Судебный вердикт: на основании каких документов можно вернуть налоговую переплату
Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 22.11.2022 № А40-193067/2021 разъяснил, может ли организация вернуть излишне уплаченную в бюджет сумму налогов на основании справки о состоянии расчетов с бюджетом.

Предмет спора: у организации образовалась налоговая переплата по НДС на сумму 12 млн рублей. Она обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. В обоснование заявления ею была представлена справка о состоянии расчетов с бюджетом, которая подтверждала переплату НДС. ИФНС отказалась возвращать налог, указав, что справки о состоянии расчетов с бюджетом недостаточно для возврата налоговой переплаты. В связи с этим организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала обязать налоговую инспекцию вернуть излишне уплаченную сумму НДС.

За что спорили: 12 000 000 рублей.

Кто выиграл: налоговая инспекция.

Выступая в суде против заявленных исковых требований, представитель налоговой инспекции указывал, что излишне уплаченный налог может быть возвращен налогоплательщику только в том случае, если он документально подтвердит факт переплаты. Данные расчетов с бюджетом и справки о состоянии расчетов с бюджетом не могут служить доказательством излишней уплаты налога. Это объясняется тем, что эти документы не подтверждают наличие именно переплаты по НДС, подтвержденной налоговыми декларациями и платежными поручениями на уплату налога в соответствующие налоговые периоды. Поэтому, по мнению ИФНС, без представления платежных поручений, подтверждающих уплату НДС, организация не вправе требовать возврата налога.

Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции согласился с доводами налоговиков и отказал в удовлетворении заявленных исковых требований. Судьи разъяснили, что излишне уплаченный налог подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня его подачи. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога представляют в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в течение 3 лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

В свою очередь акт совместной сверки и справки расчетов с бюджетом отображают лишь состояние расчетов налогоплательщика по своим налоговым обязательствам. По результатам совместной сверки расчетов с налоговым органом фиксируют сумму переплаты, которая сама по себе, в отрыве от иных документов, не является безусловным доказательством переплаты.

Для вывода об излишней уплате налога и удовлетворения требования о возврате сумм из бюджета необходимо представление в суд исполненных платежных документов. Такие платежные документы должны позволять установить вид, сумму налога, налоговый период, за который произведен соответствующий платеж, а также дату уплаты.

Справки о состоянии расчетов являются только косвенными доказательствами переплаты. Данные справки могут иметь доказательственное значение только в совокупности с другими доказательствами. Главными же доказательствами налоговой переплаты, которая должна быть возвращена плательщику, являются налоговые декларации и платежные документы. В целях возврата налоговой переплаты платежки и декларации должны однозначно свидетельствовать о том, какова была действительная налоговая обязанность компании за конкретный налоговый период, и уплачен ли налог сверх этой обязанности. Также указанные документы должны подтверждать факт отсутствия препятствий для возврата налога в виде недоимки по налогу.

Суд установил, что организация не представила платежных документов, которые наглядно свидетельствовали бы о том, что она действительно переплатила НДС за спорный налоговый период. Денежные средства, которые организация требовала вернуть, перечислялись платежными поручениями в ИФНС без обоснования данных сумм налоговыми декларациями по НДС. Вместе с тем перечисление денежных средств на счета налогового органа без подтверждения необходимости уплаты их как налоговых платежей не может свидетельствовать об излишней уплате налога. В связи с этим, заключил суд, налоговая инспекция обоснованно отказала организации в возврате переплаченного НДС.

Комментарии