Переход на УСН осуществляется с начала года, а подать соответствующее заявление налогоплательщики обязаны заблаговременно (ст. 346.13 НК РФ). Действующие компании и предприниматели, желающие перейти на УСН с 2017 года, могут подать заявление о переходе до 31.12.2016. Вновь создаваемые фирмы должны уведомить налоговый орган о своем желании работать на «упрощенке» не позднее 30 дней с момента постановки на учет. В отношении новых компаний правило о применении спецрежима только с нового года не используется, и организация или ИП признаются «упрощенцами» с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. Что касается плательщиков ЕНВД, то они имеют право применять УСН, начиная с месяца, когда была прекращена обязанность по применению «вмененки».
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Переход на УСН осуществляется с начала года, подать соответствующее заявление налогоплательщики обязаны заблаговременно.
2. Действующие компании и предприниматели, желающие перейти на УСН с 2017 года, могут подать заявление о переходе до 31.12.2016.
3. Вновь создаваемые фирмы должны уведомить налоговый орган о своем желании работать на «упрощенке» не позднее 30 дней с момента постановки на учет. В отношении новых компаний правило о применении спецрежима только с нового года не используется.
4. Сейчас рассчитывать на переход на УСН могут те, чей доход за девять месяцев предыдущего года не превысил 59,805 млн рублей, а оставаться на «упрощенке» можно при доходе не свыше 79,74 млн рублей.
5. Минувшим летом принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ, который повысил эти критические значения. Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
6. Перейти на УСН с 2018 года смогут ИП и юрлица, чьи доходы не превысят 90 млн рублей за девять месяцев 2017 года. При этом спецрежим можно будет продолжать применять в том случае, если доходы в текущем периоде не превысили 120 млн рублей.
7. Коэффициент-дефлятор использоваться до 2020 года не будет.
8. Стоимость ОС у упрощенцев сейчас не должна превышать 100 млн рублей, с 2017 года эта сумма увеличивается до 150 млн. рублей.
9. Не вправе применять УСН те, кто выходит за вышеуказанные лимиты, а также компании и ИП, перечисленные в п.3 ст.346.12 НК РФ. Не могут применять УСН организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.
10. Переход на УСН носит строго уведомительный порядок. Налогоплательщик должен подать специальное уведомление в инспекцию по месту нахождения. Если уведомление не подать, то применять данный спецрежим нельзя.
11. Сообщить в налоговый орган о потере права на УСН нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на «упрощенку».
12. В ближайшем будущем правила применения УСН могут быть значительно смягчены. В частности, президент предложил повысить предельную выручку для применения УСН до 150 млн. рублей, а также рассмотреть вопрос по введению плавного перехода с УСН на общий режим при превышении предельного размера выручки.
Лимит выручки и имущества
Напомним, сейчас рассчитывать на переход на УСН могут те, чей доход за девять месяцев предыдущего года не превысил 45 млн рублей (п.2 ст.346.12 НК РФ). Величина предельного размера доходов подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. В соответствии с Приказом Минэкономразвития России № 772 от 20.10.2015 коэффициент-дефлятор сейчас составляет 1,329. Соответственно для перехода на УСН с 2017 года доход не должен превышать 59,805 млн рублей (45 млн руб. Х 1,329). Оставаться же на «упрощенке» можно при доходе не свыше 60 млн рублей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). С учетом коэффициента эта сумма равна 79,74 млн рублей.
Принятый минувшим летом Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ повысил эти критические значения. Согласно закону, который вступает в силу с 1 января 2017 года, перейти на УСН с 2018 года смогут ИП и юрлица, чьи доходы не превысят 90 млн рублей за девять месяцев 2017 года. При этом спецрежим можно будет применять в том случае, если доходы в текущем периоде не превысили 120 млн рублей. Коэффициент-дефлятор вообще не будет использоваться до 2020 года.
Другой лимит, обязательный к соблюдению организациями на УСН, касается остаточной стоимости основных средств. В соответствии с п.3 ст.346.12 НК РФ стоимость ОС не должна превышать 100 млн рублей. Федеральный закон от 03.07.2016 года № 243-ФЗ повышает указанное значение. На 1 января 2017 года и в течение 2017 года остаточная стоимость ОС на УСН не должна превышать 150 млн. рублей. Если этот лимит будет превышен, организация потеряет право на применение спецрежима уже с начала квартала, в котором было допущено превышение.
Кто не вправе применять УСН
Помимо организаций и ИП, которые не соблюдают указанных выше лимитов, закон прямо устанавливает перечень плательщиков, которым запрещается применять спецрежим. Все они указаны в п.3 ст.346.12 НК РФ. В частности, к ним относятся:
- организации, имеющие филиалы;
- банки;
- страховщики;
- негосударственные пенсионные фонды и инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- ломбарды;
- организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых;
- компании, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
- нотариусы и адвокаты;
- организации и ИП, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов;
- микрофинансовые компании, казенные учреждения и иностранные компании.
Кроме того, не могут применять УСН организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.
Уведомительный порядок
Переход на УСН носит строго уведомительный порядок. Налогоплательщик должен подать специальное уведомление в инспекцию по месту нахождения. Рекомендованная форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.
В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения (доходы, или доходы минус расходы). Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком и может изменяться ежегодно с начала налогового периода, если уведомить об этом налоговый орган до 31 декабря (ст.346.14 НК РФ).
Кроме того, плательщики указывают в уведомлении остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.
Если организация или ИП не уведомили налоговый орган о переходе на УСН в установленные сроки, они не вправе применять данный спецрежим (пп.19 п.3 ст.346.12 НК РФ). В свою очередь, плательщик может не дожидаться из инспекции разрешения и обратного уведомления о применении УСН.
