Содержание
Прежде всего, напомним, что если содержащиеся в нормах законодательства о налогах и сборах неясности, противоречия, пробелы и сомнения являются неустранимыми, то они толкуются в пользу налогоплательщика (ст. 3 НК РФ). Толкование сомнений, противоречий и неясностей, а также определение их неустранимого характера осуществляется судебными органами РФ при рассмотрении конкретного дела.
При возникновении у налогоплательщика вопросов о порядке применения закона, он вправе получать от уполномоченных государственных органов необходимую информацию.
До вступления в силу Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" за соответствующими разъяснениями налогоплательщик обращался в налоговый орган, как правило, по месту своего учета*. Названным законом порядок проведения разъяснительной работы изменен.
Примечание:
* За последнее время многие из Методических рекомендаций МНС России о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов были отменены. Таким образом, позиция налоговых органов по тому или иному вопросу могла стать известной налогоплательщику только посредством получения ответа на запрос (прим. автора).
С августа 2004 года налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):
- о действующих налогах и сборах;
- о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
- о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
- о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.
Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в актах законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах.
Порядок информирования налогоплательщиков подробно раскрывается в утвержденном приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468@ Регламенте организации работы с налогоплательщиками.
Разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе получать от Минфина России и финансовых органов.
Минфин России и до внесения поправок в НК РФ предоставлял разъяснения по законодательству о налогах и сборах. Так что в этой части ничего не изменится. Как и прежде, финансовое ведомство будет давать ответы на запросы в течение месяца. Этот порядок регулируется внутренними инструкциями по делопроизводству.
Однако следует различать разъяснение законодательства и консультации по законодательству. То есть, ответ на вопрос о том, какой из возможных вариантов хозяйственного поведения с точки зрения налогообложения более приемлем для налогоплательщика, не относится к предмету информационно-разъяснительной работы.
Ситуации, при которой по одному и тому же вопросу могли существовать противоположные разъяснения налоговых органов и Минфина России, теперь быть не должно. Это, безусловно, положительный момент для всех налогоплательщиков.
Самый простой ответ на вопрос - в какой орган отправить запрос - направлять его и в налоговую службу, и в Минфин России.
Обратим внимание - разъяснения финансовых или налоговых органов не являются обязательными для налогоплательщика. Налогоплательщик вправе не согласиться с полученным разъяснением (пониманием финансовым, налоговым или иным уполномоченным органом норм законодательства) и отстаивать свою позицию.
Налоговые органы должны будут учитывать разъяснения финансовых органов, адресованные налогоплательщикам. Обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, является выполнение письменных разъяснений, данных финансовым органом или иным уполномоченным органом или должностным лицом в пределах установленной компетенции (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
В пункте 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 указано, что к разъяснениям, о которых упоминает подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц (финансовых органов, органов государственных внебюджетных фондов, таможенных органов, органов внутренних дел).
Исходя из этого можно сделать вывод, что под разъяснениями понимаются исключительно официальные письменные разъяснения, представляемые должностным лицом при выполнении им своих полномочий.
Разъяснение может содержаться как в документе нормативного характера, включая акты индивидуально-правового характера, так и в письмах, направленных налогоплательщику.
Публикации в СМИ* (статьи, комментарии, интервью и т.п.) не отвечают указанным требованиям и представляют собой частное мнение государственного служащего.
Примечание:
* В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1995 № 119-ФЗ государственный служащий вправе заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью (прим. автора).
Таким образом, если выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений стало причиной совершения правонарушения, то налогоплательщик освобождается от ответственности. Налогоплательщики, которые следовали письменным разъяснениям, полученным от налоговой инспекции, и нарушили при этом налоговое законодательство, также могут быть освобождены от ответственности, если соответствующее разъяснение было предоставлено в пределах компетенции налогового органа*.
Примечание:
* По меньшей мере, в части разъяснений, изданных налоговыми органами до августа 2004 года (прим. автора).
В данной ситуации согласно НК РФ налогоплательщик освобождается только от штрафов. За ним сохраняется обязанность уплатить причитающиеся суммы налога и пени.