Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ внес существенные изменения в законодательные акты, относящиеся к противодействию незаконным финансовым операциям. Поправки касаются большинства налогоплательщиков и устанавливают новые требования к отчетности по НДС, дополнительные обязанности по ее представлению в налоговые органы. Кроме того, уточнен порядок проведения камеральных налоговых проверок, а также контроля налоговиков вне рамок их проведения (истребования документов и др.), расширены перечни оснований для приостановления операций по счетам налогоплательщика и взыскания неуплаченного налога в судебной порядке и пр. В статье И.А. Баймакова, эксперт по вопросам налогообложения, комментирует значимые изменения.

Содержание

Президент РФ 28 июня 2013 года подписал Федеральный закон № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее - Закон № 134-ФЗ).

Изменения затронули не только Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», но и ряд «отраслевых законов»:

  • Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
  • Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и т. п.;
  • а также в кодексы Российской Федерации.

Существенные изменения в связи с принятием данного Закона касаются и большинства налогоплательщиков.

Рассмотрим в рамках данной статьи изменения,  внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, и, соответственно, дополнительные обязанности, возлагаемые на налогоплательщиков.

Новые обязанности по НДС

С 1 января 2014 года обязанность по представлению налоговых деклараций по НДС возложена на организации и предпринимателей, не являющиеся налогоплательщиками по НДС.

Такие изменения внесены Законом № 134-ФЗ в пункт 5 статьи 174 НК РФ.

Речь идет о двух категориях лиц, указанных в пункте 5 статьи 173 НК РФ, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, в т. ч. лицах, не являющихся налогоплательщикам или плательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и налогоплательщиках при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Противодействие незаконным финансовым операциям

Президент РФ 28 июня 2013 года подписал Федеральный закон № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее - Закон № 134-ФЗ).

Изменения затронули не только Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», но и ряд «отраслевых законов»:

  • Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
  • Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и т. п.;
  • а также в кодексы Российской Федерации.

Существенные изменения в связи с принятием данного Закона касаются и большинства налогоплательщиков.

Рассмотрим в рамках данной статьи изменения,  внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, и, соответственно, дополнительные обязанности, возлагаемые на налогоплательщиков.

Новые обязанности по НДС

С 1 января 2014 года обязанность по представлению налоговых деклараций по НДС возложена на организации и предпринимателей, не являющиеся налогоплательщиками по НДС.

Такие изменения внесены Законом № 134-ФЗ в пункт 5 статьи 174 НК РФ.

Речь идет о двух категориях лиц, указанных в пункте 5 статьи 173 НК РФ, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, в т. ч. лицах, не являющихся налогоплательщикам или плательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и налогоплательщиках при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Расширение сферы электронной отчетности

Всех без исключения налогоплательщиков касается изменение, внесенное в пункт 3 статьи 80 НК РФ, предусматривающее, что налоговые декларации (расчеты) представляются в электронной форме не только налогоплательщиками, численность которых превышает 100 человек, но и «налогоплательщиками... для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ, применительно к конкретному налогу».

Рассматриваемым Законом требование об обязательном представлении налоговой отчетности в электронном виде установлено в отношении НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ). В частности, предоставлять налоговые декларации с 1 января 2014 года будут обязаны все налогоплательщики по НДС, а с 1 января 2015 года налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками, или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанности налогоплательщика.  

Срок представления оставлен прежним - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Дополнительно внесенными изменениями уточнено, что налоговые декларации (расчеты) представляются по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационными каналами связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России. Сейчас требования к операторам связи установлены приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@ «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». Будут ли изменены эти требования - посмотрим к концу 2013 года, следите за новостями сайта buh.ru.

Новые требования к декларации по НДС

Изменения затронули перечень сведений, содержащихся в декларации по НДС. В частности, пункт 7 статьи 80 НК РФ дополнен новым подпунктом 6, предусматривающим, что в налоговую декларацию подлежат включению сведения в соответствии с главой 21 НК РФ. Новым пунктом 5.1 статьи 174 НК РФ предусмотрено, что в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж, а для посредников - сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. Конкретный перечень сведений, подлежащих представлению, должен быть определен ФНС России.

