Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Антикризисные инструменты в «1С:Бухгалтерии 8»: оценка эффективности управления запасами

30.04.2020
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Антикризисные инструменты в «1С:Бухгалтерии 8»: оценка эффективности управления запасами
Как оценить эффективность продаж средствами «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0, мы рассказали в статье «Антикризисные инструменты в «1С:Бухгалтерии 8»: оценка эффективности продаж». Но если мы знаем, что продажа определенных товаров приносит максимальную прибыль, стоит ли бездумно пополнять запасы таких товаров? 

В непростых экономических условиях необходима оперативная информация, насколько быстро деньги, вложенные в товарно-материальные ценности (ТМЦ), вернутся обратно. На этот вопрос поможет ответить отчет руководителя «Оборачиваемость товаров».

Показатели оборачиваемости товаров в 1С:Бухгалтерии 8

Для анализа показателей оборачиваемости товаров, материалов и готовой продукции в «1С:Бухгалтерии 8» служит отчет Оборачиваемость товаров (раздел Руководителю).

За указанный период времени для каждой номенклатурной позиции по умолчанию в отчете выводятся следующие данные (рис. 1):

  • Средний остаток за период;

  • Фактический расход за период;

  • Коэффициент оборачиваемости;

  • Период оборачиваемости в днях.

Рис. 1. Оборачиваемость товаров.jpg

Рис. 1. Оборачиваемость товаров

Средний остаток за период показывает, сколько товаров в среднем за день лежит на складе, и рассчитывается по формуле:

(∑(Остаток на начало дня + Остаток на конец дня) / 2) / Число дней.

В расчете среднего остатка также учитываются и те дни, когда товар отсутствует на складе. Если выбранный период отчета равен или превышает три года, то в качестве остатков на начало и конец расчетного периода принимается остаток на начало и конец месяца, в противном случае берется остаток на начало и конец дня.

Показатели Остаток на начало дня и Остаток на конец дня определяются по данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах:

  • 10 «Материалы»;

  • 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;

  • 41 «Товары»;

  • 43 «Готовая продукция».

Показатель Фактический расход за период рассчитывается как общий объем расхода ТМЦ (кредитового оборота по счетам 10, 21, 41 и 43) за выбранный период отчета. В показатель расхода включаются следующие операции с ТМЦ:

  • списание в производство;

  • реализация;

  • возврат поставщику;

  • другие операции, отраженные по кредиту указанных счетов учета.

Обратите внимание, что при расчете показателей отчета исключаются данные, отраженные на субсчетах:

  • 10.07 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

  • 10.11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»;

  • 41.11 «Товары в розничной торговле (в АТТ по продажной стоимости);

  • 41.12 «Товары в розничной торговле (в НТТ по продажной стоимости);

  • 41.К «Корректировка товаров прошлого периода».

В отчете поддерживаются два варианта расчета показателей:

  • по количеству - в единицах товара (например, в штуках);

  • по сумме - в денежном выражении.

Вариант расчета показателей устанавливается в настройках отчета (кнопка Показать настройки). На закладке Показатели тумблер Рассчитывать оборачиваемость по показателю может быть установлен в одно из положений: Количество или Сумма (рис. 2).

Рис. 2. Настройка показателей.jpg

Рис. 2. Настройка показателей

По умолчанию тумблер установлен в положение Количество. В этом случае показатели Средний остаток за период и Фактический расход за период в отчете выводятся в количественном выражении.

Коэффициент оборачиваемости показывает, сколько в среднем оборотов совершают товарные запасы за один период, и рассчитывается по формуле:

Фактический расход за период / Средний остаток за период.

Показатель оборачиваемости является одним из основных инструментов эффективного управления складскими запасами:

  • низкие значения могут говорить о нерентабельности данного товара, поскольку товар медленно превращается в деньги, а на складах накапливаются излишки;

  • высокие значения могут сигнализировать как о хороших продажах, так и об отсутствии избыточных запасов;

  • чрезвычайно высокий коэффициент может также указывать и на недостаток товаров на складах, заставляющий балансировать на грани дефицита.

