В данной статье Я.В. Соколов, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, раскрывает перед читателями сложнейший спектр проблем, связанных с процессом создания бухгалтерской информации. Регистрируя в учете факты хозяйственной жизни, имеющие сложный набор правовых и экономических характеристик, бухгалтер формирует факты информационные. На информационные факты - бухгалтерскую отчетность - реагирует рынок. Реакция рынка - это управленческие решения его участников, читающих тексты, написанные на языке бухгалтерского учета. Ключи к раздумьям над данными проблемами - в предлагаемой статье. Профессор Я.В. Соколов предлагает читателям приоткрыть двери в мир загадок, создаваемых ими своей каждодневной работой.

Содержание

Каждый непредубежденный и даже предубежденный человек понимает, что бухгалтер отражает факты хозяйственной жизни. Но кто эти факты создает?

Вопрос сложный.

Жизнь диктует

Очевидно, что факты, которые регистрирует бухгалтер, он тем самым и создает. Чаще всего он это делает механически: есть документ, и данные из него надо записать куда нужно. Думать при этом не надо. Надо знать.

Но попадаются думающие. Они понимают, что один и тот же факт можно отразить по-разному. Учетная политика предоставляет для этого официальные возможности, а теория учета - возможности безграничные.

Начнем с конца.

Допустим, вы спрашиваете юного бухгалтера: как в магазине отразить проводками расчеты по заработной плате? И он вам бодро ответит:

Дебет счета "Расходы по продаже"
Кредит счета "Расчеты с персоналом по оплате труда"
Дебет счета "Расчеты с персоналом по оплате труда"
Кредит счета "Касса"

Удержания и дополнительные выплаты в этом примере для простоты опущены.

Вы порадуетесь ответу и подумаете: "Как духовно выросла молодежь". Но, по игривости нрава, вы можете спросить: "А возможны ли другие варианты регистрации этих фактов хозяйственной жизни? Или то, что отвечено, это закон природы и иначе невозможно, либо это мудрость тех, кто сочиняет нормативные документы?"

Разумеется, правильный ответ заключается в том, что это мудрость тех, кто сочиняет нормативные документы.

И надо сказать, что за свою многовековую историю бухгалтеры, которые думают, сочиняя проводки, ввели множество разнообразных вариантов. Репертуар широкий, как в хорошем театре.

Вариант 1

Дебет счета "Расходы по продаже"
Кредит счета "Заработная плата основная и дополнительная"
Дебет счета "Заработная плата основная и дополнительная"
Кредит счета "Расчеты с персоналом по оплате труда"
Дебет счета "Расчеты с персоналом по оплате труда"
Кредит счета "Касса"

Основное преимущество этого варианта в том, что он раскрывает объем расходов по заработной плате, ибо по кредиту счета "Расчеты с персоналом по заработной плате" могут быть начисления и других выплат. Неслучайно многие десятилетия люди, изучающие инструкции, придерживались этого варианта. Потом его отменили. Почему? Да потому, что пришли новые люди, и им надо было показать, что они лучше тех, которые ушли. Надо было демонстрировать что-то новое. Придумали журнально-ордерную форму счетоводства.

Предполагалось, что она фиксирует только обороты по кредиту, а дебетовые обороты отражать не надо, ибо они выявляются как часть оборотов по кредиту. Но в этих условиях было признано, что операционные счета типа "Заработная плата основная и дополнительная" не нужны.

Казалось бы, объективные условия подвинули бухгалтеров на подобное решение.

Хозяйственная деятельность расширялась. Нужны были новые варианты учета, новые формы. Отсюда и перемены. С одной стороны, это так, но с другой - это каприз бухгалтера. И даже если это была вынужденная мера, она прошла через мозг бухгалтера, и именно он, бухгалтер, принял решение. Объективные причины существуют не параллельно с человеком, а трансформируются через его, человека, мозг.

И результаты трансформации могли быть иными.

Вариант 2

Изначально, в течение многих веков, бухгалтеры писали:

Дебет счета "Расходы на продажу"
Кредит счета "Касса"

В этом была глубокая правда, ибо пока деньги не выплачены, естественно, нет и расходов, а принцип начисления создает то, что человек непредубежденный назовет псевдорасходами.

Это понравится, и много позже победит юридический принцип. Расходы возникают не тогда, когда выплачены деньги, а когда возникло обязательство их выплатить.

Соответственно и доходы получаются не тогда, когда поступили деньги, а когда возникло право их требовать.