Лица, не являющиеся налогоплательщиками, либо налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанными с исчислением и уплатой налога, не признаваемыми налоговыми агентами, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении деятельности в интересах другого лица обязаны будут представить журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронной форме (п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Изменения вступят в силу с 1 января 2015 года.

Соответствующее требование об обязательном ведении журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур для лиц, не являющихся налогоплательщиками, предусмотрена новым пунктом 3.1 статьи 169 НК РФ - эта обязанность вводится с 1 января 2014 года.

Таким образом, с 2015 года налоговым органам будет доступна полная информация обо всех без исключения операциях налогоплательщиков по НДС, признаваемых объектом налогообложения по НДС, и возможно проведение встречного контроля по всем контрагентам организации, индивидуального предпринимателя, т. е. будут созданы условия для тотального контроля.

При этом налоговым органам пунктом 8.1 статьи 88 НК РФ предоставлены дополнительные права по истребованию документов (счетов-фактур, первичных и иных документов) у налогоплательщиков. Налоговые органы вправе истребовать документы для выяснения причин выявленных противоречий между сведениями, содержащимися в налоговой декларации по НДС, а также при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой  декларации, представленной контрагентом, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленной лицами, поименованными в пункте 5 статьи 173 НК РФ.

Уточнения правил камеральных проверок

Изменения в порядке проведения камеральных проверок коснулись не только НДС, но и случаев внесения изменений в ранее представленные декларации при уменьшении суммы к уплате ранее заявленного налога, а также представления декларации по прибыли с «убытком». Такие изменения внесены в пункты 3 и 4 статьи 88 НК РФ, которыми предусмотрено право налоговых органов требовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие изменения показателей налоговой декларации (расчета) либо размер полученного убытка.

Пояснения представляются в течение 5 дней, при этом налогоплательщик вправе вместе с пояснениями дополнительно «представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет)».

Более жесткие условия предусмотрены для случая, если уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка, будет представлена по прошествии двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета). В этом случае налоговый орган «вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменений сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений» (п. 8.3 ст. 88 НК РФ). Изменения по пояснениям вступят в силу с 2014 года. Дополнительно необходимо упомянуть следующие нововведения:

  • пунктом 10 статьи 88 НК РФ правила камеральной проверки возложены на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации, т. е. речь идет о лицах, поименованных в пункте 5 статьи 173 НК РФ;
  • пунктом 1 статьи 91 НК РФ предусмотрено право налоговых органов на доступ на территорию или в помещение проверяемого лица при проведении камеральной проверки по НДС в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ. Доступ осуществляется при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, утвержденного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа;
  • пунктом 1 статьи 92 НК РФ предусмотрено право налоговых органов для проведения осмотра территорий, помещений проверяемого лица в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки при проведении камеральной проверки по НДС. Основания для проведения осмотра аналогичны приведенным выше (по п.1 ст. 91 НК РФ). По тем же основаниям в соответствии изменениями, внесенным в пункт 2 статьи 92 НК РФ, налоговым органом может проводиться осмотр документов и предметов.

Рассмотренные выше изменения, кроме отдельно обозначенных сроков, в части проведения камеральной проверки вступят в силу с 1 января 2015 года.

О контроле вне рамок налоговых проверок и иных обязанностях...

Помимо изменений, внесенных в порядок проведения камеральных налоговых проверок, новшества в части усиления контроля за налогоплательщиками, коснулись следующих случаев.

... истребования документов

При возникновении у налоговых органов необходимости получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать не только информацию, как было предусмотрено ранее, но и документы относительно конкретной сделки п. 2 (ст. 93.1 НК РФ).

Изменение вступает в силу по истечении месяца с момента опубликования документа (Закон № 134-ФЗ опубликован 30 июня 2013 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), в «Российской газете» (№ 141) - 2 июля 2013 года).

... электронного документооборота

Лица, на которые возложена обязанность предоставления налоговой декларации (расчета) в электронной форме «должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (документов), которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». Порядок обмена такими документами и их перечень утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@. При этом данные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в течение 6 дней со дня их отправки налоговым органом. Данное требование предусмотрено новым пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ. Изменение вступит в силу с 01.01.2015.

