Изменения в НК РФ: представление уточненных деклараций и налоговая тайна
В нормы НК РФ о налоговых обязательствах в связи с представлением уточненных деклараций, а также о налоговой тайне внесены изменения. В частности, инспекторы будут проверять все представленные уточненные декларации и по результатам проверки корректировать расчеты налогоплательщика с бюджетом. Кроме того, не будет считаться разглашением налоговой тайны представление налоговыми органами третьим лицам сведений о налогоплательщике, если он дал на это согласие. Подробнее о новшествах рассказывают эксперты 1С.

Федеральный закон от 01.05.2022 № 120-ФЗ внес поправки в часть первую НК РФ. Рассмотрим подробнее некоторые изменения.

Когда уточненная налоговая декларация меняет обязательства налогоплательщика

Налогоплательщик обязан представить в ИФНС уточненную налоговую декларацию, если в ранее поданной декларации выявлен факт неотражения (неполноты отражения) сведений (ошибок), которые привели к занижению суммы налога (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Если же налогоплательщик обнаружил в представленной ранее декларации недостоверные сведения (ошибки), не приводящие к занижению суммы налога, он вправе (не обязан) внести в нее изменения и представить уточненную декларацию. При этом если уточненка подана по истечении установленного срока подачи декларации, она не считается представленной с нарушением срока (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Закон № 120-ФЗ дополнил эту норму для налогоплательщиков, в отношении которых не проводится налоговый мониторинг. Согласно новому абзацу 3 пункта 1 статьи 81 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате на основании указанной уточненной декларации, должна быть учтена ИФНС в расчетах с бюджетом:

  • по результатам камеральной налоговой проверки уточненки (если были выявлены нарушения);

  • либо по истечении срока проведения такой проверки, установленного статьей 88 НК РФ. Как правило, этот срок составляет три месяца со дня представления декларации, по НДС - два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, уточненная декларация, представленная в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 81 НК РФ, в любом случае должна быть принята налоговым органом и в установленный срок подвергнута камеральной проверке в полном объеме. По ее результатам расчеты налогоплательщика с бюджетом должны быть скорректированы. К такому выводу ФНС России приходила и ранее (см. письмо от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979). Соответственно, теперь эта позиция нашла законодательное закрепление. Рассматриваемое изменение в пункте 1 статьи 81 НК РФ действует с 01.06.2022 и применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после этой даты (п. 2 ст. 1, п.п. 2, 4 ст. 2 Закона № 120-ФЗ).

При этом отметим следующее. В приведенном выше письме налоговики обратили внимание, что при отражении в карточке "Расчеты с бюджетом" (КРСБ) уточненных налоговых деклараций "к уменьшению" должен быть соблюден порядок приема таких деклараций за периоды, по которым истек срок на возврат (зачет) налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Согласно указанной норме, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Таким образом, если в уточненке сумма налога заявлена к уменьшению и принято решение об отказе в зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога на основании пункта 7 статьи 78 НК РФ, такие декларации только регистрируются инспекцией без корректировок начислений налога в КРСБ.

Какие действия налоговиков не являются разглашением налоговой тайны

Закон № 120-ФЗ дополнил статью 102 "Налоговая тайна" НК РФ. С 01.08.2022 не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу, если указанный налогоплательщик (плательщик страховых взносов) выразил на это согласие (пп. "а" п. 5 ст. 1, п. 3 ст. 2 Закона № 120-ФЗ).

Указанное согласие может быть представлено в отношении всех сведений, полученных налоговым органом, или их части. Согласие направляется в налоговый орган в электронной форме.

Согласно Закону № 120-ФЗ, формат такого согласия, порядок направления, а также порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу в электронной форме утверждаются ФНС России.

На дату подписания номера в печать действует форма, формат и порядок представления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, утв. приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@.

В "1С:Бухгалтерии 8" редакции 3.0 указанное Согласие на раскрытие налоговой тайны можно сформировать и отправить в налоговый орган с помощью 1С-Отчетности. Для этого в разделе Уведомления по кнопке Создать в папке Налоговый контроль следует выбрать Согласие на раскрытие налоговой тайны.

Отметим, что ФНС России разработала электронный формат направления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, в соответствии с законом № 120-ФЗ.

В программах системы "1С:Предприятие 8" разработанный ФНС формат согласия на раскрытие налоговой тайны будет поддержан после утверждения соответствующего приказа налогового ведомства, его регистрации в Минюсте России и опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. Подробнее о сроках реализации можно узнать в "Мониторинге законодательства".

Когда сохранится статус МХК при изменении состава контролирующих лиц

С 26.04.2022 статус международной холдинговой компании (МХК) могут получить международные компании, у которых с 01.03.2022 и до их регистрации в порядке редомициляции (перехода в российскую юрисдикцию) произошли несущественные изменения в составе контролирующих лиц (не более 25 % от совокупной доли прямого и (или) косвенного участия контролирующих лиц) (п. 1 ст. 24.2 НК РФ в ред. Федерального закона от 26.03.2022 № 66-ФЗ).

Закон № 120-ФЗ позволяет получить статус МХК тем международным компаниям, у которых указанные изменения в составе контролирующих лиц превышают 25 % от совокупной доли прямого и (или) косвенного участия таких лиц. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • в отношении одного или нескольких контролирующих лиц указанной международной компании после даты ее регистрации в порядке редомициляции действовали иностранные санкции. Имеются в виду санкции в виде запретов и (или) ограничений на проведение расчетов и (или) осуществление финансовых операций, на проведение операций, связанных с заемным финансированием и (или) приобретением либо отчуждением ценных бумаг (долей в уставных капиталах);

  • совокупная доля прямого и (или) косвенного участия указанных контролирующих лиц по состоянию на дату регистрации международной компании в порядке редомициляции составляла не менее 25 %.

Кроме того, указанные международные компании смогут сохранить статус МХК, если в течение года с даты регистрации международной компании в составе ее контролирующих лиц появилось новое контролирующее лицо (пп. 2 п. 2 ст. 24.2 НК РФ).

Указанные изменения внесены в пункт 4 статьи 24.2 НК РФ и действуют с 01.06.2022 (пп. "б" п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона № 120-ФЗ).

1С:ИТС
Подробнее об изменениях в налогообложении международных холдинговых компаний в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2022 № 66-ФЗ см. в разделе "Консультации по законодательству".
Комментарии