Антикризисные изменения Налогового кодекса
Учитывая нестабильную экономическую ситуацию, Правительством РФ принимается комплекс мер, направленных на поддержку предпринимательства. Среди законов, принятых в течение четвертого квартала 2008 года, для бухгалтера наибольшее значение имеют акты, направленные на снижение налогового бремени и создание наиболее благоприятных условий хозяйствования. Наиболее важным в данной связи является Федеральный закон от 27.11.2008 № 224-ФЗ, большинство положений которого вступает в силу с 1 января 2009 года. Об основных новациях налогового законодательства и пойдет речь в данной статье, подготовленной И.А. Баймаковой, экспертом по вопросам налогообложения.

Содержание

Новый порядок вступления в силу позитивных изменений

Общий порядок введения в действие актов законодательства о налогах и сборах определен статьей 5 НК РФ. В большинстве случаев акты законодательства вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Вместе с тем, в современных условиях нередко требуется более оперативное введение в действие норм законодательства о налогах и сборах. В связи с чем, пункт 1 статьи 5 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2008 № 224-ФЗ (далее - Федеральный закон № 224-ФЗ) дополнен нормой, позволяющей вводить в действие акты законодательства о налогах и сборах с момента официального опубликования, в случае, если в нормативном правовом акте прямо это предусмотрено. Однако данный порядок может быть применен только в отношении тех актов законодательства о налогах и сборах, которые носят позитивный характер для налогоплательщиков, в том числе:

  • устраняют или смягчают ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
  • отменяют налоги и (или) сборы;
  • снижают ставки налогов (сборов);
  • устраняют обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
  • иным образом улучшают их положение.

Предоставление отсрочек или рассрочек министром финансов РФ

Пунктом 5 статьи 63 НК РФ предусмотрено право принятия министром финансов РФ решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов. Одним из способов изменения срока уплаты налога, пеней, штрафа является предоставление отсрочки или рассрочки.

В соответствии с новым порядком, определенным статьей 64.1 НК РФ, по решению министра финансов РФ может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов, пеней и штрафов. При этом данная отсрочка или рассрочка может быть предоставлена, если ее размер превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Следует учитывать, что срок, на который может быть предоставлена отсрочка или рассрочка, не может превышать пять лет.

Рассматриваемой статьей предусмотрено, что организация, претендующая на получение указанной отсрочки или рассрочки, должна представить вместе с соответствующим заявлением следующие документы:

  1. справку налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
  2. предполагаемый график погашения задолженности;
  3. документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;
  4. письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.

Срок для принятия решения по результатам предоставленных документов определен в один месяц.

Согласно пункту 14 статьи 9 Федерального закона № 224-ФЗ решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов в порядке, предусмотренном статьей 64.1 НК РФ, могут быть приняты до 1 января 2010 года.

Камеральные проверки

Федеральным законом № 224-ФЗ внесены довольно существенные изменения в части проведения камеральной налоговой проверки.

Во-первых, уточнено, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налогоплательщиком в налоговой орган одной только налоговой декларации (расчета), а не вместе с документами, которые в соответствии с законодательством о налогах и сборах должны прилагаться к данной налоговой декларации/расчету (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Во-вторых, разъяснен порядок проведения камеральной налоговой проверки в случае представления уточненной налоговой декларации (расчета) до момента окончания камеральной налоговой проверки по ранее поданной декларации (расчету). В частности, определено, что при подаче "новой" декларации проверка, проводимая по "старой" декларации, прекращается, т. е. прекращаются все действия налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). Особо отмечено, что документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

В-третьих, необходимо обратить внимание, что в случае, если документы представлены в налоговый орган с нарушением установленного срока, то данные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением порядка, установленного законодательством о налогах и сборах, т. е. считаются надлежащими доказательствами (п. 4 ст. 101, п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

В-четвертых, пунктом 5 статьи 100 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки подлежит вручению в течение пяти дней с даты составления акта. Решение о привлечении/об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения также должно быть вручено в течение пяти дней со дня его вынесения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Инвестиционный налоговый кредит - для оборонных заказов

Перечень налогоплательщиков, которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, дополнен еще одной категорией - организациями, выполняющими государственный оборонный заказ. Для указанной категории налогоплательщиков сумма предоставляемого кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Приостановление операций по счетам в банках

С учетом внесенных изменений приостановление операций по счетам в банках рассматривается как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате не только налогов и сборов, но и пеней и (или) штрафов (п. 1 ст. 76 НК РФ). При этом предусмотрено, что данный способ не распространяется на страховые взносы.

