Судебный вердикт: когда налоговики могут запрашивать дополнительные документы
Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 18.01.2021 № А56-38742/2020 признал, что в рамках камеральной проверки декларации по НДС, в которой налог был заявлен к возмещению, налоговики не вправе запрашивать у организаций договоры с контрагентами и регистры бухгалтерского учета.

Предмет спора: налоговая инспекция, проводившая камеральную проверку налоговой декларации по НДС, в которой налог был заявлен к возмещению, затребовала у организации дополнительные документы. Эти документы не относились к спорной декларации и не подтверждали право организации на возмещение сумм НДС. Организация обратилась в суд, потребовав признать требование о предоставлении дополнительных документов недействительным.

За что спорили: отмена решения об истребовании дополнительных документов.

Кто выиграл: организация.

Обосновывая в суде законность выставленного организации требования, налоговая инспекция ссылалась на то, что ее право на получение от налогоплательщиков документов в рамках налоговых проверок ничем не ограничено. Проверяя правильность рассчитанных в декларациях налогов, ИФНС может истребовать у компаний любые дополнительные документы, необходимые для осуществления налогового контроля. При этом НК РФ не устанавливает исчерпывающего перечня документов и сведений, которые могут запрашиваться у налогоплательщиков.

Суд кассационной инстанции признал доводы ИФНС несостоятельными и встал на сторону организации-налогоплательщика. Суд разъяснил, что право налоговых органов на истребование документов не носит абсолютного и неограниченного характера. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком (ч. 1 ст. 88 НК РФ).

Если камеральной проверкой в налоговой декларации были выявлены какие-либо ошибки или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести в декларацию соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Причем при проведении камеральной проверки ИФНС не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с декларацией прямо не установлено нормами налогового законодательства (п. 7 ст. 88 НК РФ).

В спорном случае налоговая инспекция истребовала у организации в числе прочего договоры о приобретении основных средств, инвентарные описи и карточки учета объектов ОС, ПТС на приобретенный транспорт, свидетельства о регистрации транспортных средств, свидетельства о собственности и страховые свидетельства.

Необходимость предоставления этих документы была обоснована ИФНС якобы проверкой правильности расчета НДС, заявленного к возмещению. Вместе с тем право на применение налоговых вычетов поставлено в зависимость только от наличия у налогоплательщика счетов-фактур и первичных документов, подтверждающих принятие на учет приобретенных основных средств (п. 1 ст. 172 НК РФ). Какие-либо иные документы (в том числе договоры и регистры бухгалтерского учета) в качестве основания для применения налогового вычета в ст. 172 НК РФ не упоминаются.

Документы, указанные в требовании (за исключением полученных счетов-фактур и первичных учетных документов), не подтверждают правомерность налоговых вычетов. Какая-либо связь между запрошенными инспекцией документами и заявленным в декларации к возмещению НДС отсутствовала.

В связи с этим суд признал требование налоговой инспекции о предоставлении дополнительных документов недействительным и нарушающим права организации-налогоплательщика.

Комментарии