... направления документов по почте

Новым пунктом 5 статьи 31 НК РФ уточнены адреса, по которым налоговые органы обязаны направлять документы, которые используются налоговыми органами для реализации своих полномочий. В частности, уточнено, что налогоплательщику российской организации документы направляются по адресу места ее нахождения, содержащемуся в ЕГРЮЛ, а индивидуальному предпринимателю, а также иным физическим лицам - по адресу его место жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, содержащемся в ЕГРН. Изменение вступает в силу по истечении месяца с момента опубликования документа (Закон № 134-ФЗ опубликован 30 июня 2013 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), в «Российской газете» (№ 141) - 2 июля 2013 года).    

Приостановление операций по счетам в банках

Порядок приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств определен статьей 76 НК РФ.

Внесенными изменениями в пункт 3 статьи 76 НК РФ существенно расширен перечень оснований для приостановления операций по счетам налогоплательщиков.

Если ранее основание для приостановления операций было одно - непредставление декларации, то с 1 января 2015 года операции по счетам налогоплательщика могут быть приостановлены в следующих случаях:

  • неисполнения обязанности, предусмотренной пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о предоставлении документов;
  • неисполнения требования налогового органа о предоставлении пояснений;
  • неисполнения уведомления о вызове в налоговый орган.

Операции по счетам приостанавливаются в течение 10 дней со дня истечения обязанности по представлению квитанции. Таким образом, игнорирование требований налоговых органов может обернуться приостановлением операций по счетам в банках.

В случае последующего исполнения соответствующей обязанности решение о приостановлении операций отменяется решением налогового органа не позднее одного дня следующего за днем исполнения обязанности (п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Дополнительно стоит отметить, что новшествами уточнено, что не может быть приостановлены операции по счетам по основаниям непредставления налоговой декларации, если с момента установленного для представления такой декларации прошло более трех лет.

Изменения в порядке взыскания неуплаченного налога

Изменениями, внесенными в подпункт 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ, расширен перечень оснований для взыскания налога в судебной порядке. С 30 июля 2013 года недоимка, возникшая по итогам проведенной налоговой проверки, числящаяся более трех месяцев может быть взыскана с зависимых (дочерних) обществ не только в случае получения ими выручки за реализуемые товары (работы, услуги) основных обществ, и, наоборот, с основных обществ при получении выручки зависимых (дочерних) обществ, но и в случае создания условий для невозможности взыскания недоимки, в т. ч.:

  • передачи денежных средств, иного имуществ в период когда организация знала или должна была знать о назначении проверки и такая передача привела к невозможности взыскания недоимки;
  • если налоговым органом установлено, что перечисление выручки, передача денежных средств, иного имущества были произведены через совокупность взаимосвязанных операций.

Изменение вступает в силу по истечении месяца с момента опубликования документа (Закон № 134-ФЗ опубликован 30 июня 2013 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), в «Российской газете» (№ 141) - 2 июля 2013 года).

Уточнения обязанностей банков

Прежде необходимо обратить внимание на изменение, вносимое с 1 января 2014 года в пункт 2 статьи 11 НК РФ, в понятие счета. Если ранее под счетом понимали только счета, открытые на основании договор банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства, то теперь определение стало более общим. Под счетами (счетом) понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.

Если изменение определения счетов (счета) можно отнести к категории редакционных, то изменение в пункт 1 статьи 86 НК РФ таким являться не будет. Банки обязаны будут сообщать информацию об открытии или о закрытии, изменения реквизитов не только счета, но и вклада (депозита). При этом информация должна быть предоставлена не только в отношении организации, индивидуального предпринимателя, но и любого физического лица. Кроме того, в отношении вкладов (депозитов) налоговыми органами может быть истребована информация у банков при проведении налоговых проверок и в случае, предусмотренном статье 93.1 НК РФ   (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Необходимо отметить, что информация в отношении физических лиц может быть запрошена только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. Изменения вступят в силу с 1 июля 2014 года.

В рамках данной статьи рассмотрены лишь изменения, внесенные в НК РФ и затрагивающие большую часть налогоплательщиков, однако ряд новшеств, направленных на ужесточение контроля со стороны государства касается организаций, осуществляющих финансовые операции в той или иной сфере деятельности. В связи с чем, Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ нуждается в более детальном изучении в сфере интересов каждой организации, индивидуального предпринимателя или просто физического лица.

Комментарии