Изменения законодательства - настоящее и будущее
Ежегодные изменения налогового законодательства уже давно стали традиционными для российских бухгалтеров. Отличительной особенностью последних лет является «предупреждение» о возможных новшествах налогового законодательства путем принятия Правительством РФ документа под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации», целью которого является отчет о внесенных изменениях за прошедший период и определение задач на ближайшее время. В текущем 2012 году определены основные цели и задачи налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы. В рамках настоящей статьи рассмотрим некоторые из существующих в настоящее время проблем правоприменительной практики налогового законодательства и планы Правительства РФ по их разрешению.

Содержание

В  «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее - «Основные направления налоговой политики») отмечена необходимость увеличения доходов бюджетной системы Российской Федерации. Увеличение роста налоговых поступлений может достигаться за счет повышения налоговых ставок, изменения правил исчисления и уплаты отдельных налогов, а также путем принятия мер в области налогового администрирования. При этом особая роль в части увеличения доходов принадлежит оптимизации существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидации имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Кратко основные цели определены следующим образом: «...содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имуществ».

Среди основных направлений, непосредственно касающихся порядка налогообложения организаций, следует выделить следующие:

  • упрощение налогового учета;
  • совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;
  • развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях. 
  • Рассмотрим каждое из этих направлений.

Направления налоговой политики на 2013, 2014 и 2015 г.

В  «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее - «Основные направления налоговой политики») отмечена необходимость увеличения доходов бюджетной системы Российской Федерации. Увеличение роста налоговых поступлений может достигаться за счет повышения налоговых ставок, изменения правил исчисления и уплаты отдельных налогов, а также путем принятия мер в области налогового администрирования. При этом особая роль в части увеличения доходов принадлежит оптимизации существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидации имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Кратко основные цели определены следующим образом: «...содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имуществ».

Среди основных направлений, непосредственно касающихся порядка налогообложения организаций, следует выделить следующие:

  • упрощение налогового учета;
  • совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;
  • развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях. 
  • Рассмотрим каждое из этих направлений.

Упрощение бухгалтерского и налогового учета

В соответствии со статьей 313 НК РФ налогоплательщик вправе использовать для целей налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их, в случае необходимости, дополнительными реквизитами.

Меры на сближение бухгалтерского и налогового учета принимаются уже в течение нескольких лет (например, возможность формировать единый перечень прямых расходов, единые правила учета авансов, выраженных в иностранной валюте).

Следующим шагом в упрощении учета, определенным в «Основных направлениях налоговой политики», является изменение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.

Особо в «Основных направлениях налоговой политики» отмечается необходимость минимизации количества различий между бухгалтерским и налоговым учетом. 

Кроме мер, направленных на сближение налогового и бухгалтерского учета, рассматривается возможность представления налогоплательщиками по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль организаций вместо налоговых деклараций расчетов по авансовым платежам, составленных по упрощенной форме. Также планируются мероприятия по упрощению бухгалтерской (финансовой) отчетности для отдельных категорий субъектов экономической деятельности. Такое поручение дано Правительству РФ в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и установлен срок - до 1 ноября 2012 года.

Порядок составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности нередко вызывает вопросы у организаций. В частности, при представлении годовой отчетности за 2011 год у многих субъектов малого предпринимательства возник вопрос о необходимости включения в состав бухгалтерской отчетности отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, а также пояснительной записки. И только в письме Минфина России от 03.04.2012 № 03-02-07/1-80 дано разъяснение, что «организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, не обязана включать в представляемую в налоговый орган бухгалтерскую отчетность отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснительную записку, за исключением наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности». К сожалению, однозначного ответа в разъяснениях не содержится, так как в письме не пояснено, какую информацию следует считать «наиболее важной».

Налоговое администрирование

Вопросы налогового администрирования являются наиболее сложными с точки зрения налогового законодательства. Порядок взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов при осуществлении налогового контроля зачастую является предметом споров. В «Основных направлениях налоговой политики» отмечается изменения подходов к работе с налогоплательщиками, упрощение способов взаимодействия с налоговыми органами, создание более комфортных условий для исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Одним из «камней преткновения» при осуществлении налогового контроля является порядок представления документов в налоговые органы.

Рассмотрим одно из последних разъяснений Минфина России, приведенное в письме от 11.05.2012 № 03-02-07/1-122. Налогоплательщика интересовала возможность представления с целью подтверждения права на возмещение НДС по ставке 0 % «подшивки копий документов», заверенных подписью руководителя и печатью организации. При этом объем документов является существенным - более 2 500 листов за каждый квартал.

Рассматривая данную ситуацию, специалисты Минфина России обратили свое внимание на государственные отраслевые стандарты, касающиеся вопросов делопроизводства. Так, под копией документа, в соответствии с определением, приведенным в ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

В соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись: «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Также копия документа заверяется печатью организации. Исходя из данных требований Минфином России сделан вывод о необходимости заверения каждого документа, а «не подшивки» документов.

