Новости для бухгалтера, бухучет, налогообложение, отчетность, ФСБУ, прослеживаемость и маркировка, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Применение поправочных коэффициентов при расчете земельного налога

10.06.2005
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Материал подготовлен постоянным ведущим данной рубрики А.А. Куликовым, налоговым консультантом (e-mail: kaafsnp@mail.ru).

Содержание


При расчете земельного налога* подлежат последовательному применению ВСЕ поправочные коэффициенты, устанавливаемые на федеральном уровне на очередной финансовый год

Примечание:
* Новая глава НК РФ 31 "Земельный налог" реально начинает работать только с 1 января 2006 года (подробнее читайте здесь), а пока работает старый механизм, в соответствии с которым расчет за 2005 год необходимо представить не позднее 1 июля. Споры, отраженные в делах, возникают и по сей день, поскольку сроки давности еще не вышли.

Суть проблемы

Действующее законодательство РФ при исчислении земельного налога предусматривало обязанность налогоплательщика по применению ежегодно устанавливаемого коэффициента, на который подлежали корректировке ставки предыдущего периода. Именно неоднозначное толкование установленного способа исчисления земельного налога стало причиной многочисленных и неоднозначных решений судебных инстанций.

Налогоплательщики справедливо ссылались на положения статьи 17 НК РФ, которая рассматривает в качестве самостоятельных такие элементы налога, как "ставка налога" и "порядок исчисления налога". Поскольку законодатель при введении поправочных коэффициентов использовал формулировку о применении указанных коэффициентов к ставкам предыдущего года, можно было сделать вывод, что введение поправочного коэффициента не является способом изменения ставки, а выступает в качестве одного из элементов способа исчисления налога. Вследствие этого, можно сделать вывод о том, что применение ВСЕХ ежегодных поправочных коэффициентов не соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

Изначально именно такая позиция и была поддержана, в частности, ФАС Северо-Западного округа при вынесении Постановлений от 19.03.2003 № А56-30963/02, от 19.03.2003 № А56-24659/02, от 24.04.2003 № А56-27221/02, от 18.04.2004 № А56-33956/02.

Данный вывод напрашивается и из анализа положений Определений КС РФ от 12.05.2003 № 186-О и от 06.02.2004 № 48-О, однако высшие судебные инстанции сделали прямо противоположный вывод, указав, что последовательное применение ВСЕХ поправочных коэффициентов в отношении установленных ставок земельного налога соответствует действующему законодательству РФ.

Судебные решения

ОАО "С" (далее - общество) обратилось в налоговый орган (далее - инспекция) с заявлением о принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 1999-2001 годы и проведении зачета излишне уплаченного за этот период налога.

Налоговый орган уклонился от принятия уточненных налоговых деклараций и производства зачета.

Общество обратилось в арбитражный суд с иском к инспекции о признании незаконным бездействия инспекции, выразившего в непринятии дополнительных уточненных налоговых деклараций по земельному налогу, в непроведении зачета излишне уплаченного земельного налога, и о ее обязании произвести такой зачет в счет будущих платежей.

Решением суда первой инстанции от 06.08.2002 требования истца удовлетворены частично.

Признано незаконным бездействие инспекции в части непринятия уточненных деклараций и непроведении зачета земельного налога за 2000 и 2001 годы, в остальной части иска отказано.

ФАС Западно-Сибирского округа постановлением от 09.12.2002 оставил решение без изменения.

Общество в заявлении, поданном в ВАС РФ, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора ссылается на то, что в течение 1999-2001 годов уплачивало земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на 1999, 2000 и 2001 годы, тогда как эти законы, по его мнению, не могут применяться в сфере налоговых правоотношений.

Удовлетворяя требование налогоплательщика в части зачета земельного налога, излишне уплаченного в 2000 и 2001 годах, суды мотивировали свои решения тем, что федеральные законы "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год", устанавливающие поправочные коэффициенты к ставке земельного налога, выходили за рамки периода, на который был рассчитан поправочный коэффициент.

Кроме того, при исчислении налога истец, увеличивая ставку налога на поправочный коэффициент текущего года, ошибочно, по мнению суда, включал в расчет и коэффициент предыдущего года, что повлекло переплату налога.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Пре-зидиум считает, что оно подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 21 Федерального Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.

Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом РФ и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.

Законом РФ "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 № 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 № 22-ФЗ Правительству РФ поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.

Индексация ставок земельного налога была осуществлена постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 № 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.

Статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 № 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 № 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 № 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году.

Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.

Нельзя признать обоснованными выводы судов о том, что поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога не могли применяться в 2000 и 2001 годах, поскольку федеральные законы "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год", вводившие эти коэффициенты в момент их вступления в силу, выходили за рамки налогового периода, на который были установлены поправочные коэффициенты.

Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год", устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.

При этом, как указывается в Определениях КС РФ от 12.05.2003 № 186-О и от 06.02.2004 № 48-О должно быть соблюдено требование определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность платить налоги.

Таким образом, оспариваемые судебные акты основаны на неправильном толковании норм права и их отмена будет иметь значение для формирования единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

(Постановление Президиума ВАС России от 23.03.2004 года №5063/03,
Решение ВС России от 20.01.2004 года №ГКПИ 03-1422,
Постановление ФАС СЗО от 15.04.2004 года №А56-35066/03,
Постановление ФАС СЗО от 15.04.2004 года №А56-30985/03)

Арбитражная практика. Применение поправочных коэффициентов при расчете земельного налога.


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Кто читает БУХ.1С

Кем вы работаете?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С