— Анастасия, вы считаете, начинающим бухгалтерам нужна особая моральная поддержка?
— Да, многие говорят, что заканчивают университет, но не идут работать по специальности, так как без связей на хорошую работу не устроиться. Я когда-то тоже так думала, поэтому хочу рассказать, что это не так. Очень хотелось бы, чтобы студенты, выбирая профессию бухгалтера, не боялись трудностей. Если много учиться и любить бухгалтерию, то можно всего добиться самостоятельно, без всяких связей.
— Когда вы поняли, что бухгалтерия — это ваш путь?
— Еще в колледже решила, что стану бухгалтером. Я училась в Московском финансовом колледже по специальности «Финансы и право», но преподаватель по бухгалтерскому учету влюбила меня в свой предмет. Нас учила практик — она работала главным бухгалтером и преподавала у нас. На уроках мы заполняли документы, играли в фирмы. Это были самые интересные занятия!
БУХ.1С представляет новую рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой мы будем встречаться с самыми разными бухгалтерами (главными и не очень) и беседовать с ними о жизни, работе и, конечно же, 1С.
Если вы хотите стать героем нашего следующего материала, пишите на buh@1c.ru с пометкой в теме письма ИНТЕРВЬЮ.
— И вы сразу устроились работать бухгалтером после колледжа?
— Нет, первая работа была оператором ПК финансового отдела. Мне было 17 лет, и я училась в колледже, а вечерами работала. Все вышло случайно: в нашу группу на третьем курсе пришла новенькая девушка, старше нас, которая уже работала. Им в компанию требовался оператор ПК. Я сказала, что готова работать бесплатно — за запись в трудовой книжке. Тогда во всех вакансиях, на которые я могла претендовать, было указано, что требуется опыт от полугода. И меня взяли. У меня был график с 3 часов дня и до вечера, часто я уходила из офиса совсем поздно. Платили 4 000 рублей, но я была счастлива — у меня была работа! Это был старт в моей карьере. Через 4 года я уже была бухгалтером-контролером в иностранной компании с хорошей белой зарплатой.
— Как вам удалось получить такую работу, будучи еще совсем молодым специалистом?
— На тот момент я уже закончила колледж, но еще училась в вузе и работала бухгалтером-кассиром. Мне очень хотелось устроиться в одну международную компанию, но в такие компании, с высокой белой зарплатой, попасть тяжело — на хорошие места, как я считала, брали «своих». Я увидела вакансию на сайте по поиску работы, откликнулась, меня пригласили на интервью, но потом так и не перезвонили. Решила позвонить сама. После этого еще несколько раз приезжала на собеседования, потом была проверка службой безопасности. Наверно, помогло мое огромное желание у них работать — я звонила каждую неделю, чтобы узнать, прошла ли проверку. Сначала меня взяли по договору ГПХ, а через 3 месяца повысили и перевели в центральный офис. Если освобождалось место в центральном офисе, то чаще не брали со стороны, а переводили бухгалтеров со складов. На склад набирали уже новых. Проработала я там 3 года и ушла в другую компанию за карьерным ростом.
— Почему, чтобы расти, пришлось менять место работы?
— Та компания — очень стабильная, текучка кадров в бухгалтерии была совсем небольшая, и позиции старших бухгалтеров на момент моего ухода были заняты. Организация развивала своих сотрудников — можно было перейти в другой отдел, но я хотела стать старшим бухгалтером. Поэтому, когда меня пригласили в небольшую автомобильную компанию с перспективой роста до заместителя главного бухгалтера, я согласилась.
— А главным бухгалтером вы хотели стать?
— Я не хотела быть главным бухгалтером. Всегда хотела быть заместителем. Но плох тот солдат, который не мечтает быть генералом. Мне необходим был рост, и в какой-то момент я созрела для должности главного бухгалтера.
К сожалению, в стабильных организациях практически нет роста, я уже говорила. Бухгалтеры работают на своих участках годами. С каждой новой работой я получала больше возможностей, выше должность и хорошую прибавку к доходу.
Заместителем главного бухгалтера я стала в 2013 году. В компании не хватало бухгалтеров, и я совмещала работу на нескольких участках: считала зарплату, пока не было бухгалтера на этом направлении, вела участок «реализация», подменяла на участках «банк», «учет расходов», «касса», контролировала работу бухгалтеров и выполняла обязанности заместителя. К сожалению, фирма обанкротилась, и в конце 2014 года мне пришлось уйти.
В 2015 году я устроилась в консалтинговую компанию. Там вела несколько юридических лиц и стала финансовым директором. В обязанности входило ведение клиентов, контроль за работой бухгалтеров, поиск персонала, консультации и переговоры с клиентами.
— Вы сменили несколько мест работы, что это были за компании?