Положениями Федерального закона № 224-ФЗ разъяснен порядок приостановления операций налогоплательщика-организации по валютному счету. В частности, отмечено, что приостановление по валютному счету означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу ЦБ РФ, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Кроме того, предусмотрено, что налоговый орган вправе не только вручить решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации представителю банка или направить данное решение в банк в электронном виде, но и известить банк иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (п. 4 ст. 76 НК РФ). Налоговый орган обязан передать налогоплательщику-организации копию данного решения не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Особого внимания в данной связи заслуживает новый пункт 9.2 статьи 76 НК РФ, предусматривающий ответственность в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) указанного решения. Указанной нормой определено, что за каждый день нарушения срока начисляются проценты, исходя из ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения или срока вручения (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Пункт 9.2 статьи 76 НК РФ вступит в силу с 1 января 2010 года.

Списание безнадежных долгов по налогам

Статья 59 НК РФ дополнена положением, предусматривающим возможность признания суммы налога, сбора, пеней и штрафов, безнадежными к взысканию и, соответственно, списанию Правительством РФ - по федеральным налогам и сборам и исполнительными органами государственной власти, а также субъектами РФ, местными администрациями - по региональным и местным налогам. Указанный порядок применим в случае, если денежные средства списаны со счетов налогоплательщиков в банках, но не перечислены в бюджетную систему РФ и банки, в которых открыты счета налогоплательщиков, ликвидированы на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании.

Подача "уточненки" при переплате

Поправками, внесенными в пункт 1 статьи 54 НК РФ, уточнено, что налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. Эта норма вступит в силу с 1 января 2010 года.

Ответственность банков

На фоне рассмотренных выше изменений, предусматривающих дополнительные гарантии налогоплательщика, изменения, внесенные в главу 18 НК РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение", накладывают дополнительную ответственность банков за нарушения, допускаемые ими при осуществлении деятельности.

Увеличены штрафы в следующих случаях:

  • при открытии банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу или адвокату без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, либо при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица - с 10 000 до 20 000 руб. (п. 1 ст. 132 НК РФ);
  • несообщения в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, а также об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя, нотариуса или адвоката - с 20 000 до 40 000 руб. (п. 2 ст. 132 НК РФ).

Налоговое администрирование: антикризисные изменения

Новый порядок вступления в силу позитивных изменений

Общий порядок введения в действие актов законодательства о налогах и сборах определен статьей 5 НК РФ. В большинстве случаев акты законодательства вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Вместе с тем, в современных условиях нередко требуется более оперативное введение в действие норм законодательства о налогах и сборах. В связи с чем, пункт 1 статьи 5 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2008 № 224-ФЗ (далее - Федеральный закон № 224-ФЗ) дополнен нормой, позволяющей вводить в действие акты законодательства о налогах и сборах с момента официального опубликования, в случае, если в нормативном правовом акте прямо это предусмотрено. Однако данный порядок может быть применен только в отношении тех актов законодательства о налогах и сборах, которые носят позитивный характер для налогоплательщиков, в том числе:

  • устраняют или смягчают ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
  • отменяют налоги и (или) сборы;
  • снижают ставки налогов (сборов);
  • устраняют обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
  • иным образом улучшают их положение.

Предоставление отсрочек или рассрочек министром финансов РФ

Пунктом 5 статьи 63 НК РФ предусмотрено право принятия министром финансов РФ решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов. Одним из способов изменения срока уплаты налога, пеней, штрафа является предоставление отсрочки или рассрочки.

В соответствии с новым порядком, определенным статьей 64.1 НК РФ, по решению министра финансов РФ может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов, пеней и штрафов. При этом данная отсрочка или рассрочка может быть предоставлена, если ее размер превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Следует учитывать, что срок, на который может быть предоставлена отсрочка или рассрочка, не может превышать пять лет.

Рассматриваемой статьей предусмотрено, что организация, претендующая на получение указанной отсрочки или рассрочки, должна представить вместе с соответствующим заявлением следующие документы:

  1. справку налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
  2. предполагаемый график погашения задолженности;
  3. документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;
  4. письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.

Срок для принятия решения по результатам предоставленных документов определен в один месяц.

Согласно пункту 14 статьи 9 Федерального закона № 224-ФЗ решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов в порядке, предусмотренном статьей 64.1 НК РФ, могут быть приняты до 1 января 2010 года.

