Варианты выбытия молочной продукции и упакованной воды и их отражение в 1С

С 01.09.2022 вступил в силу ряд требований о передаче сведений об обороте и выводе из оборота маркируемой молочной продукции. Вместо указания кодов маркировки всех единиц продукции или кодов агрегированных групповых и логистических упаковок в оптовой торговле может применяться объемно-сортовой учет (ОСУ). При этом используется электронный документооборот (ЭДО). С 01.11.2022 участники оборота упакованной воды должны применять ЭДО и передавать в систему маркировки сведения о выводе из оборота по прочим причинам, не связанным с продажей в розницу. Например, при использовании для собственных нужд, безвозмездной передаче, истечении срока годности, утилизации и пр. Эксперты 1С рассматривают варианты оформления оптовых продаж на примере программы «1C:Управление торговлей 8» (ред. 11.5).

Для маркируемой молочной продукции участники оборота — оптовые и розничные продавцы, — согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099, с 01.09.2022 передают в систему маркировки «Честный знак» сведения об обороте, розничных продажах, а также о выводе из оборота, не связанного с розничными продажами. Для упакованной воды, согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 841, сведения об обороте и сведения о выводе из оборота путем, не являющимся продажей в розницу, передаются в систему маркировки с 01.11.2022.

Продажи участникам оборота с оформлением ЭДО

Участники оптового рынка маркируемых товаров — производители, дистрибьюторы, розничные продавцы — отражают движение маркируемой продукции, оформляя универсальный передаточный документ (УПД) и передавая его через электронный документооборот. Исключением являются гостиницы и предприятия общественного питания и госучреждения, которые приобретают продукцию для использования в целях, не связанных с последующей реализацией, о которых речь пойдет ниже. Участники оборота (и продавец, и покупатель) должны быть подключены к ЭДО.

В программах 1С для обмена электронными документами с контрагентами применяется встроенный сервис 1С-ЭДО (как подключиться к 1С-ЭДО). Быстро и легко освоить 1С-ЭДО можно с помощью видеороликов, см. в разделе «Техподдержка». Если пользователь 1С-ЭДО только начинает знакомство с сервисом, то в освоении функционала и решении возникших вопросов также помогут контекстные советы-подсказки

При отгрузке товаров продавец оформляет электронный универсальный передаточный документ, а покупатель подписывает его со своей стороны, подтверждая приемку. В электронном УПД передаются в том числе и сведения о маркируемых товарах.

Для молочной продукции и маркируемой воды в течение переходного периода (для молочной продукции — до 31.05.2025, для упакованной воды — до конца февраля 2025 года) сведения о маркируемых товарах могут включать только код товара (GTIN) и количество отгружаемого маркированного товара, без указания кодов маркировки (п. 4.2 Правил маркировки молочной продукции, утв. Постановлением № 2099, п. 27 Правил маркировки упакованной воды, утв. Постановлением № 841). Такой порядок среди участников рынка получил название объемно-сортового учета. 

Продажи участникам оборота за наличный расчет

В ряде случаев продажи между участниками рынка могут осуществляться за наличный расчет или с использованием банковских карт. Например, так могут приобретать товар у оптовых поставщиков владельцы небольших розничных торговых точек. Это не является розничной продажей, однако, согласно Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники (ККТ), при передаче товаров с оплатой наличными или с использованием банковских карт (средства платежа) покупателю необходимо выдать чек. В чеках, связанных с движением товаров («Полный расчет», «Частичный расчет и кредит»), указываются сведения о маркируемой продукции. В течение переходного периода при продажах оптовому покупателю применяется ОСУ — сведения о маркируемом товаре включают только код товара (GTIN) и количество отгружаемого маркированного товара, а коды маркировки не передаются. Однако указание сведений ОСУ без указания конкретных кодов маркировки не предусмотрено действующей нормативной базой.

Подготовлены поправки в закон о применении ККТ, которые изменят правила продажи маркированных товаров. В частности, пользователи, которые осуществляют расчеты за маркированные товары и должны направлять информацию о таком товаре в систему маркировки, могут не формировать запрос о коде маркировки в момент расчета. В связи с этим пробитие чеков, связанных с движением товаров («Полный расчет», «Частичный расчет и кредит») с указанием сведений объемно-сортового учета пока не поддерживается в программах 1С. В решениях «1С:Предприятие» необходимые изменения в чеках при торговле маркированными товарами будут поддержаны к моменту вступления в силу новых норм с выходом очередных версий. 

