Юлия, с чего начался ваш путь в профессию?
– В 2012 году я заканчивала Тверской госуниверситет. Традиционная для нас, бухгалтеров, стезя: экономфак, специальность – бухучет, анализ и аудит. Производственную практику проходила на крупнейшем в регионе хлебозаводе: 10 цехов, более 700 сотрудников. И вот в этом 2012 году учет там вели вручную – на бумаге, даже не в Excel. Только-только начинали автоматизировать учет сырья. А мы в университете уже изучали «1С:Предприятие 8». Представляете мой шок?
Главбухом на комбинате была очень специфическая женщина, очень консервативная. Мол, раньше же как-то вели учет на бумаге, при том, что в советское время предприятие было еще и намного больше. Бухгалтерия на хлебозаводе состояла из восьми отделов - по производству, по реализации, по транспорту и т.д. И все это на бумаге! Ни о какой 1С речи и близко не было. Бумажные платежки возили в банк, хотя банк-клиент тогда уже не был новинкой.
Мы, практиканты, месяц там провели. Очень странное было ощущение. Впрочем, нас и до бумажек-то до не допускали, мы ходили, считали что-то или в архиве копались.
И сильно вам повредила эта детская травма?
– Не повредила. Скорее иммунитет дала к профессиональной косности. После окончания университета я переехала в Подмосковье, в Протвино. И почти 10 лет отработала на одном производственном предприятии с обособленными подразделениями. Производили стеклопакеты для архитектурного остекления – от сочинского стадиона «Фишт» до жилых домов. Прошла путь от бухгалтера по первичке до заместителя главбуха (с функционалом главного). И эта моя работа была полной противоположностью той злосчастной практике.
Бухгалтерская программа у нас постоянно менялась. Когда я пришла, как раз перешли на «1С:Бухгалтерию 8.2». Но тенденция была такая, что больше года на одной программе не работали. Потом стали внедрять «1С:Управление производственным предприятием 8», затем внедрили систему согласования электронных документов – «1С:Документооборот». Опыта особо ни у кого не было, все осваивали, как говорится, методом научного тыка. Были, конечно, общие инструкции, но теория – одно, а практика – совсем другое. Потом мы переходили на «1С:ERP». Бухгалтерии приходилось подстраиваться, свою работу в чем-то менять. Был очень долгий переходный период – учет в двух программах сразу пытались вести, в «1С:ERP» бухгалтерию дублировали.
Затем внедряли систему для согласования платежей «1С:Битфинанс». Тоже для всех новая, никто ее в глаза до того момента не видел. Я сама разбиралась, как подать заявку, как сделать так, чтобы интеграция была по банковским платежам. Поначалу у нас инициаторы из разных подразделений заводили заявки, потом нужно было пройти все согласования, и только после этого сформировать платежное поручение, загрузив его в 1С.
Поначалу все не хотели этим «1С:Битфинансом» заниматься: мол, что вы тут наставили свои программы, раньше без них работали, и нормально было. На самом деле очень часто сталкиваешься с такой реакцией людей. Говоришь им, что жизнь станет лучше, а пока нужно просто потерпеть, научиться и разобраться. Сами потом будете удивляться, как мы без этого жили. Нет, от многих идет отторжение. Но лично у меня позиция другая. Считаю, что бояться нового не надо никогда.
Вы были самым молодым сотрудником в бухгалтерии?
– Да. Но инициатором обновлений была не я. И без меня инициаторов хватало, такие решения сверху продвигались. Но мне все новое было крайне интересно. Главбух была очень адекватной, я у нее многому научилась. Она давала реальные задачи, и это позволяло мне развиваться.
Почему же ушли из компании, раз все так хорошо - и работа нравилась, и руководство?
Три года назад ушла в бухфирму с возможностью работать удаленно, так как с двумя маленькими детьми это виделось более разумным вариантом. И сейчас уже назад в офис совершенно не хочется. Есть свои нюансы в аутсорсинге, но для меня они не перекрывают той свободы перемещений и планирования рабочего времени, которую я получаю.
Где сложнее было – в найме или на аутсорсинге? Где напряжение больше?
– Везде свои плюсы и минусы. Сейчас веду 10 клиентов. Для небольшого клиента занимаешься всем – от регистрации до всех отчетов. После крупного предприятия такой формат работы был сначала непривычным, но на маленькие объемы перестроиться легче, чем наоборот.
