В данной статье профессор Я.В. Соколов (1938-2010), опираясь на идею "идолов театра" Ф. Бекона (1561-1626), связанных, по словам Б. Рассела (1872-1970), с общепринятыми системами мышления, раскрывает перед читателем, пожалуй, самую важную проблему современной практики бухгалтерского учета - относительности содержания бухгалтерской информации. Исходя из философской концепции скептицизма, Я.В. Соколов просто и наглядно показывает, что доверие данным бухгалтерского учета, рациональное использование данных отчетности при принятии управленческих решений возможны только при условии понимания относительности получаемых данных. Нельзя, "создавая себе кумира", безоговорочно доверять "бухгалтерским цифрам", не задумываясь о методологии их получения. Но нельзя и утверждать, что относительность значений этих "цифр" делает их бесполезными. Изложенные в данной статье мысли Я.В. Соколова - это основа многих направлений современных исследований в области количественной экономической информации. Сегодня автор делится своими мыслями с Вами, уважаемый читатель.

Содержание

Многие замечательные люди, начиная с Шекспира, не без основания отождествляли жизнь людей с театром, думая, что все мы актеры на жизненной сцене.

Театр

Мир состоит из умерших и живых. Первые написали для вторых пьесы, а вторые их разыгрывают. Живые, играя на сцене жизни, свято верят в те роли, которые исполняют. В нашем случае бухгалтеры уверены в том, что их пьеса - двойная бухгалтерия - самая реалистичная потому, что в отличие от статистиков, у которых все приблизительно, мы считаем точно - до копейки.

О точности

На самом деле статистики понимают относительность своих данных и высчитывают их вероятные отклонения (ошибки). Мы, бухгалтеры, относительность своих данных еще не осознали.

Самый простой пример: на расчетном счете фирмы лежит Х руб. Казалось бы, что тут относительного? Но его очень много:

  • покупательная сила этих Х руб. все время меняется, и какова их ценность в ту минуту, когда вы смотрите в баланс, остается не совсем ясной;
  • банк может прекратить платежи и как бы наличные деньги превращаются в сомнительную дебиторскую задолженность.

Совершенно очевидно, что почти ни одна статья бухгалтерского баланса не может считаться абсолютно точно представляющей то, что отражено в ней.

Да и выбирая разрешенные методы оценки, скажем ЛИФО или ФИФО, или средние величины, бухгалтер по-разному фиксирует величину запасов.

Но даже в рамках принятой оценки фактический остаток материальных ценностей не может быть равен остатку учетному.

Двойная бухгалтерия

Я от многих бухгалтеров, правда, старшего поколения, неоднократно слышал фразу: "Двойная бухгалтерия настолько совершенна, что к ней ни добавить, ни убавить нельзя ничего".

Самый большой порок - идеализация. Стоит увидеть только достоинства и не заметить недостатки, как автоматически начинаешь спотыкаться по жизни.

Бухгалтер, как экономист, должен понимать, что баланс из-за правил двойной записи вынужден в ряде случаев искажать реальное положение дел. Напомним классический случай. Фирма взяла в кредит на три года 100 000 руб., исходя из 10 % годовых. Совершенно очевидно, что в активе мы должны показать полученные 100 000 руб., а в пассиве наши обязательства - 130 000 руб. Но тогда нарушается принцип двойной записи и поэтому бухгалтеры "всех времен и народов" вынуждены до сих пор уменьшать размер долгосрочной кредиторской задолженности.

Хозяйственный учет, собственно бухгалтерия, насчитывает 6 000 лет, а двойная бухгалтерия отпраздновала недавно 500-летие. Сразу видно, что хозяйственный учет нельзя сводить к дебету и кредиту. Это только один из этапов его развития. Жили до него, и кто-то будет жить без него и после него.

Амортизация

Никто не может четко определить степень реального износа основных средств.

Но люди пытаются. Они думают ввести специальные нормы для каждого объекта и для условий его эксплуатации. Сколько же тысяч норм нужно и как с ними работать?

