Содержание
|
Суть проблемы
Участие сотрудников органов внутренних дел в осуществляемых налоговыми органами мероприятиях налогового контроля предусмотрено статьей 36 НК РФ, а также статьей 11 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции).
Помимо этого сотрудники органов внутренних дел могут осуществлять и самостоятельные проверочные мероприятия. Их проведение регламентируется Приказами МВД России от 16.03.2004 № 177 и от 02.08.2005 № 636.
Проводя самостоятельные проверочные мероприятия, сотрудники органов внутренних дел пользуются полномочиями, предоставленными им Законом о милиции и Федеральным законом от 12.08.1995 №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД). В частности, при реализации своих полномочий сотрудники органов внутренних дел имеют право осматривать помещения налогоплательщика, изымать документы и т. п.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, если действия сотрудников органов внутренних дел затрагивают экономические интересы организации или индивидуального предпринимателя, такие действия могут быть обжалованы именно в арбитражном суде, а не суде общей юрисдикции.
Судебные решения
Нижестоящие суды руководствовались статьей 5 Закона об ОРД и статьей 39 Закона о милиции. Согласно этим законам лицо, полагая, что действия представителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
ВАС РФ с таким подходом нижестоящих судов не согласился.
Он указал, что оспариваемые налогоплательщиком действия сотрудников органов внутренних дел по составлению описи документов, изъятых при осмотре помещений, проводились в рамках административного производства в целях проверки соответствия деятельности налогоплательщика действующему законодательству о порядке работы с денежной наличностью и порядке ведения кассовых операций.
Другими словами, рассматриваемые правоотношения возникли в связи с осуществлением названными организациями как юридическими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В том числе арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закреплено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Таким образом, вывод нижестоящих судов о неподведомственности арбитражному суду спора о признании незаконными действий органов внутренних дел является ошибочным.
Постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.2007 №14277/06