Потеря права на применение УСН
Сообщить в налоговый орган о потере права на УСН нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на «упрощенку» (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Сообщение об утрате права на УСН подается по форме № 26.2-2, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.
Споры с налоговиками
Как свидетельствует практика, своевременно отправленное заявление о желании применять УСН и начало работы по спецрежиму, совсем не исключает возможность претензий со стороны налоговиков. Предприятие может уплачивать единый налог и считать себя полноправным спецрежимником, но в ходе какой-либо проверки инспекция может прийти к выводу о том, что данный налогоплательщик не имеет права на применение УСН.
Самая частая причина недовольства фискалов – отсутствие уведомления о переходе (о начале применения) спецрежима, либо же нарушение сроков его направления в налоговый орган. В итоге плательщика привлекают к ответственности и доначисляют налоги по общей системе налогообложения. Исход судебного разбирательства с налоговиками зависит в основном от действий самих налоговиков. В частности, суд выясняет, направляла ли инспекция в адрес налогоплательщика уведомление о невозможности применения УСН, или же плательщик продолжал уплачивать единый налог без каких-либо замечаний со стороны фискалов.
Один из таких споров разрешил Арбитражный суд Липецкой области в Решении от 03.10.2016 № А36-2881/2016. Из материалов дела следовало, что инспекция уведомления о переходе на УСН от предпринимателя не получала. В журнале регистрации заявлений на УСН подписи ИП не имелось. Сам ИП настаивал на утрате соответствующего уведомления. На основании этого предприниматель был оштрафован, и ему были доначислены НДФЛ и НДС.
Но суд признал решение инспекции незаконным. Судьи установили, что ИП уплачивал единый налог по УСН на протяжении целого года. Налоговые вычеты по НДС на основании счетов-фактур контрагентов он не применял. Со своей стороны инспекция, видя уплату единого налога, не сообщила предпринимателю об отсутствии уведомления о переходе на УСН, не истребовала дополнительные документы и сведения, не получила объяснения, не указала на отсутствие объекта налогообложения.
Оспаривая факт подачи предпринимателем уведомления о переходе на УСН, инспекция представила журнал регистрации заявлений на УСН. Но утвержденная приказом ФНС России от 21.06.2010 г. № ММВ-7- 3/293@ форма данного журнала не предусматривает проставление подписи налогоплательщика в подтверждение даты предоставлении уведомления.
Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН направляется налогоплательщику, нарушившему установленные сроки подачи уведомления. Если исходить из того, что ИП уплачивал налог по УСН без предоставления соответствующего уведомления, то предполагалось направление ему сообщения о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему. Такого сообщения инспекция не направила. В связи с этим суд признал налоговиков нарушившими права ИП.
Другой спор (с противоположным решением) рассмотрел Арбитражный суд Хабаровского края по делу от 19.09.2016 года № А73-10136/2016. Здесь предприниматель оспаривал сообщение инспекции о невозможности рассмотрения уведомления о переходе на УСН в связи с пропуском сроков. Факт пропуска сроков на подачу уведомления ИП не оспаривал, но заявлял о том, что у инспекции отсутствует право на запрет в применении спецрежима, поскольку заявление о применении УСН носит уведомительный характер.
Материалами дела подтверждалось, что инспекция действительно направила предпринимателю сообщение о нарушении им сроков уведомления о переходе на УСН. Однако это не свидетельствует о том, что предпринимателю было запрещено применять спецрежим.
Суд указал, что отсутствие у предпринимателя права на применение УСН с момента постановки на учет в налоговом органе прямо установлено подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. Оспариваемым же сообщением заявитель был лишь уведомлен налоговым органом об отсутствии такого права. В связи с этим суд отказал в оспаривании сообщения налогового органа. Следовательно, если бы ИП продолжил применять спецрежим, несмотря на сообщение инспекции, ему бы доначислили налоги по ОСНО. Причем такое доначисление было бы законным.
Таким образом, непредставление уведомления о переходе на УСН, а также пропуск сроков на представление этого уведомления повлекут за собой невозможность применения УСН. Однако конкретные последствия для плательщика будут зависеть от действий (сообщение о невозможности рассмотрения уведомления), или же бездействия налоговиков (ненаправление такого сообщения).
Планы на будущее
В ближайшем будущем правила применения УСН могут быть значительно смягчены. Об этом Президент РФ Владимир Путин проинформировал в ходе недавней встречи с предпринимателями Оренбургской области. В частности, президент предложил повысить предельную выручку для применения УСН до 150 млн. рублей.
Возражая против этой инициативы, министр финансов Антон Силуанов отметил: «На самом деле нельзя тоже перегнуть планку, потому что упрощенка совсем для микробизнеса. И очень много злоупотреблений, когда предприятия делятся и пытаются таким образом минимизировать свои налогообложения».
«Понимаете, пока есть такие ограничения, они будут делиться. А если ограничения будут более мягкими, тогда и делиться им нет необходимости», - заявил президент. Таким образом, в ходе встречи было принято решение о рассмотрении вопроса по введению плавного перехода с УСН на общий режим при превышении предельного размера выручки.
Кроме того, недавно на рассмотрение Госдумы поступил законопроект №939-7, которым предлагается уменьшить максимальную ставку налога для налогоплательщиков на УСН. В соответствии с законопроектом ставка может уменьшиться с 6 до 3 процентов. Одновременно предлагается увеличить максимальный порог дохода, позволяющего применять УСН, до 400 млн. рублей при отмене ежегодной индексации указанного лимита, а предел численности работников в целях применения спецрежима со 100 до 150 человек.