнителя была выбрана компания "СБС-Инфо", ведущая успешную деятельность на рынке программных продуктов фирмы "1С" с 1999 года. Использование проектной технологии "быстрого результата" позволило специалистам "СБС-Инфо" совместно со специалистами Заказчика - ГК "Интарсия" значительно сократить срок внедрения и передачи комплексной информационной системы в промышленную эксплуатацию.
Ключевые функции системы
Разработанная в ходе ведения проекта автоматизированная система решает задачи управления финансами и процессом бюджетирования, управления взаиморасчетами с контрагентами, задачи бухгалтерского и налогового учета, управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости работ и услуг, формирования управленческой отчетности в соответствии с корпоративными стандартами группы компании, учета кадров, заработной платы и взаиморасчетов с работниками.
В соответствии с требованием Заказчика о раздельном ведении управленческого и бухгалтерского учетов, а также в связи с использованием для ведения кадрового учета и расчетов с персоналом программы "1С:Зарплата и управление персоналом 8" две информационные системы были интегрированы и между ними были настроены модули обмена (см. рис. 1).
Рис. 1
Разработка методологии учета
Процесс автоматизации начался с разработки методик учета. В рамках проекта консультанты компании "СБС-Инфо" при поддержке со стороны функционального заказчика финансового директора ГК "Интарсия" Нешитовой Натальи Николаевны разработали следующие корпоративные стандарты и регламенты управленческого учета:
- Методика учета кассовых операций (кассовый регламент);
- Регламент системы бюджетирования;
- Стандарт себестоимости "Учет затрат и калькулирование себестоимости работ, услуг, объектов капитальных вложений".
Для автоматизированной системы регламентированного учета компанией "СБС-Инфо" были разработаны рекомендации по учетной политике в части сбора и учета затрат и калькулирования себестоимости, учета НДС. Для каждого участка учета (включая завершающие операции по закрытию месяца) были составлены регламенты учета.
Адаптация типового функционала "1С:Управление строительной организацией 8" в основном касалась системы управленческого учета. Бухгалтерский и налоговый учет реализованы на типовом функционале программы, который позволяет вести учет в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" ПБУ 2/2008 (утв. приказом Минфина от 24.10.2008 № 116н).
Управление денежными средствами и бюджетированием
В процессе запуска подсистем управления денежными средствами и бюджетирования были решены задачи:
- планирования движения денежных средств группы компании: краткосрочного (платежный календарь) и среднесрочного (бюджетирования движения денежных средств - БДДС);
- анализа и контроля кассовых разрывов.
Внедренный еще в ноябре 2008 года бизнес-процесс "Формирование и утверждение заявок на расходование ДС" (см. схему на рис. 2) предоставил прозрачный механизм согласования и утверждения заявок на расходование денежных средств.
Рис. 2
Управление и учет взаиморасчетов
С внедрением подсистемы управления и учета взаиморасчетов ГК "Интарсия" получила автоматизированную систему оперативного отслеживания и контроля дебиторской и кредиторской задолженности, анализа и контроля оплат и выполнения по договорам строительства.
В системе реализованы особенности учета взаиморасчетов с заказчиками и субподрядчиками: ведение взаиморасчетов в разрезе проектов; анализ и выполнение условий по договорам подряда, в том числе специфический зачет аванса по договору и учет гарантийного удержания; формирование аналитических отчетов по контролю и анализу расчетов с заказчиками и субподрядчиками (см. рис. 3).
Рис. 3
Управление затратами
Подсистема "Управление затратами" является ядром комплексной информационной системы. Внедрение данной подсистемы позволило компании вести оперативный учет расходов в необходимой аналитике, что в свою очередь решило задачу оперативной оценки структуры расходов, рентабельности отдельных структурных подразделений и видов деятельности (реставрационные работы, строительно-монтажные работы, проектно-изыскательские работы, генподрядная деятельность, авторский надзор), финансового результата по проекту (объекту строительства).
Учет затрат для целей калькулирования себестоимости в управленческом учете организован:
- по проектам (объектам строительства);
- по месту возникновения затрат (основное производство, вспомогательные производство, службы общепроизводственного назначения, службы общехозяйственного назначения);
- по видам работ, услуг (номенклатурные группы);
- по видам расходов (статьям затрат).
Такая реализованная в системе группировка расходов отражает особенности учета затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг, строительством объектов капитальных вложений в строительных организациях.
В дополнение к функциям сбора и учета затрат, реализованным в типовой подсистеме "Управление затратами", "1С:Управление строительной организацией 8" выполняет и прочие основные функции управленческого учета (в части учета и распределения прямых производственных затрат по проектам и по видам работ, распределения общепроизводственных затрат на проекты, управленческого учета расходов будущих периодов, формирования разнообразных аналитических отчетов).
Так, на практике возникают трудности с отнесением в управленческом учете некоторых прямых производственных затрат на конкретную номенклатурную группу работ в составе проекта. В связи с этим была разработана и добавлена в расчет себестоимости специальная процедура распределения прямых и косвенных затрат на проект пропорционально объему выполненных работ по номенклатурным группам в ценах реализации для прямых расходов (рис. 4).
Рис. 4
Для реализации функции учета расходов будущих периодов в разрезе проектов в управленческом учете были доработаны типовые объекты программы: справочник "Расходы будущих периодов", документ "Поступление товаров и услуг", "Списание расходов будущих периодов".
Специфика деятельности ГК "Интарсия" обусловила разработку и новых аналитических отчетных форм. В их составе отчеты "Финансовый результат по проектам", "Рентабельность по видам деятельности организаций", "Незавершенное производство по проектам", "Расходы по подразделениям", "Расходы по подразделениям (сравнительный анализ)", "Затраты по объектам капитальных вложений", а также сводная управленческая отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств) по группе компаний в целом и отдельно по каждой из организаций, в нее входящих.
Запуск системы проводился силами проектной команды, состоящей из специалистов компании "СБС-Инфо" и функциональных заказчиков ГК "Интарсия" поэтапно в соответствии с утвержденным планом управления проектом. Начиная с ноября 2008 по апрель 2009 года были последовательно реализованы подсистемы управления и учета денежных средств и бюджетирования, управления взаиморасчетами, управления затратами, кадрового учета и расчетов с персоналом (включая регламентированный учет), а также бухгалтерский и налоговый учет. По состоянию на 30.04.2009 все учетные подсистемы переданы в промышленную эксплуатацию.
Ю. Шойдин, директор по информационным технологиям ГК "Интарсия":"Принятие в 2008 году решения о внедрении комплексной информационной системы на базе типового продукта "1С:Управление строительной организацией 8" и ее запуск в промышленную эксплуатацию в первом квартале 2009 года предоставили ГК "Интарсия" широкие возможности для оперативного анализа и планирования финансового и экономического состояния компании, что сейчас, в кризисный период, особенно важно. Функциональные возможности новой информационной системы позволили компании более оперативно оптимизировать свои расходы, что отражается в повышении эффективности нашей деятельности. Благодаря внедрению новой программного продукта на платформе "1С:Предприятие 8" количество автоматизированных рабочих мест в группе компаний возросло до 120, что значительно повысило производительность и за счет создания единого информационного пространства сократило трудозатраты."