29.05.2019 заключено Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, которое вступило в силу 03.02.2021. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза».
Соглашение предусматривает создание двух сегментов системы:
- внешнего сегмента прослеживаемости (наднациональная система прослеживаемости), который обеспечивает обмен информацией о пересечении границы между государствами — членами ЕАЭС прослеживаемого товара;
- национального сегмента прослеживаемости (национальная система прослеживаемости), который обеспечивает прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств — членов ЕАЭС. Система прослеживаемости будет распространяться на физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП, и юридических лиц, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Принципы и цели системы прослеживаемости товаров
Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, уже утвержден. Цели разработки и внедрения системы прослеживаемости:
- исполнение международных обязательств;
- подтверждение законности оборота товаров в Евразийском экономическом союзе;
- предотвращение ввоза на территорию РФ контрафактной продукции;
- повышение конкурентоспособности отечественных товаров;
- обеспечение экономической безопасности страны;
- сокращение серого импорта.
В целях реализации Соглашения разработана национальная система прослеживаемости товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров осуществляются оператором национальной системы прослеживаемости товаров — ФНС России.
Принципы национальной системы прослеживаемости:
- исключение дублирования бизнес-процессов налогоплательщиков;
- идентификатор прослеживаемости формируется на единых правилах;
- система базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками;
- факт перехода права собственности на прослеживаемый товар фиксируется в имеющихся документах и не требует физической маркировки товара;
- требования распространяются на всех участников оборота.
В отношении каких товаров осуществляется прослеживаемость
Согласно Порядку функционирования национальной системы прослеживаемости товаров прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, приведенных в Перечне товаров, при выполнении одного из следующих условий:
- товары ввезены на территорию РФ и выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
- товары ввезены на территорию РФ и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с конфискацией или обращением в собственность (доход) РФ иным способом;
- товары ввезены на территорию РФ и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с обращением взыскания на них по решению суда в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- товары задержаны таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС, не востребованы в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров;
- товары ввезены на территорию РФ с территории государств — членов ЕАЭС, за исключением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита;
- товары ранее ввезены в РФ в случаях, определенных подпунктами 1-5 пункта 3 Порядка, и фактически находятся в РФ на дату вступления в силу Перечня товаров (изменений к нему) (п. 3 Порядка).
Прекращение и возобновление прослеживаемости товаров
Прослеживаемость прекращается в следующих случаях:
- исключение товара, подлежащего прослеживаемости, из Перечня товаров;
- выбытие товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанное с реализацией, в результате которого у участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, прекращается право собственности на товары: выбытие товаров, подлежащих прослеживаемости — в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации, а также в связи с передачей товаров, подлежащих прослеживаемости, в производство и (или) на переработку, в том числе в качестве давальческого сырья (материалов), комплектующих, для изготовления новых товаров;
- реализация, а также передача на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости, физическим лицам для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
- фактический вывоз с территории РФ товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
- вывоз товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства — члена ЕАЭС;
- реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, пользующимся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами РФ, при условии последующего официального использования этих товаров;
- недостача товаров, подлежащих прослеживаемости, выявленная участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, при инвентаризации (п. 4 Порядка).
Прослеживаемость возобновляется в следующих случаях:
- возврат остатков неиспользованных (непереработанных) товаров из производства (переработки), в отношении которых прослеживаемость подлежала прекращению в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Порядка;
- возврат продавцу физическими лицами товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также возврат налогоплательщиками налога на профессиональный доход, товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
- выявление участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, при инвентаризации товаров, подлежащих прослеживаемости, по которым ранее выявлена недостача (п. 5 Порядка).
На какие товары не распространяется прослеживаемость
Действие Порядка не распространяется:
- на товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на территории РФ или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки), помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- на товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны; товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров РФ и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- на товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада; товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров РФ и помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления;
- на товары, подлежащие прослеживаемости, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами РФ;
- на товары, отчужденные физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
- товары, сведения об операциях с которыми составляют государственную тайну (п. 6 Порядка).
Реквизиты прослеживаемости товаров
Реквизитами прослеживаемости являются:
- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (РНПТ);
- количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости, в соответствии с Перечнем товаров;
- количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.
РНПТ представляет собой один из номеров:
- номер, формируемый самим участником оборота прослеживаемых товаров при их ввозе на территорию РФ и выпуске их в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления из показателей декларации на товары (регистрационный номер декларации на товары и порядковый номер товара) или из показателей заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (регистрационный номер заявления о выпуске товаров и порядковый номер товара);
- номер, присваиваемый таможенным органом, если товары ввезены на территорию РФ, но не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с конфискацией или обращением в собственность (доход) РФ; в связи с обращением взыскания на них по решению суда; в связи с задержанием товаров таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС;
- номер, присваиваемый ФНС России, если товары ввезены на территорию РФ с территории государств — членов ЕАЭС (кроме товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита) или если товары ранее ввезены на территорию РФ и фактически находятся на территории на дату вступления в силу Перечня товаров, подлежащих прослеживаемости.
В целях реализации национальной системы прослеживаемости Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ внесены изменения в части 1 и 2 НК РФ:
- налогоплательщиков, осуществляющих операции с прослеживаемыми товарами, обязали представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ (п. 2.3 ст. 23 НК РФ);
-
налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации получил право истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:
- между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
- между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
- между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости (п. 8.9 ст. 88 НК РФ);
- при реализации прослеживаемых товаров налогоплательщиков НДС обязали выставлять счета-фактуры только в электронной форме (за исключением случаев: реализации прослеживаемых товаров физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход; реализации и перемещения прослеживаемых товаров с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта); реализации и перемещения прослеживаемых товаров с территории РФ на территорию другого государства — члена ЕАЭС (п. 1.1 ст. 169 НК РФ);
- организации и (или) ИП при приобретении прослеживаемых товаров обязали обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 1.2 ст. 169 НК РФ);
- в форму счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) были добавлены новые реквизиты: регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости; количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости; количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости (п.п. 5, 5.2 ст. 169 НК РФ).
В соответствии с Законом № 371-ФЗ национальная система прослеживаемости запускается с 01.07.2021.
Подробнее об обмене электронными документами с контрагентами с помощью встроенного в программы 1С сервиса
Быстро и легко освоить 1С-ЭДО можно с помощью видеороликов — см. в разделе
1С:ИТС
О национальной системе прослеживаемости товаров см. также в разделе