В письме напомнили, что ответственность за непред-ставление документов в установленный срок предусмотрена статьями 126 или 129.1 НК РФ. Разумеется, что такой подход накладывает дополнительные обязанности на налогоплательщика и вызывает необходимость отвлекать сотрудников организации от текущей работы, а в ряде случае даже привлекать дополнительные ресурсы.

При этом «возмещение расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с представлением в налоговый орган истребуемых документов, НК РФ не предусмотрено». Именно такой вывод сделан в письме Минфина России от 10.05.2012 № 03-02-07/1-116.

Вместе с тем радует подход в части перевода документов, составленных на иностранном языке, на русский язык. В частности, в письме Минфина России от 20.04.2012 № 03-03-06/1/202 отмечено, что перевод на русский язык может быть сделан как профессиональными переводчиками, так и сотрудниками организации.

Однако вопрос упрощения порядка представления документов не является приоритетным в настоящее время. Особое внимание в «Основных направлениях налоговой политики» обращено на развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях. В частности, планируется:

  • введение обязательной досудебной процедуры для всех актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц налоговых органов;
  • увеличение срока на подачу налогоплательщиком апелляционной жалобы с 10 дней до 1 месяца;
  • возможность кассационного обжалования в Федеральную налоговую службу решений, вступивших в законную силу, при этом без лишения права налогоплательщика на подачу заявления в суд.

Совершенствование налоговых режимов

Несомненно, что применение специальных налоговых режимов создает более благоприятные налоговые условия, чем применение общего режима налогообложения. Однако количество вопросов, возникающих как при применении УСН, так и ЕНВД не уменьшается.

Например, не всегда есть возможность правильно определить характер сделки с точки зрения применения ЕНВД. Так, в ряде случаев спорным является вопрос о характере торговли - розничная или оптовая. Напомним, что исходя из положений статьи 346.27 НК РФ, покупателем при осуществлении розничной торговли может являться как физическое, так и юридическое лицо, а исходя из содержания статей 492 и 506 ГК РФ следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара (использование в предпринимательской деятельности или на личное потребление). Определить такую цель продавцу в момент совершения сделки не всегда возможно. В связи с чем, вид торговли фактически устанавливается продавцом путем оформления товарного (кассового) чека при розничной торговле либо оформление договора поставки и товарной накладной при оптовой торговле. Более подробно особенности определения торговой деятельности рассмотрены в письме Минфина России от 12.05.2012 № 03-11-11/157.

Также периодически возникают вопросы о необходимости представления «нулевой» налоговой декларации плательщиками ЕНВД, не осуществляющими в течение налогового периода вида деятельности, по которому субъекты предпринимательской деятельности переведены на уплату ЕНВД.

Согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 23.04.2012 № 03-11-11/135: «Отсутствие в налоговом периоде физических показателей, используемых для исчисления единого налога на вмененный доход, означает прекращение предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом, и возникновение обязанности снятия с учета в качестве налогоплательщика в установленном п. 3 ст. 346.28 НК РФ порядке». Однако особенности осуществления отдельных видов деятельности не учитываются.

Учитывая, что перечень расходов при УСН строго регламентирован в статье 346.16 НК РФ, обособленно можно выделить вопросы формирования расходов при применении упрощенной системы налогообложения. Так, при УСН нет возможности учета расходов на консультационные и информационные услуги, затрат на добровольное страхование и ряда иных необходимых расходов, возникающих в деятельности организации.

Например, в письме Минфина России от 16.04.2012 № 03-11-06/2/57 рассмотрен вопрос о возможности признания расходов на получение выписки из ЕГРЮЛ. В письме разъяснено, что плата в размере 200 руб. (государственная пошлина), уплаченная за предоставление выписки из ЕГРЮЛ в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 20 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438, может быть учтена в составе расходов при применении УСН. Если же оплата осуществляется в ином порядке и не является госпошлиной, то такие расходы учтены быть не могут.

Также проблема может возникнуть при приобретении товаров (работ, услуг) у субъектов предпринимательской деятельности, применяющих ЕНВД при наличных расчетах. Напомним, что выдача кассового чека для данной категории организаций не является обязательным. В данной связи представляет интерес письмо Минфина России от 18.05.2012 № 03-11-06/2/69, в котором разъяснено, что при отсутствии кассовых чеков понесенные расходы могут быть подтверждены иными документами (товарными чеками, квитанциями), подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Несомненно, что порядок применения специальных режимов требует изменений и уточнений.

Основными направления налоговой политики предусматриваются существенные изменения глав 26.2 и 26.3 НК РФ. В частности, предусматривается введение с 1 января 2013 года патентной системы налогообложения, применение которой будет определено новой главой 26.5 НК РФ. С этой же даты планируется возможность перехода на ЕНВД на добровольной основе, а с 2018 года - полная отмена ЕНВД.

*    *    *

В завершении отметим, что «Основными направлениями налоговой политики» также планируется:

  • уточнение порядка признания отдельных видов расходов;
  • оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам;
  • введение налога на недвижимость;
  • сохранение пониженных тарифов страховых взносов, на уровне установленных в настоящее время, т. е. в размере 30 % для организаций, применяющих общий налоговый режим и 20 % для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих УСН.
Комментарии