Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

НК РФ: налоговый мониторинг и другие поправки с августа 2016

Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Порядок налогового администрирования подвергся корректировкам. Поправки в НК РФ относятся к проведению налогового мониторинга — в кодекс добавлены новые нормы, касающиеся участников консолидированных групп налогоплательщиков (КГН); введено понятие системы внутреннего контроля для целей налогового мониторинга, которая должна соответствовать требованиям, установленным ФНС России. Изменения коснулись и истребования документов при проверках, а также представления физлицами в налоговые органы сведений об объектах, подлежащих налогообложению. Подробнее обо всех значимых поправках рассказывают в статье эксперты 1С.

С 03.08.2016 вступили в силу изменения и дополнения в часть первую НК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 240-ФЗ. Они касаются, в первую очередь, порядка налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Часть новых положений НК РФ относится и к физическим лицам.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 03.08.2016 крупнейшие налогоплательщики в рамках налогового мониторинга должны будут предоставлять ФНС в режиме реального времени доступ не только к документам, отражающим правильность исчисления и уплаты налогов и сборов. Теперь этим категориям налогоплательщиков придется давать налоговикам доступ к страховым взносам и вопросам удержания налогов в качестве налогового агента.

2. Для того, чтобы в отношении организации проводился налоговый мониторинг, общая сумма ее НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за предшествующий год, должна составлять не менее 300 млн рублей.

3. Обращаясь в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, организации теперь вместе с заявлением необходимо представить регламент информационного взаимодействия с инспекцией. В составе регламента с 03.08.2016 должны быть документы по системе внутреннего контроля компании за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

4. Несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля требованиям ФНС может служить причиной отказа в проведении налогового мониторинга.

5. С 03.08.2016 уведомление об отсутствии документов, истребованных налоговиками, компания может передать в налоговый орган через представителя либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, или через личный кабинет налогоплательщика.

6. С 03.08.2016 физлица могут подавать сведения о принадлежащем им имуществе в любую налоговую инспекцию по своему выбору. По замыслу законодателя данная мера должна упростить исполнение налогоплательщиками-физлицами возложенных на них обязанностей.

Уточнение регламента проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг – это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация, удовлетворяющая условиям п. 3 ст. 105.26 НК РФ, предоставляет налоговой инспекции доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета (п. 6 ст. 105.26 НК РФ). В общем случае это освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 17.12.2014 № ЕД-4-2/26194).

По общему правилу к предметам налогового мониторинга относятся:

  • правильность исчисления,
  • полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов.

С 03.08.2016 к этому списку добавились страховые взносы и удержание налогов в качестве налогового агента (п. 1 ст. 105.26 в ред. Закона № 240-ФЗ).

Одним из условий, дающих право на проведение в отношении организации налогового мониторинга, является общая сумма уплаченных налогов. Так, общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за предшествующий год, должна составлять не менее 300 млн рублей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

В Законе № 240-ФЗ говорится, что организации при расчете данного показателя необходимо учитывать суммы налогов, перечисляемых в бюджет в качестве налогоплательщика и налогового агента.

Определено, что предметом налогового мониторинга в отношении участника КГН также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль по КГН.

Не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидируемой группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками группы доходов и расходов для целей налога на прибыль по всей КГН (п. 1 ст. 105.26 в ред. Закона № 240-ФЗ).

Как известно, организация, удовлетворяющая условиям пункта 3 статьи 105.26 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга. В настоящее время вместе с заявлением необходимо представить регламент информационного взаимодействия с инспекцией (п. 2 ст. 105.27 НК РФ).

Если в представленном регламенте информационного взаимодействия необходимая информация указана не полностью, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент информационного взаимодействия. Такая возможность появилась у проверяющих с 03.08.2016 (пп. «б» п. 9 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Кроме того, с этой даты Закон № 240-ФЗ обязывает организацию представлять в составе регламента информационного взаимодействия документы по системе внутреннего контроля. До 03.08.2016 наличие такой системы не было обязательным. Под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Система внутреннего контроля, применяемая организацией, должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным ФНС России (пп. «г» п. 8 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля требованиям может служить причиной отказа в проведении налогового мониторинга (пп. «б» п. 9 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Что изменилось в порядке истребования документов при проверках

В ходе налоговой проверки инспекция вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Документы следует представить в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если у налогоплательщика такая возможность отсутствует, то в течение дня, следующего за днем получения требования от налоговиков о представлении документов, ему следует письменно уведомить об этом инспекцию (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Законом № 240-ФЗ установлено, что с 03.08.2016 уведомление может быть передано в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, или через личный кабинет налогоплательщика. При этом лица, которые не обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме, вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом. Форма и формат уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются ФНС России (п. 6 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Что касается лиц, у которых контролеры истребуют документы (информацию) о третьих лицах в порядке статьи 93.1 НК РФ, то в случае невозможности представления их в пятидневный срок налогоплательщик вправе представить соответствующее уведомление. На основании данного уведомления инспекция вправе продлить срок представления документов (информации). Данная поправка также действует с 03.08.2016 (пп. «а» п. 6 ст. 1 Закона № 240-ФЗ). До внесения изменений в абзац 2 пункта 5 статьи 93.1 НК РФ указанный выше срок продлевался по ходатайству лица, у которого истребованы документы.

Отметим, что с 03.08.2016 упомянутое уведомление представляется в порядке, который обозначен в пункте 3 статьи 93 НК РФ. Следовательно, это можно сделать лично или через представителя либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, или через личный кабинет налогоплательщика.

Представление физлицами сведений об объектах налогообложения

В настоящее время физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, должны сообщать в налоговую инспекцию по месту жительства о наличии у них подлежащих налогообложению (п. 2.1 ст. 23 НК РФ):

  • объектах недвижимого имущества;
  • и (или) транспортных средствах.

Это необходимо сделать, если физическое лицо не получило налоговые уведомления и не уплатило налоги по указанным объектам за период владения ими.

Со вступлением в силу Закона № 240-ФЗ физические лица смогут подавать сведения об объектах налогообложения (недвижимости и транспортных средствах) в любую налоговую инспекцию по своему выбору (п. 1 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

По замыслу законодателя данная мера должна упростить исполнение налогоплательщиками-физлицами возложенных на них обязанностей.


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Система ЕНВД

Как вы считаете, нужно ли продлевать действие системы ЕНВД после 2020 года?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги