Порядок налогового администрирования подвергся корректировкам. Поправки в НК РФ относятся к проведению налогового мониторинга — в кодекс добавлены новые нормы, касающиеся участников консолидированных групп налогоплательщиков (КГН); введено понятие системы внутреннего контроля для целей налогового мониторинга, которая должна соответствовать требованиям, установленным ФНС России. Изменения коснулись и истребования документов при проверках, а также представления физлицами в налоговые органы сведений об объектах, подлежащих налогообложению. Подробнее обо всех значимых поправках рассказывают в статье эксперты 1С.

С 03.08.2016 вступили в силу изменения и дополнения в часть первую НК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 240-ФЗ. Они касаются, в первую очередь, порядка налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Часть новых положений НК РФ относится и к физическим лицам.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 03.08.2016 крупнейшие налогоплательщики в рамках налогового мониторинга должны будут предоставлять ФНС в режиме реального времени доступ не только к документам, отражающим правильность исчисления и уплаты налогов и сборов. Теперь этим категориям налогоплательщиков придется давать налоговикам доступ к страховым взносам и вопросам удержания налогов в качестве налогового агента.

2. Для того, чтобы в отношении организации проводился налоговый мониторинг, общая сумма ее НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за предшествующий год, должна составлять не менее 300 млн рублей.

3. Обращаясь в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, организации теперь вместе с заявлением необходимо представить регламент информационного взаимодействия с инспекцией. В составе регламента с 03.08.2016 должны быть документы по системе внутреннего контроля компании за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

4. Несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля требованиям ФНС может служить причиной отказа в проведении налогового мониторинга.

5. С 03.08.2016 уведомление об отсутствии документов, истребованных налоговиками, компания может передать в налоговый орган через представителя либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, или через личный кабинет налогоплательщика.

6. С 03.08.2016 физлица могут подавать сведения о принадлежащем им имуществе в любую налоговую инспекцию по своему выбору. По замыслу законодателя данная мера должна упростить исполнение налогоплательщиками-физлицами возложенных на них обязанностей.

Уточнение регламента проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг – это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация, удовлетворяющая условиям п. 3 ст. 105.26 НК РФ, предоставляет налоговой инспекции доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета (п. 6 ст. 105.26 НК РФ). В общем случае это освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 17.12.2014 № ЕД-4-2/26194).

По общему правилу к предметам налогового мониторинга относятся:

  • правильность исчисления,
  • полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов.

С 03.08.2016 к этому списку добавились страховые взносы и удержание налогов в качестве налогового агента (п. 1 ст. 105.26 в ред. Закона № 240-ФЗ).

Одним из условий, дающих право на проведение в отношении организации налогового мониторинга, является общая сумма уплаченных налогов. Так, общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за предшествующий год, должна составлять не менее 300 млн рублей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

В Законе № 240-ФЗ говорится, что организации при расчете данного показателя необходимо учитывать суммы налогов, перечисляемых в бюджет в качестве налогоплательщика и налогового агента.

Определено, что предметом налогового мониторинга в отношении участника КГН также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль по КГН.

Не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидируемой группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками группы доходов и расходов для целей налога на прибыль по всей КГН (п. 1 ст. 105.26 в ред. Закона № 240-ФЗ).

Как известно, организация, удовлетворяющая условиям пункта 3 статьи 105.26 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга. В настоящее время вместе с заявлением необходимо представить регламент информационного взаимодействия с инспекцией (п. 2 ст. 105.27 НК РФ).

Если в представленном регламенте информационного взаимодействия необходимая информация указана не полностью, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент информационного взаимодействия. Такая возможность появилась у проверяющих с 03.08.2016 (пп. «б» п. 9 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Кроме того, с этой даты Закон № 240-ФЗ обязывает организацию представлять в составе регламента информационного взаимодействия документы по системе внутреннего контроля. До 03.08.2016 наличие такой системы не было обязательным. Под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Система внутреннего контроля, применяемая организацией, должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным ФНС России (пп. «г» п. 8 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля требованиям может служить причиной отказа в проведении налогового мониторинга (пп. «б» п. 9 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Что изменилось в порядке истребования документов при проверках

В ходе налоговой проверки инспекция вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Документы следует представить в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если у налогоплательщика такая возможность отсутствует, то в течение дня, следующего за днем получения требования от налоговиков о представлении документов, ему следует письменно уведомить об этом инспекцию (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Законом № 240-ФЗ установлено, что с 03.08.2016 уведомление может быть передано в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, или через личный кабинет налогоплательщика. При этом лица, которые не обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме, вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом. Форма и формат уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются ФНС России (п. 6 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Что касается лиц, у которых контролеры истребуют документы (информацию) о третьих лицах в порядке статьи 93.1 НК РФ, то в случае невозможности представления их в пятидневный срок налогоплательщик вправе представить соответствующее уведомление. На основании данного уведомления инспекция вправе продлить срок представления документов (информации). Данная поправка также действует с 03.08.2016 (пп. «а» п. 6 ст. 1 Закона № 240-ФЗ). До внесения изменений в абзац 2 пункта 5 статьи 93.1 НК РФ указанный выше срок продлевался по ходатайству лица, у которого истребованы документы.

Отметим, что с 03.08.2016 упомянутое уведомление представляется в порядке, который обозначен в пункте 3 статьи 93 НК РФ. Следовательно, это можно сделать лично или через представителя либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, или через личный кабинет налогоплательщика.

Представление физлицами сведений об объектах налогообложения

В настоящее время физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, должны сообщать в налоговую инспекцию по месту жительства о наличии у них подлежащих налогообложению (п. 2.1 ст. 23 НК РФ):

  • объектах недвижимого имущества;
  • и (или) транспортных средствах.

Это необходимо сделать, если физическое лицо не получило налоговые уведомления и не уплатило налоги по указанным объектам за период владения ими.

Со вступлением в силу Закона № 240-ФЗ физические лица смогут подавать сведения об объектах налогообложения (недвижимости и транспортных средствах) в любую налоговую инспекцию по своему выбору (п. 1 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

По замыслу законодателя данная мера должна упростить исполнение налогоплательщиками-физлицами возложенных на них обязанностей.

Комментарии