По умолчанию в отчете товары с наименьшей оборачиваемостью отображаются в начале списка.

Период оборачиваемости показывает, сколько дней в среднем товар хранится на складе, и рассчитывается по формуле:

Средний остаток за период / Фактический расход за период * Число дней в периоде.

Низкое значение Периода оборачиваемости может означать высокую эффективность управления запасами. Высокое значение показателя говорит о возможном избыточном сроке хранения товаров.

В зависимости от установленного варианта расчета показателей (по количеству или по сумме) показатели оборачиваемости (Коэффициент оборачиваемости и Период оборачиваемости) также могут быть рассчитаны в двух вариантах. Если в периоде, за который формируется отчет, цены сильно колеблются, то предпочтительнее считать по количеству.

Варианты настроек отчета по оборачиваемости товаров в 1С:Бухгалтерии 8

Анализировать оборачиваемость по конкретному товару рекомендуется в динамике (например, поквартально). Для этого в настройках отчета на закладке Показатели следует установить флаг Изменение (по сравнению с прошлым периодом), рис. 2. На рисунке 3 представлен отчет по оборачиваемости товаров за I квартал 2020 года. Показатели рассчитаны по количеству и сравниваются с аналогичными показателями за IV квартал 2019 года.

Рис. 3. Изменение по  количеству.jpg

Рис. 3. Динамика показателей оборачиваемости, рассчитанных по количеству

Например, для товара Подарочный шоколадный набор коэффициент оборачиваемости вырос, а период оборачиваемости снизился. Это может указывать и на увеличение продаж, и на уменьшение товарных остатков. Чтобы выделить позитивную динамику показателей оборачиваемости, для товара Подарочный шоколадный набор показатели Изменение выделяются в отчете зеленым цветом.

Интереса ради обратимся к отчету Валовая прибыль за I квартал 2020 года (см. статью «Антикризисные инструменты в «1С:Бухгалтерии 8»: оценка эффективности продаж»). Из отчета можно увидеть, что Подарочный шоколадный набор в I квартале 2020 года продавался ниже себестоимости. Данный товар залежался на складе, и, чтобы совсем не потерять деньги, вложенные в покупку этого товара, пришлось принять решение выручить за него хоть что-нибудь. Таким образом, для принятия управленческих решений следует анализировать экономические показатели в комплексе. И «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 предоставляет такие возможности, пусть и ограниченно.

Для товара Печенье «Юбилейное» коэффициент оборачиваемости снизился, а период оборачиваемости вырос. Это может сигнализировать как об избыточности товара на складе, так и об ухудшении продаж. В этом случае организация «заморозила» в товаре свои деньги, потраченные на его приобретение. Чтобы выделить негативную динамику показателей оборачиваемости, для товара Печенье «Юбилейное» показатели Изменение выделяются в отчете красным цветом.

На рисунке 3 представлен отчет по оборачиваемости товаров за I квартал 2020 года, сформированный с расчетом показателей по сумме.

Рис. 4. Изменение по  сумме.jpg

Рис. 4. Динамика показателей оборачиваемости, рассчитанных по сумме

Подробный анализ такого элемента ведения бизнеса, как управление запасами, приведен в статье «Искусство управлять запасами».

Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) проанализировать оборачиваемость товаров, материалов и готовой продукции и оценить эффективность управления складскими запасами

 


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Смена налогового режима

Планируете ли вы поменять в 2021 году налоговый режим?

Мероприятия

16 декабря 2020 годаЕдиный онлайн-семинар 1С для бухгалтеров и руководителей

1C:Лекторий: 8 декабря 2020 года (вторник, начало в 12:00, все желающие)Создание новых видов начислений и видов времени в 1С:ЗУП, редакция 3

1C:Лекторий: 9 декабря 2020 года (среда, начало в 12:00, все желающие)Как снизить рекламный бюджет и увеличить эффективность рекламы с помощью 1С:Маркетинг.Лидогенерация

Все мероприятия
Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С