
Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 22.05.2025 №А54-622/2024 разъяснил, вправе ли организации переносить заявленные и одобренные инспекцией налоговые вычеты по НДС на более поздние налоговые периоды.
Предмет спора: организация заявила в декларации налоговые вычеты по НДС за первый квартал текущего года. По итогам камеральной проверки налоговая инспекция подтвердила наличие у организации права на заявленные налоговые вычеты. В следующем году организация в целях оптимизации налогообложения подала уточненную декларацию по НДС, в которой уменьшила первоначально заявленный вычет и перенесла его часть на новый год. Инспекция в применении перенесенного налогового вычета отказала. Организация обратилась с иском в суд, в котором потребовала отменить решение инспекции об отказе в налоговом вычете по НДС.
За что спорили: 63 559 рублей.
Кто выиграл: налоговая инспекция.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель организации отмечал, что право на спорный налоговый вычет было документально подтверждено и оснований для отказа в вычете у налоговой инспекции не имелось. Ранее полученный вычет в уточненной декларации был уменьшен и заявлен в сумме уменьшения в более поздний налоговый период.
Государственный бюджет при этом не понес никаких дополнительных затрат, поскольку перенос вычета был осуществлен в пределах одной и той же заявленной суммы. Нормы НК РФ, по мнению организации, не препятствуют законной оптимизации налогообложения и не содержат запрета на перенос заявленных вычетов на более поздние налоговые периоды. Поэтому, с точки зрения организации, решение ИФНС об отказе в вычете является незаконным и подлежит отмене.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы организации и встал на сторону налоговой инспекции.
Суд указал, что налогоплательщик при осуществлении облагаемых НДС операций имеет право уменьшить общую сумму исчисленного налога на НДС, предъявленный ему при приобретении товаров, работ и услуг (п.2 ст.171 НК РФ).
Вычеты производят на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, после принятия на учет приобретенных товаров, работ и услуг при наличии соответствующих первичных документов. Вычеты по НДС можно получить в налоговых периодах в пределах 3 лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком товаров, работ и услуг.
Заявление вычета в более позднем периоде, чем период, в котором такое право возникло, само по себе не может служить основанием для лишения его права на применение вычета. Но непременным условием для применения налогового вычета по НДС является соблюдение трехлетнего срока, установленного п.2 ст.173 НК РФ.
Право на вычет может быть реализовано лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения вычета положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет). НК РФ не содержит норм, ограничивающих право налогоплательщика на применение налогового вычета в более поздний период, чем получен и оприходован товар. Однако это не означает, что налогоплательщик может самостоятельно уменьшать размер заявленного вычета в одном налоговом периоде и предъявлять тех же суммы налога к вычету в другом периоде.
Приведенные налогоплательщиком причины переноса вычета (оптимизация налоговой нагрузки, вызванной увеличением стоимости отгруженной продукции) не являются поводом для представления уточненных налоговых деклараций в части переноса налоговых вычетов. Налоговая оптимизация не может служить законным основанием для произвольного переноса вычета по НДС на другой налоговый период.
В связи с этим суд признал, что налоговая инспекция обоснованно отказала организации в применении перенесенного налогового вычета по НДС. Исковые требования остались без удовлетворения.
В материале использованы фото: Andrey_Popov / Shutterstock / Fotodom.