При расчетах наличными или с использованием банковских карт между участниками оборота можно пробить чек на предоплату. В таком чеке не требуется указание сведений о маркируемых товарах. В момент отгрузки организации или индивидуальному предпринимателю (ИП) в счет ранее отраженной предоплаты пробитие чека не требуется, а сама отгрузка отражается по ЭДО аналогично случаю безналичной оплаты.

Продажи гостиницам и предприятиям общественного питания (HoReCa) для собственных нужд

Предприятия сегмента HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe), то есть предприятия общественного питания, гостиницы, а также школы, детские сады, больницы и другие участники оборота товаров, которые приобретают молочную продукцию или воду, подлежащую маркировке, для использования в целях, не связанных с последующей реализацией (продажей), до 30.11.2023 включительно не являются участниками оборота маркированной продукции и вправе не представлять в информационную систему мониторинга сведения о выводе из оборота указанной продукции (пп. «е» п. 3 Постановления № 2099 и пп. «е» п. 3 Постановления № 841). Указанный порядок не распространяется на предприятия сегмента HoReCa, если они осуществляют розничную продажу продукции. В этом случае они работают аналогично розничным участникам оборота товаров.

В течение этого периода вывод продукции из оборота может выполняться следующими способами:

  1. Если покупатель из сегмента HoReCa подключен к ЭДО, то продавец (участник оборота товаров, выполняющий отгрузку) оформляет продажу с использованием УПД с указанием признака вывода из оборота в связи с использованием для собственных нужд
  2. Если покупатель из сегмента HoReCa не подключен к ЭДО, то продавец оформляет вывод из оборота с указанием причины вывода из оборота «Использование для собственных нужд» и указанием ИНН покупателя. Порядок вывода из оборота рассмотрен ниже.

Вывод из оборота, не связанный с розничными продажами

При выбытии продукции, не связанной с розничной продажей, эту продукцию нужно вывести из оборота документом Вывод из оборота. Создать документ можно из формы Обмен с ИС МП (обувь, одежда, табак...). В документе указывается Причина вывода из оборота. Документ предназначен только для отражения данных о выводе из оборота в системе маркировки и не делает движений в складском и финансовом учете. На закладке Основное в документе указывается вид продукции. Для молочной продукции и упакованной воды указывается вид учета: Поэкземплярный или Объемно-сортовой.

Также указывается Причина вывода из оборота, вид, наименование, номер и дата первичного документа. Вид первичного документа выбирается из списка, определяемого причиной вывода из оборота. Для всех причин предусмотрена возможность выбрать вид первичного документа Прочее и указать название документа в текстовой строке (рис. 1).

029-01.jpg

Рис. 1

Если вывод из оборота связан с продажей предприятию из сегмента HoReCa, то выбирается причина Для собственных нужд предприятия и указывается это предприятие в реквизите Контрагент.

В случае объемно-сортового учета на закладке Товары указывается Номенклатура выводимых товаров, а также код GTIN, который должен быть внесен в список штрихкодов в карточке этой номенклатуры, Количество, единица измерения упаковки, Цена, Сумма, ставка и сумма НДС (рис. 2). Коды маркировки в данном режиме не указываются.

029-02.jpg

Рис. 2

Этот документ используется также для вывода из оборота маркируемой продукции и в других случаях, не связанных с розничной продажей. Общий список возможных причин вывода из оборота приведен в таблице.

Таблица

030-tabl.jpg

Розничные продажи

Требование об указании кодов маркировки при розничных продажах с 01.09.2022 действует для молочной продукции (п. 3 Постановления № 2099). Для бутилированной воды такое требование вступит в силу с 01.03.2023 (п. 3 Постановления № 841).

В случае розничных продаж при подборе товара считывается его код маркировки, аналогично другим группам маркируемых товаров, по которым уже действует такое требование. Считанный код маркировки в чеке передается оператору фискальных данных (ОФД), который в свою очередь передает эти сведения в систему маркировки. При этом текущий владелец кода не проверяется, так как в течение переходного периода при поступлении продукции розничному продавцу поставщик не указывает коды маркировки.

* * *

Если на первых этапах внедрения маркировки товаров у компании возникли вопросы и затруднения, оказать помощь готовы партнеры фирмы «1С». Партнеры 1С помогут запустить маркировку: проконсультируют, подберут решение для автоматизации, подключат к «Честному знаку», настроят рабочее место для продажи маркированных товаров.

Комментарии