Недавно в Совете одного из очень уважаемых университетов защищалась диссертация. Ее автор доказывал, что абсурдно устанавливать единую норму амортизации на весь объект, в его случае, корабль. Одно дело - столики в баре, другое дело - оборудование в машинном помещении, дверные ручки и др. Одно дело - хорошая дверь и совсем по-другому изнашивается ручка у нее.

Так он, диссертант, насчитал несколько тысяч объектов и предложил столько же амортизационных норм.

На защите он держался уверенно и члены Совета ему сочувствовали, так как все считали, что все это надо внедрить в практику и тогда все в учете будет по правде. Их энтузиазм был особенно замечательным потому, что самим им реально работать не надо было.

В этой "пьесе", в истину которой верил весь Совет, диссертант, профессор-руководитель, есть минимум одна огромная ошибка, связанная с непониманием того, что износ основных средств это процесс физический и моральный, а амортизация - процесс финансовый, а "путать два эти ремесла есть тьма охотников", которые, желая достичь истины, в сущности, наводят тень на плетень.

Нельзя правильно рассчитать износ основных средств.

Нельзя создать фонд, который адекватно соответствовал бы начисленному износу.

Надо сделать все, чтобы правила начисления амортизации, принимаемые в учетной политике, соответствовали бы финансовой стратегии руководства фирмы и ее собственников.

Прибыль

Почти все величины, представленные в бухгалтерском учете, носят вольно или невольно условный характер.

Да иначе и быть не может: разные оценки балансовых статей автоматически сказываются на финансовых результатах и, в определенном смысле, прибыль предприятия не столько зарабатывает предприниматель, сколько ее делает бухгалтер.

(Кто-то подумает, что речь идет о фальсификации. Ни в коем случае! Здесь предусматривается только то, что разрешено ПБУ 1/98 "Учетная политика".)

Предусматривая моменты возникновения доходов и расходов, выбор оценки, состав резервов, начисление амортизации и т.п. бухгалтер и формирует финансовый результат.

Эффект Катона

Древнеримский сенатор Марк Порций Катон (234-149 до н.э.) учил, что когда приобретаешь имение или, употребляя нашу терминологию, предприятие, то обращай внимание на само дело, а не на учетные регистры и отчетность. Это связано с тем, что:

  • если учет ведут по правилам, то поскольку правила не в состоянии во всех случаях адекватно отразить реальное положение дел, постольку и результаты оценки имения по этим данным не будут впечатляющими и могут ввести в заблуждение;
  • если учетчик (бухгалтер) отступает от правил, то тем более данные учетных регистров лишены смысла.

Надо лично осматривать то, что покупаешь, а не его бледное бухгалтерское отражение.

Так и теперь. Мало ли что написано в регистрах и в бухгалтерской отчетности.

Считается, что правильно, но по субъективным и даже объективным причинам необходима осторожность. Многие видные бизнесмены и сейчас игнорируют в принципе даже свою бухгалтерию, не разбираются в азбуке учета и, тем не менее, преуспевают.

Итоги

Подытоживая идолов театра, мы можем коротко сказать, что смысл изложенного сводится к пословице: "Не сотвори себе кумира".

Бухгалтерский учет - великая наука. Может быть, самая нужная наука, ибо без нее нельзя всем нам и нашим коллегам получать заработную плату. И, тем не менее, нельзя переоценивать ее точность.

Также читайте статьи:
- "Пещеры и ошибки бухгалтера" в номере 12 "БУХ.1С" за 2010 год, стр. 37;
- "Идолы рода и Фрэнсис Бэкон" в номере 10 "БУХ.1С" за 2010 год, стр. 39;
- "Фрэнсис Бэкон и ошибки бухгалтера, которых он ен может избежать в номере 9 "БУХ.1С" за 2010 год, стр. 42.

"Театр" Френсиса Бэкона

Комментарии