— Я работала в разных сферах бизнеса. Наверное, мне везло, потому что попадались сильные и знающие руководители. От каждого из них я получила хороший опыт. Я работала в автомобильном, алкогольном бизнесе, медицине, оконном производстве, консалтинге, общепите и торговле. Каждая компания давала мне рост. К сожалению, некоторые фирмы не выдержали экономических кризисов, но я благодарна всем за опыт. Со многими коллегами общаемся до сих пор.
— Всегда были коллеги-друзья и везло с руководителями?
— В каждом коллективе я находила друга. Иногда наши пути расходились, с кем-то дружим уже семьями. Большинство руководителей были строгими, но не позволяли переходить на личности. Это были грамотные специалисты — было чему поучиться. Главный бухгалтер не должен быть мягким и добрым, но и кричать за малейшую ошибку тоже не должен. За все время моей работы я столкнулась только один раз с руководителем, который вел себя совсем не корректно.
— И как вы выходили из этой ситуации?
— Просто старалась не проецировать это на себя. В какой-то момент я поняла, что, к сожалению, мои разговоры не имеют результата, и общение не поменяется. Я ушла. Считаю, что если руководитель не в состоянии разговаривать спокойно, то лучше от такого руководителя уходить. Особенно, если крики не из-за ошибок. Бухгалтер должен быть стрессоустойчивым, но не быть мальчиком/девочкой для битья. Я разделяю личные и деловые отношения. Я могу не любить человека, но если он хороший специалист, то я никогда не перенесу свое отношение к нему на рабочие процессы. Все люди разные, я тоже кому-то не нравлюсь, но это не повод смешивать личные и рабочие моменты.
— Какой опыт был для вас самым полезным?
— Полезной и самой сложной была работа в консалтинге. Для меня это было ново. Я никогда до этого не вела сразу много компаний. Там я работала и менеджером, и кадровиком, и главным бухгалтером в одном лице. Иногда и юристом. Изучила электронную регистрацию в ИФНС. Это хороший опыт. Было тяжело, но без этой работы я никогда бы не решилась на свое дело.
— Почему решили создать ИП?
— В нашей семье родился ребенок, но я не хотела бросать работу. При этом я хотела работать официально и решила открыть ИП. Лично для меня это стало лучшим решением. Я могла находиться дома с сыном и продолжать свое дело. Первый год было очень сложно, но мне помог и продолжает помогает муж. Я без него, наверное, не справилась бы.
— Что хорошего в своем деле? Вам лучше, чем в найме?
— Самое интересное в моем деле — это общение с клиентами, консультации. Я подбираю для их деятельности систему налогообложения. Иногда совмещаем несколько систем налогообложения. Чувствую удовлетворение, когда клиент законно экономит на налогах.
Я не стремлюсь набрать много клиентов и мне нравится, когда человек после моей консультации может самостоятельно разобраться с налогами. Каждый год прохожу повышение квалификации и сама организовываю учет, выбираю программное обеспечение, менеджера по работе с ЭЦП, технику кассового оборудования, банк.
На наемной работе приходится выпрашивать бюджет, а на своей - я сама себе хозяйка. У меня хорошая команда. Моя команда — это мои партнеры. Техник кассового оборудования, менеджер в банке, программист, менеджер в «1С-Отчетность». Они оказывают мне услуги, а совместно мы делаем одно дело.
У меня полная материальная ответственность перед клиентом за мои «косяки». Я не боюсь давать гарантии, за свой труд получаю вознаграждение не в конверте, а на расчетный счет, что делает меня привлекательным клиентом для банков. В найме, к сожалению, этим похвастаться не всегда возможно.
— Сколько клиентов ведете одновременно? Из каких отраслей?
— Сейчас я веду 30 клиентов. Сфера деятельности разная: общепит, образование, адвокаты, авторемонт, подбор персонала, розничная торговля. Разные системы налогообложения. Каждый клиент уже как родной.
— Какими сервисами и программами пользуетесь, что нравится, а что — нет?
— Очень люблю «1С:Бухгалтерию 8» ред. 3.0. Считаю, что это лучшая программа для бухгалтеров. Я работала во многих программах, таких как SAP, Navision, «Парус», но больше всего нравится 1С.
Для сдачи отчетности раньше использовала «Астрал-Отчет», сейчас перешла на «1С-Отчетность». Очень удобно. Еще активно использую сайт nalog.ru и бесплатные программы для подготовки документов для государственной регистрации.
Не нравятся сервисы, которые показывают, что благодаря им якобы любой человек может вести бухгалтерию. Невозможно заменить бухгалтера машиной на 100%. Сервис берет на себя ответственность, только если клиента штрафуют. Если учет будет некорректный, но штрафа нет, то никто не возместит клиенту денежные средства, потраченные на бухгалтера, который будет исправлять отчетность.
Еще очень не нравится, что сейчас много объявлений об обучении «от бухгалтера до главного бухгалтера за 24 часа». Там пишут, что обучение проходит по 2 часа в день - в сумме 24 часа - и обещают, что человек сможет быть главбухом.
Такие объявления и сервисы обесценивают работу бухгалтера.