Камеральные проверки

Федеральным законом № 224-ФЗ внесены довольно существенные изменения в части проведения камеральной налоговой проверки.

Во-первых, уточнено, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налогоплательщиком в налоговой орган одной только налоговой декларации (расчета), а не вместе с документами, которые в соответствии с законодательством о налогах и сборах должны прилагаться к данной налоговой декларации/расчету (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Во-вторых, разъяснен порядок проведения камеральной налоговой проверки в случае представления уточненной налоговой декларации (расчета) до момента окончания камеральной налоговой проверки по ранее поданной декларации (расчету). В частности, определено, что при подаче "новой" декларации проверка, проводимая по "старой" декларации, прекращается, т. е. прекращаются все действия налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). Особо отмечено, что документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

В-третьих, необходимо обратить внимание, что в случае, если документы представлены в налоговый орган с нарушением установленного срока, то данные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением порядка, установленного законодательством о налогах и сборах, т. е. считаются надлежащими доказательствами (п. 4 ст. 101, п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

В-четвертых, пунктом 5 статьи 100 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки подлежит вручению в течение пяти дней с даты составления акта. Решение о привлечении/об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения также должно быть вручено в течение пяти дней со дня его вынесения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Инвестиционный налоговый кредит - для оборонных заказов

Перечень налогоплательщиков, которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, дополнен еще одной категорией - организациями, выполняющими государственный оборонный заказ. Для указанной категории налогоплательщиков сумма предоставляемого кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Приостановление операций по счетам в банках

С учетом внесенных изменений приостановление операций по счетам в банках рассматривается как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате не только налогов и сборов, но и пеней и (или) штрафов (п. 1 ст. 76 НК РФ). При этом предусмотрено, что данный способ не распространяется на страховые взносы.

Положениями Федерального закона № 224-ФЗ разъяснен порядок приостановления операций налогоплательщика-организации по валютному счету. В частности, отмечено, что приостановление по валютному счету означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу ЦБ РФ, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Кроме того, предусмотрено, что налоговый орган вправе не только вручить решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации представителю банка или направить данное решение в банк в электронном виде, но и известить банк иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (п. 4 ст. 76 НК РФ). Налоговый орган обязан передать налогоплательщику-организации копию данного решения не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Особого внимания в данной связи заслуживает новый пункт 9.2 статьи 76 НК РФ, предусматривающий ответственность в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) указанного решения. Указанной нормой определено, что за каждый день нарушения срока начисляются проценты, исходя из ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения или срока вручения (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Пункт 9.2 статьи 76 НК РФ вступит в силу с 1 января 2010 года.

Списание безнадежных долгов по налогам

Статья 59 НК РФ дополнена положением, предусматривающим возможность признания суммы налога, сбора, пеней и штрафов, безнадежными к взысканию и, соответственно, списанию Правительством РФ - по федеральным налогам и сборам и исполнительными органами государственной власти, а также субъектами РФ, местными администрациями - по региональным и местным налогам. Указанный порядок применим в случае, если денежные средства списаны со счетов налогоплательщиков в банках, но не перечислены в бюджетную систему РФ и банки, в которых открыты счета налогоплательщиков, ликвидированы на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании.

Подача "уточненки" при переплате

Поправками, внесенными в пункт 1 статьи 54 НК РФ, уточнено, что налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. Эта норма вступит в силу с 1 января 2010 года.

Ответственность банков

На фоне рассмотренных выше изменений, предусматривающих дополнительные гарантии налогоплательщика, изменения, внесенные в главу 18 НК РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение", накладывают дополнительную ответственность банков за нарушения, допускаемые ими при осуществлении деятельности.

Увеличены штрафы в следующих случаях:

  • при открытии банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу или адвокату без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, либо при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица - с 10 000 до 20 000 руб. (п. 1 ст. 132 НК РФ);
  • несообщения в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, а также об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя, нотариуса или адвоката - с 20 000 до 40 000 руб. (п. 2 ст. 132 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость: антикризисные изменения

Наиболее серьезные и значимые изменения коснулись порядка исчисления НДС.

