Проведение проверок трудовой инспекцией: что изменилось
Новые правила, по которым трудовая инспекция проводит проверки работодателей, вступили в силу в середине 2021 года. Изменения действуют с 23 июля 2021 года до 1 июня 2023 года. Эксперты 1С в статье рассказывают о новых положениях, на которые нужно обратить внимание компаниям.

В соответствии со статьей 353 ТК РФ государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и других нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда в лице Роструда и его территориальных органов. При проведении проверок трудовая инспекция руководствуется трудовым кодексом, а также положением о федеральном государственном контроле (надзоре), утверждаемом Правительством РФ. Такое положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, оно применяется с 23.07.2021 и действует до 01.06.2023. Ранее действовавшее положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, утратило силу с 22.07.2021. Рассмотрим нормы нового Положения, которые могут быть интересны работодателям.

При проверках продолжают применять риск-ориентированный подход

При проверках трудовая инспекция продолжит использовать риск-ориентированный подход, который в последнее время применяется при проведении большинства проверок в России. Этому посвящен раздел II Положения. Суть этого подхода заключается в том, что работодателей относят к той или иной категории риска нарушения норм трудового законодательства. Чем выше категория риска, тем чаще будут проводиться в его отношении плановые выездные проверки. Всего предусмотрено 5 категорий риска - высокий, значительный, средний, умеренный, низкий. Порядок отнесения работодателя к той или иной категории осуществляется по правилам, закрепленным в Приложении к Положению. Критериями для отнесения к определенной категории риска являются, например, уровень травматизма на производстве, наличие задолженности по заработной плате, наличие несчастных случаев и т. д.

Решение об отнесении к категории риска принимается руководителями Роструда или его территориального органа. Процедура проводится до 1 июля каждого года. На основании ее результатов составляется план проверок на следующий год. Сведения об отнесении к категориям риска публикуются на сайте трудовой инспекции.

Плановые выездные проверки проводятся в отношении работодателей, отнесенных к категории:

  • высокого риска - один раз в 2 года;

  • значительного риска - один раз в 3 года;

  • среднего риска - один раз в 5 лет;

  • умеренного риска - один раз в 6 лет;

  • низкого риска - проверки не проводятся.

Профилактика нарушения трудового законодательства

В отличие от ранее действовавшего положения, новое предусматривает проведение сотрудниками трудовой инспекции профилактических мероприятий, направленных на предотвращение нарушения норм трудового права и прав работников. Ранее они также применялись трудовой инспекцией, однако в старом Положении о проверках они прописаны не были. В частности, предусмотрены такие профилактические мероприятия, как:

  • информирование - трудовая инспекция размещает в общедоступных источниках информацию об обязательных требованиях в сфере трудового законодательства;

  • обобщение правоприменительной практики - трудовая инспекция систематизирует и обобщает наиболее значимые судебные решения по трудовым спорам;

  • объявление предостережения - трудовая инспекция вправе выдать работодателю предостережение о недопустимости нарушения трудового законодательства, если у нее есть основания полагать, что такие нарушения произошли (без причинения вреда) или могут произойти. Контролируемое лицо в течение 10 дней со дня получения предостережения вправе подать в трудовую инспекцию возражение;

  • консультирование (сотрудники трудовой инспекции должны отвечать на вопросы работодателей о применении и соблюдении трудового законодательства);

  • профилактический визит (сотрудник трудовой инспекции посещает работодателя лично или проводит профилактическую беседу по видео-конференц-связи).

Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:

  • объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска;

  • контролируемых лиц, начинающих деятельность в сферах с высоким уровнем производственного травматизма.

Подробнее о порядке и сроках проведения профилактических мероприятий можно почитать в разделе III Положения.

Формы проверок не изменились

Порядку и формам проведения проверок, а также оформлению их результатов посвящены разделы IV и V Положения.

Трудовая инспекция осуществляет государственный контроль (надзор) посредством проведения таких мероприятий, как:

  • инспекционный визит. В ходе визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, которые должны быть в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) составляет 1 рабочий день;

  • рейдовый осмотр (проводится по согласованию с органами прокуратуры, за некоторым исключением). В ходе осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, экспертиза. Срок взаимодействия с одним работодателем не должен превышать 1 рабочий день;

  • документарная проверка - срок проведения составляет не более 10 дней;

  • выездная проверка - срок проведения составляет не более 10 дней.

Ранее применялись только документарные и выездные проверки, и срок их проведения не должен был превышать 20 дней. Первые три мероприятия осуществляются исключительно на внеплановой основе.

Плановые выездные проверки проводятся на основании плана проверок на календарный год, согласованный с прокуратурой.

Любое контрольное (надзорное) мероприятие может быть перенесено по заявлению работодателя, если он не может присутствовать на нем из-за временной нетрудоспособности или форс-мажорных обстоятельств (за исключением случаев, когда проведение контрольного (надзорного) мероприятия возможно без его участия).

Обязательный досудебный порядок обжалования решений трудовой инспекции

Решение, вынесенное сотрудниками трудовой инспекции по результатам проверки, можно обжаловать, как и раньше.

Это следует из раздела VI Положения. Порядок обжалования подробно прописан в статьях 39-43 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.

1С:ИТС
Подробнее о порядке организации и осуществления государственного и муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ см. в разделе "Консультации по законодательству".

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 с 01.07.2021 в отношении решений, принятых трудовой инспекцией, действует обязательный досудебный порядок обжалования.

Жалобы на решения территориального органа трудовой инспекции, действия (бездействие) его должностных лиц рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) территориального органа или Федеральной трудовой инспекцией.

Жалобы на действия (бездействие) руководителя (заместителя) территориального органа трудовой инспекции рассматриваются Федеральной трудовой инспекцией.

Жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной трудовой инспекции рассматриваются руководителем Федеральной трудовой инспекции.

Напомним, что решения, вынесенные трудовой инспекцией, можно обжаловать и через портал Госуслуг.

1С:ИТС
Результаты каких проверок необходимо сначала обжаловать в досудебном порядке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663, см. в разделе "Консультации по законодательству".

Комментарии