В результате фирма может иметь колоссальную прибыль, а платить по долгам ей нечем, и ее как высокорентабельное предприятие объявляют банкротом.

Вариант 3

Автору известны случаи, когда делали простую проводку:

Дебет счета "Капитал"
Кредит счета "Касса"

Так составляли записи в России еще в конце XIX в. Замечательный русский бухгалтер Ф.В. Езерский (1836-1915) искренне считал, что, выплачивая деньги, фирма несет расходы, а это неизбежно означает уменьшение капитала.

Вариант 4

Вместо счета "Касса", если зарплата перечисляется на сберкнижки или на карточки, кредитуют счет "Расчетные счета".

Эти схемы хорошо известны всем думающим бухгалтерам, а самые думающие принимают решения в Москве. Каждая схема имеет свои плюсы и минусы. И только главный бухгалтер страны, если он обличен нужными полномочиями, решает, пропуская через свою голову, какой вариант самый лучший в данный момент.

О названиях

Многие думают, что названия, в том числе и наименования счетов, "дело десятое". Говорят: "Назовите хоть горшком!" Это ошибка. Название должно вытекать из сути объекта, и тогда, даже когда слово возникло случайно или в результате ошибки, такое имя накрепко приклеится к объекту.

По расчетам с персоналом всегда, со времен Римской империи, вели личные счета расчетов с каждым человеком.

Но вот в самом начале прошлого века набирали в типографии книгу и вместо личные счета набрали лицевые. Просто халатность наборщика и оплошность корректора. И привилось. С тех пор все мы говорим лицевые, а не личные счета. Неправильное стало правильным. Мозг бухгалтеров все переставил и привел в надлежащий вид.

Интересно, что и название самого главного на этом участке счета "Расчеты с рабочими и служащими" многим не понравилось.

Пришла мода на импортные словечки и рабочих и служащих заменили персоналом. Слово русскому уху чуждое. Но привыкли.

Говорят "Расходы на продажу", а раньше это называлось: "Издержки обращения". В этом, конечно, есть некоторый резон, ибо мы в бухгалтерии фиксируем как расходы не все, что истратили за отчетный период, а только ту их часть, которая показывает, во что организации обошлась выручка от продажи ценностей, работ и услуг.

И последнее, счет "Уставный капитал", на котором отражаются собственные средства фирмы, раньше назывался "Уставный фонд". Название счета связывают с уставами хозяйствующих фирм и величиной указанных в них капиталов. Хотя с экономической точки зрения капитал - это то, что создает (приносит) прибыль, то есть актив. Следовательно, правы были большие бухгалтеры: Ф. Беста (1845-1923) на Западе и А.П. Рудановский (1863-1931) у нас, когда настаивали на названии "Уставный фонд".

Но надо запомнить: все эти слова и словосочетания придумал ответственный бухгалтер.

Ответственность

Бухгалтер, сочиняющий проводки, формирует и финансовые результаты фирмы, и ее финансовое положение.

Продолжим наш первый пример.

Если момент начисления зарплаты отделяется от момента ее выплаты, то возникает совершенно иное представление о работе предприятия и при этом совершенно меняется ответственность руководства фирмы перед ее собственниками. (Перед нанятыми работниками нет.)

Дело в том, что, начисляя зарплату, бухгалтер совершенно не затрагивает денежные ресурсы фирмы. Благодаря этому он демонстрирует в учете степень ответственности собственников и администрации перед штатными сотрудниками фирмы. Поэтому между реальными расходами и доходами фирмы и юридическими обязательствами, связанными с выдачей заработной платы, происходит разрыв.

Ответственность налицо. Ее не спрячешь, как в первом случае. Это то, что принято называть прозрачностью. О ней вспомнили, ибо она связана с принципом начислений, о котором так много говорят со времен перестройки.

Он, с экономической точки зрения, создает не только псевдорасходы, но и псевдодоходы, часто порождая в головах предпринимателей болезненный оптимизм. И, может быть, это становится одной из причин экономического кризиса.

Итоги

Предмет бухгалтерского учета - факты хозяйственной жизни. И каждый такой факт отражает, как правило, волю двух лиц, участвующих в его формировании.

Эта воля носит тотальный характер, так как через нее передаются и объективные, и все субъективные причины, которые составляют социальный фон, на котором всегда принимаются действенные управленческие решения.

Человек - творец фактов хозяйственной жизни

Комментарии