— А где и как нужно обучаться, чтобы развиваться в профессии? Обязательно ли нужно заканчивать вуз, специальные курсы или достаточно учиться «в бою», на практике?
— Учиться надо. Без теоретических знаний невозможно работать. Наша профессия требует знания законодательства. Лично для меня обучение в колледже было ключевым, но это зависит, конечно, и от колледжа, и от желания получать знания.
Высшее образование я получала уже имея опыт работы. Я окончила Московский университет государственного управления по специальности «судебно-бухгалтерская экспертиза». В моем случае высшее образование открыло двери к должности заместителя главбуха. Многие компании не готовы рассматривать на такие должности кандидатов без высшего образования. Мне было легко учиться в МУГУ благодаря тому, что я уже получила практический опыт, но рекомендовать такую модель обучения я не могу, потому что совмещать учебу и работу тяжело.
Что касается повышения квалификации — бухгалтер обязан это делать. Законодательство постоянно меняется, и необходимо соответствовать профстандарту.
— Где вы обучались в последнее время, что было особенно полезно?
— Я в основном учусь через интернет. Сейчас очень много курсов в удобном формате. Прошла очень хороший курс по изменениям в связи с коронавирусом. Это обучение позволило очень быстро среагировать на объявленные меры поддержки.
Сейчас прохожу курс «специалист по кадрам». Я считаю, что если человек хочет быть специалистом высокого уровня, то учиться ему необходимо всю жизнь.
— Анастасия, в начале нашей беседы вы сказали, что если много учиться и любить бухгалтерию, то можно всего добиться. Получается, вы уже добились всего? Что это для вас?
— Да, я получила все, что хотела. У меня ИП, стабильный хороший доход, любимое дело и семья. Меня уважают и ценят клиенты. Я сама себе хозяйка. Сама выбираю, когда работать, а когда нет. Когда ездить в отпуск. Я состоялась и как специалист, и как мама. Работа не должна занимать 100% нашей жизни. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что лично для меня это все входит в понятие «добиться всего».
Вот приятно, когда человек сам выбрал профессию, на своем месте. А не потому что учился на буха, потому что родители заставили
30 клиентов это как-то овердофига. Я не верю что один человек может качественно вести 30 фирм. Если только может нулевки за 25 фирм сдает.
Счетовод-любитель, а что в этом такого удивительного? хочешь жить - умей вертеться. организации они ведь тоже разные бывают. далеко не во всех организациях огромные прибыли, сотни контрагентов и тысячи работников. большинству фирм бухгалтерский учет нужен постольку поскольку. и отчетность с нулевыми показателями - это тоже отчетность. и ее также нужно кому-то готовить, оформлять и своевременно направлять в инспекцию.
Счетовод-любитель, Добрый день. Пора мне внести ясность. 90% моих клиентов-малый бизнес. Нулевка у меня только одна. Штат сотрудников не большой у клиентов. От 1 до 20 сотрудников. Системы налогообложения разные. И усн, иОСНО, и ЕНВД. Совмещаем несколько режимов. У 90% клиентов услуги. Сложного в учете ничего нет. Работаю много, но я знаю, что мой труд оплачивается в белую и по хорошей цене.
"Счетовод-любитель", полностью с Вами согласна, 30 фирм - это 5,3 часа в месяц!!! на каждую фирму.
Плюс она ещё и консультирует людей, далеких от бухгалтерии, да так, что "не бухгалтера" начинают самостоятельно разбираться в тонкостях налоговых режимов. На это у неё есть ещё дополнительное время. Смех.
Такие истории можно рассказывать токарям/слесарям, а не публиковать на бухгалтерском сайте.
Прижимистый главбух, А вы, похоже, сидите за одной операцией и завидуете тем, кто может больше? У меня тоже куча клиентов. Да, это сложно. Но я знаю, ради чего работаю. Все возможно при желании.
Главбухыч, как правило, повышенная рабочая нагрузка не только приносит дополнительный заработок, но еще и как следует дисциплинирует работника. в результате одна и та же работа, на которую в обычной ситуации отводится полноценный 8-часовой рабочий день, выполняется за пару часов без потери качества и здоровья работника. грамотная организация труда дорогого стоит.
Привет всем :-)
Не знаю, что вам не понравилось в количестве фирм. Ну 30 и 30, она ж не написала, что у каждого клиента миллиардный оборот.
Если круг обязанностей определен, все ровно в каждом клиенте - то и можно работать.
Другое дело как находить время на ребенка своего, это, конечно, вопрос.
Евгения Вечер, а что ребенок? если ребенок не грудничок и вполне себе взрослый и самостоятельный, то никаких проблем в этом не вижу. выкроить на ребенка десять-двадцать минут, да даже час в течение рабочего дня, если работа происходит из дома, а не в офисе, не составляет особого труда. и одно другому уж точно никак не мешает, если есть четкий и заранее установленный режим и график работы.