Вынесение решения по возмещению НДС

В основном положения статьи 176 НК РФ сохранились в неизменном виде. Лишь в пункте 3 данной статьи уточнено, что по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа наряду с решением о привлечении налогоплательщика к ответственности/об отказе в привлечении налогоплательщика принимает решение:

  • о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Данное изменение следует оценивать как крайне позитивное, так как для многих организаций будет существенно сокращен срок реального возврата сумм НДС из бюджета при наличии разногласий между налогоплательщиками и налоговыми органами по части возмещаемой суммы. Сокращение сроков достигается за счет вынесения одновременно двух решений - о возврате части НДС и об отказе в возмещении части НДС. Таким образом, налогоплательщик может в установленные сроки вернуть часть сумм по НДС, в отношении которых у налогового органа сомнений не возникло, а оставшуюся часть - после разрешения возникшего спора с налоговым органом.

Предъявление НДС к вычету при авансах и предоплатах

Начиная с 1 января 2009 года в случае оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав применяется следующий порядок исчисления налога на добавленную стоимость.

  1. Организация или индивидуальный предприниматель, выступающий в качестве продавца (подрядчика, исполнителя) при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) обязан исчислить НДС в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 164 НК РФ, и уплатить сумму НДС в бюджет. Указанная сумма, как и ранее, будет подлежать вычету в момент признания налоговой базы по факту реализации товаров (работ, услуг).
  2. Продавец (подрядчик, исполнитель) обязан предъявить исчисленную расчетным методом и уплаченную сумму налога покупателю этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) путем выставления соответствующего счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня получения сумм оплаты, частичной платы в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 1, п. 3 ст. 168 НК РФ).

    В указанном счете-фактуре подлежат отражению следующие данные (п. 5.1 ст. 169 НК РФ):

    1. порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
    2. наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
    3. номер платежно-расчетного документа;
    4. наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;
    5. сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
    6. налоговая ставка;
    7. сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
  3. Суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычетам у налогоплательщика (покупателя), перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 12 ст. 171 НК РФ). Указанные вычеты производятся на основании соответствующих счетов-фактур, выставленных продавцами, а также документов, подтверждающих фактическое перечисление денежных средств и при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ).
  4. В периоде получения (оприходования) товаров (работ, услуг) суммы НДС подлежат вычету на основании счетов-фактур, оформленных продавцом при реализации товаров (работ, услуг). Одновременно суммы НДС, предъявленные ранее к вычету с сумм перечисленной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) и предъявленных продавцом, подлежат восстановлению (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Также необходимо восстановить ранее предъявленные к вычету суммы НДС в случае расторжения соответствующего договора и возврата сумм оплаты, частичной оплаты, полученных продавцом в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, либо при изменении условий договора. В рассматриваемом пункте отмечено, что восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

По мнению автора, при применении указанной нормы имеется некоторая неопределенность в части восстановления налога на добавленную стоимость при изменении условий договора.

Из дословного прочтения данной статьи следует, что любое изменение условий договора влечет за собой необходимость восстановления ранее предъявленных сумм налога на добавленную стоимость. Вместе с тем требование о необходимости восстановления НДС выглядит довольно абсурдно, например, в случае увеличения общего количества поставляемых товаров, а, соответственно, и общей стоимости контракта без изменения размера и сроков предоплаты.

НДС при ввозе на территорию РФ технологического оборудования

Изменения также затронули порядок налогообложения при ввозе на территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. В частности, предусмотрено, что освобождение распространяется только на то технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ (подп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ). Стоит отметить, что указанные изменения необходимо применять только с налогового периода, следующего за кварталом, в котором вступит в силу соответствующее постановление.

Расширен перечень операций, не подлежащих налогообложению

Несколько расширен перечень операций, не подлежащих обложению НДС. В частности, предусмотрено освобождение от НДС операций по реализации лома и отходов не только цветных, но и черных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, Федеральным законом от 24.11.2008 № 209-ФЗ дополнен перечень организаций, определенный подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, для которых предусмотрен особый "льготный" режим налогообложения. С 1 января 2009 года освобождены от обложения НДС операции по реализации товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Подтверждение права на получение возмещения при налогообложении экспорта

Внесенными изменениями уточнено, что налогоплательщик в порядке, определяемом Минфином России, вместо представления в налоговый орган таможенных деклараций вправе представить (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ):

  • реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками пограничного таможенного органа РФ в случае выпуска товаров в режиме экспорта;
  • реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающих факт помещения товаров под таможенный режим экспорта, при вывозе товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач, а также при вывозе товаров через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен.

Кроме того, увеличен на 90 дней (т. е. до 270 дней) срок представления документов (их копий) для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % в случае, если товары помещены под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года (ст. 3 Федерального закона № 224-ФЗ).

Необходимо отметить, что указанная норма вступила в силу со дня официального опубликования закона, т. е. с 27 ноября 2008 года.