Загруженности хватало и там, и здесь. Но здесь разнообразия больше. Планирование личного графика, конечно, реальнее, когда ты не находишься в офисе с 8 до 17. Я вам вообще скажу, аутсорсинг, когда у тебя два ребенка, – это незаменимая вещь.
А вы можете представить себе бухгалтерию крупного предприятия, которая работает удаленно?
– Ну, ковид всем показал, что на удаленке можно делать гораздо больше вещей, чем казалось раньше. Я не знаю кому как, но мне больше по душе гибридный формат. Если это производственное предприятие, то кто-то все-таки должен оставаться на месте. Приходят же люди что-то спросить в бухгалтерию, узнать, справку получить. Но в целом наша профессия располагает к удаленной работе. Есть, правда, нюансы, когда нужно подготовить документы для проверки, еще что-то. Но технические средства вполне позволяют организовать гибридный формат. Если бухгалтер не работает с первичкой, ему не приносят все эти бумажные документы, зачем ему сидеть в офисе? Тут вопрос только с дисциплиной. У сотрудника должен присутствовать самоконтроль.
Юлия Назарова: «Ковид всем показал, что на удаленке можно делать гораздо больше вещей, чем казалось раньше. В целом бухгалтерская профессия располагает к удаленной работе».
Работали вы в найме – каждый год сталкивались с чем-то новеньким от «1С». А как сейчас дела с новинками?
– «1С» постоянно запускает очень много интересных сервисов. Например, новый сервис «1С:Сверка 2.0». Я пыталась его протестировать, но вижу, что еще не все контрагенты готовы. Пытаюсь им рассказывать, что есть, мол, такая классная штука, которая освободит вашего бухгалтера от актов сверки. Агитирую подключаться. Еще классный инструмент – «1С:Распознавание первичных документов». Скан загружается, все это распознается, остается только проверить.
Я к чему рассказывала про ту удивительную бухгалтерию на хлебозаводе? Уже тогда я поняла, что так быть не должно, и теперь всегда стараюсь автоматизировать любые процессы, пробую все новинки. При этом уверена, что компьютер не сможет заменить бухгалтера, иначе уже давно бы это произошло. Автоматизация не заменяет, а рационализирует труд бухгалтера.
А откуда такая уверенность?
– Ну вот сейчас такое распространенное поветрие, говорят, что бухгалтерия скоро станет не нужна, налоговая, мол, все видит сама. Будут налоговики сами все просматривать и сами налоги списывать. Но режим автоматической УСН пока не слишком идеально работает. Есть ошибки, которые даже сама налоговая не всегда понимает. А потом ИП приходит ко мне с вопросом: откуда у меня минус, я же вроде все плачу. Начинаем разбираться, звонить в налоговую. Компьютер этого сделать не может. Мы понимаем, что с точки зрения налогов все верно, но есть какие-то технические нюансы.
Юлия Назарова: «Компьютер не сможет заменить бухгалтера, иначе уже давно бы это произошло. Автоматизация не заменяет, а рационализирует труд бухгалтера».
В чем же причины?
– Все, что угодно, может быть. И ошибки при вводе первички у пользователя (программа контролирует ввод, но не весь и не всегда), и у налоговиков технические баги бывают. Пишем тогда запросы в техподдержку. Очень часто это касается физических лиц – я порой помогаю декларацию 3-НДФЛ составить на вычеты. И говорят: а мне вместо вычета налог доначислили. Почему? Заходишь в личный кабинет, разбираешься. То ли он где-то лишний ноль в доходе поставил, то ли не так посчитал, не так понял. Хотя сервисы и настроены так, что специальных знаний не нужно, просто заполняй внимательно, но все равно возникают недоразумения, которые потом приходится устранять.
Мы вас, кажется, поняли. Бухгалтер ближайшего будущего – это аудитор сложных технических систем?
– Примерно так. Технику надо знать, но слепо доверять ей не стоит.
Я против удаленной работы. Ну какой это бухгалтер, когда он одной рукой суп варит, другой работает, а третьей домашку у ребенка проверяет? Может ему и удобно такое, но для предприятия никакой пользы. Надо в офис ездить и работать нормально!