Упрощен порядок предъявления НДС по СМР

Существенно упрощена ситуация в части предъявления к вычету НДС со стоимости строительно-монтажных работ для собственного потребления. Начиная с нового года не надо дожидаться момента фактической уплаты в бюджет суммы налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Внесенными изменениями предусмотрено, что организации (индивидуальные предприниматели) вправе производить вычеты в отношении данной категории расходов в момент определения налоговой базы по НДС, т. е. момент определения налоговой базы и вычета совпадают (п. 5 ст. 172 НК РФ). Указанный порядок распространяется на строительно-монтажные работы, законченные после 1 января 2009 года.

Суммы налога, исчисленные ранее и не принятые к вычету до 1 января 2009 года, подлежат вычету в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона № 224-ФЗ (п. 13 ст. 9 Федерального закона № 224-ФЗ), т. е. сначала перечисляются в бюджет, а потом предъявляются к вычету.

Расширен круг налоговых агентов

С 1 января 2009 года изменения также внесены в части исполнения обязанностей налоговых агентов.

Во-первых, обязанности налоговых агентов по НДС распространены на покупателей (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющими государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции как сумма дохода от реализации (передаче) этого имущества с учетом НДС, а непосредственно сумма налога исчисляется расчетным путем, исходя из суммы дохода.

Пунктом 3 статьи 171 НК РФ уточнено, что покупатели-налоговые агенты вправе предъявить суммы НДС к вычету в отношении тех товаров (работ, услуг), имущественных прав, при приобретении которых налог был уплачен в соответствии с порядком, установленным главой 21 НК РФ.

Во-вторых, обязанности налогового агента возникают у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию имущества по решению суда, в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством РФ (п. 4 ст. 161 НК РФ).

В-третьих, исчислять НДС должны российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договор не только при реализации товаров иностранных лиц, но также и при передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории РФ иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. При этом уточнено, что налоговыми агентами признаются лица, состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Отмена перечисления НДС "живыми" деньгами при взаимозачетах

Внесенными изменениями исключено положение, обязывающее налогоплательщиков перечислять сумму НДС платежным поручением на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг. Пунктом 12 статьи 9 Федерального закона № 224-ФЗ уточнено, что в части расчетов за товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 31 декабря 2008 года, применяется порядок, действовавший ранее.

Кроме того, прекращает действие норма (п. 2 ст. 172 НК РФ), просуществовавшая всего год, и предусматривающая, что при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком отдельным платежным поручением.

Налог на прибыль организаций: антикризисные изменения

Несмотря на то обстоятельство, что существенные изменения в главу 25 НК РФ были внесены сравнительно недавно (Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ), новые изменения не заставили себя ждать. Ряд внесенных изменений направлен на "создание условий для выживания" организаций в условиях кризиса.

Амортизируемое имущество

В дополнение к изменениям, внесенным Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ, рассматриваемым законом введены новые правила в отношении учета амортизируемого имущества. В перечне новаций можно выделить следующие.

  1. Установленные статьей 259 НК РФ методы начисления амортизации применяются ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.
  2. До 30 % увеличен размер амортизационной премии в части расходов на капитальные вложения, а также в отношении расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам (п. 9 ст. 258 НК РФ).

    При этом введено новое ограничение, предусматривающее, что при реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, суммы расходов, включенные в состав расходов отчетов очередного отчетного (налогового) периода, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль.

  3. Расходы на списание нематериальных активов могут быть учтены в составе внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Ранее данной нормой была предусмотрена возможность учета только расходов на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств.

Однако в указанную норму НК РФ также введено дополнительное ограничение, предусматривающее, что в составе внереализацонных расходов следует учитывать только суммы недоначисленной амортизации по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом.

По объектам амортизируемого имущества, в отношении которых амортизация начисляется нелинейным методом, правила исключения объекта из состава амортизационной группы (подгруппы) определены пунктом 13 статьи 259.2 НК РФ. В частности, указанной нормой определено, что в случае исключения объекта основных средств из состава амортизационной группы без изменения суммарного баланса этой амортизационной группы начисление амортизации продолжается в порядке, установленном ранее.

Страхование ответственности

Изменения, внесенные в статью 263 НК РФ, следует рассматривать как исключительно важные.

Необходимо напомнить, что споры о правомерности учета расходов по добровольному страхованию ответственности при осуществлении некоторых видов деятельности ведутся с момента вступления в силу главы 25 НК РФ, так как пунктом 6 статьи 270 НК РФ предусмотрен запрет на учет в целях налогообложения расходов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в статье 263 НК РФ.

Наиболее значимым изменением в отношении учета взносов на страхование является дополнение пункта 1 данной статьи подпунктом 10, предусматривающим возможность учета расходов по другим видам добровольного имущественного страхования в случае, если в соответствии с законодательством такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности.

Например, к таким видам страхования могут быть отнесены:

  • обязательное страхование гражданской ответственности опасных производственных объектов за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц и окружающей среде в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
  • обязательное страхование гражданской ответственности опасных гидротехнических сооружений за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц и окружающей среде в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
  • страхование риска гражданской ответственности владельцев складов временного хранения в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;
  • страхование ответственности по контракту в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, споры о правомерности учета расходов на страхование ответственности с нового года будут в большинстве случаев прекращены.

Ставка налога

Одним из наиболее существенных изменений, вступивших в силу с 1 января 2009 года, является снижение ставки по налогу на прибыль с 24 до 20 процентов. При этом существенно уменьшается доля налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет - ставка в данной части снижена с 6,5 до 2,5 процентов.

Можно напомнить, что ставка налога на прибыль, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, сохраняется прежней - 17,5 процентов. Исключением являются те регионы, в которых ставка налога снижена (но не ниже 13,5 %) в соответствии с законом субъекта РФ.

Проценты по долговым обязательствам

К антикризисным мерам по поддержке предпринимательской деятельности в Российской Федерации могут быть отнесены изменения, внесенные в части налогового учета расходов на уплату процентов по долговым обязательствам.

Напомним, что в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида (п. 1 ст. 265 НК РФ). Однако при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы "в виде процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложения в соответствии со статьей 269 НК РФ" (п. 8 ст. 270 НК РФ).

При учете для целей налогообложения прибыли данной категории расходов необходимо, чтобы размер процентов по долговому обязательству существенно не отклонялся от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. При этом существенным признается отклонение в размере более чем на 20 процентов в сторону повышения или понижения от среднего уровня процентов.

При отсутствии долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, налогоплательщиками принималась равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза - по долговым обязательствам в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

С учетом нестабильной экономической ситуации действие указанной нормы статьи 269 НК РФ приостановлено на один год до 31 декабря 2009 года.

В данный период будут действовать более "льготные" ограничения, предусмотренные статьей 8 Федерального закона № 224-ФЗ, в соответствии с которыми "при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте".

Формирование доходов

В состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, включены капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем (подп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Расходы вновь созданных и реорганизованных организаций

Пункт 2.1 статьи 252 НК РФ дополнен положением, что расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается также стоимость неимущественных прав, имеющих денежную оценку. При этом указанная стоимость определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности. Учитываются и дополнительные расходы, связанные с такой передачей.

Исчисление и уплата налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения

В соответствии с порядком, установленным статьей 288 НК РФ, при определении доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, расчет производится исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств. При этом изменениями, внесенными Федеральным законом № 224-ФЗ, предусмотрено, что при определении остаточной стоимости основных средств организации вправе исходить из стоимости амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета при начислении амортизации нелинейным методом.

УСН и НДФЛ: антикризисные изменения

В заключение обратим внимание на изменения, затронувшие физических лиц и лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Федеральным законом № 224-ФЗ увеличен размер имущественного вычета при приобретении (строительстве) жилья - с 1 до 2 миллионов рублей (абз. 13 п. 2 ст. 220 НК РФ). Таким образом, при подаче налоговых деклараций за 2008 год физические лица будут вправе заявить сумму понесенных расходов в размере, не превышающем 2 000 000 руб. Указанная сумма может быть также увеличена на сумму процентов, уплачиваемых по ипотечным кредитам.

В отношении лиц, применяющих УСН, необходимо учитывать следующие два изменения.

  1. Федеральным законом от 24.11.2008 № 208-ФЗ отменен запрет на изменение выбранного ранее объекта налогообложения в течение трех лет с момента начала применения УСН, т. е. появилась возможность изменять объект налогообложения даже по истечении первого года применения УСН. В соответствии с порядком, установленным главой 26.2 НК РФ, налогоплательщики обязаны уведомить налоговый орган об изменении объекта налогообложения в срок до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается такое изменение.
  2. Федеральным законом № 224-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право снижения ставки единого налога для лиц, применяющих УСН с объектом "доходы, уменьшенные в величину расходов". При этом установленная ставка не может быть менее 5 %.
Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии