Платежное поручение на уплату налога: как исправить ошибки
Платежное поручение на уплату налога: как исправить ошибки
29.05.2019
7
Платежное поручение на уплату налога оформлено и направлено в банк. Банк провел его и списал денежные средства со счета компании. Однако позже обнаруживается, что в «платежке» была допущена ошибка. Как в этом случае поступить налогоплательщику? Разбиралась в вопросе Вероника Емельянова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению.
Какие реквизиты в платежке можно уточнять
Существует общее правило: если ошибка в платежном поручении не повлекла за собой неперечисления средств в бюджет, то у организации (ИП) имеется право на уточнение платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). То есть, новую платежку не нужно оформлять, если деньги все же попали в казну.
С какими же ошибками в платежке деньги все же попадают в бюджет?
В Налоговом кодексе прямо не сказано, какие именно ошибки не влекут за собой неперечисления налога. Однако подсказка имеется. В том же пункте 7 ст. 45 НК РФ перечислены показатели, просьба об уточнении которых может содержаться в заявлении об уточнении платежа. Это основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. Обращаем внимание, что возможность по уточнению казначейского счета появилась лишь в этом году. А раньше при неверном указании этого показателя требовалось вносить платеж заново.
Рассмотрим показатели, возможные к уточнению, в контексте конкретных полей платежного поручения.
Основание платежа включает в себя ряд полей:
поле 106 – основание платежа (например, «ТР» при уплате налога по требованию ИФНС);
поле 108 – номер документа, на основании которого переводятся деньги (например, номер требования ИФНС);
поле 109 – дата такого документа (например, дата требования ИФНС).
Для отражения типа платежа предназначено поле 110, однако уже несколько лет это поле не заполняется.
Принадлежность платежа включает в себя ряд полей:
поле 60 – ИНН плательщика;
поле 61 – ИНН получателя;
поле 102 – КПП плательщика;
поле 103 – КПП получателя;
поле 104 – КБК налога;
поле 105 – ОКТМО.
Рис. 1 Приложение 3 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".
Для отражения налогового периода предназначено поле 107, статуса плательщика – поле 101 и, наконец, счета Федерального казначейства – поле 17.
Таким образом, ошибочное указание реквизитов в этих полях «платежки» не ведет к неперечислению налога. А значит, их можно уточнить.
1С:Контрагент - быстрая проверка информации о контрагентах, автоматическое заполнение реквизитов контрагентов в различных документах и другие полезные функции.
Какие ошибки требуют повторного перечисления денег в бюджет
В каких же случаях нельзя ограничиться уточнением сведений в полях платежного поручения, а понадобится повторно оформить его, то есть заново осуществить платеж (с возвратом ранее направленного платежа)?
Ответ на этот вопрос хотя и дан в пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ, однако ясности он не привносит. В этом подпункте сказано, что обязанность по уплате налога не будет считаться исполненной из-за неправильного указания номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя. То есть ошибка в этих двух показателях является критичной.
Но здесь возникают сразу два вопроса. Первый: ошибка должна быть в этих двух показателях одновременно или достаточно ошибиться при указании лишь одного из них (вопрос встает из-за наличия союза «и», не содержащего дополнение союза «или»)? Второй вопрос: как положения пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ согласуются с п. 7 ст. 45 РФ, который содержит возможность уточнения казначейского счета, а значит, свидетельствует о том, что при неверном указании счета налог все же считается уплаченным?
Эти вопросы являются актуальными в следующих ситуациях:
когда ошибка содержится только в наименовании банка получателя;
когда ошибка содержится одновременно и в наименовании банка получателя, и в номере казначейского счета.
К сожалению, никаких разъяснений чиновников на этот счет нет. Мы не можем предугадать исход событий, если компания решит не уточнять ничего и не переоформлять платежку. Но можно предположить, что платеж, скорее всего, не дойдет до адресата, а значит, понадобится оформить его заново (а ранее переведенные деньги вернуть). Правда, во второй ситуации можно попробовать уточнить номер счета Федерального казначейства и посмотреть, как отреагируют на это налоговики. И далее действовать, исходя из действий инспекции. Либо можно сразу обратиться за разъяснениями в свою налоговую.
Некритичные ошибки в платежках
В некоторых ситуациях ошибки в платежном поручении не требуют ни уточнения, ни повторного перечисления. При этом никаких последствий они не несут, и платеж без проблем заносится налоговой инспекцией в карточку расчетов с бюджетом. Что это за ситуации?
Первая ситуация: ошибка содержится в тех полях, о которых мы не упоминали. Например, ошибка в очередности платежа. Иногда сам банк указывает на эту ошибку и недочет устраняется еще до списания средств со счета. Или ошибка в сумме платежа. Деньги спишутся и попадут в бюджет в той сумме, что была указана в документе, а если ее недостаточно, то придется доплатить недостающее. Если, наоборот, ошибка произошла в сторону увеличения, то переплату можно либо вернуть, либо зачесть в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Вторая ситуация: неверно указан ОКТМО, однако платежка была оформлена в отношении налога, который полностью зачисляется в доходы федерального бюджета. В этом случае об уточнениях заявлять не потребуется, о чем прямо сказано в разд. 1 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579.
Третья ситуация: налоговики сами обнаружили ошибку, нуждающуюся в уточнении, и сами же ее и уточнили. Инспекция самостоятельно, без инициативы со стороны налогоплательщика принимает решение об уточнении платежа, о чем в течении пяти рабочих дней узнает компания. Именно этот срок дается налоговикам для уведомления налогоплательщика о принятом решении.
Возможность уточнять платеж появилась у инспекторов с начала этого года, с внесением изменений в п. 7 ст. 45 НК РФ. Раньше, даже если налоговики обнаруживали неточность, они сообщали о ней плательщику, чтобы тот сам уточнил ошибочный реквизит.
В каком порядке уточнять ошибки в платежном поручении
Чтобы уточнить реквизит в проведенной банком платежке, нужно заполнить заявление об уточнении платежа и направить его в налоговую инспекцию.
Утвержденной формы такого заявления нет, поэтому оформляется оно произвольно. Представлять его можно в бумажном виде или направлять в электронной форме с усиленной квалифицированной подписью, а также через личный кабинет на сайте ФНС России. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие уплату налога (копию платежного поручения, в котором содержится ошибка, и выписку банка, подтверждающую списание средств со счета).
При получении заявления об уточнении платежа налоговики должны принять решение об уточнении в течение 10 рабочих дней. Еще 14 рабочих дней дается им на то, чтобы направить это решение в казначейство для уточнения платежа (в случае, если решение об уточнении платежа требует исполнения в органах Федерального казначейства). А плательщика о принятом решении налоговики обязаны уведомить в течение 5 рабочих дней со дня принятия. Делается это специальным извещением, направленным по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет или по почте.
Кстати, с этого года официально установлен предельный срок, в течение которого можно уточнить платеж – три года с даты, когда перечислили деньги в бюджет.
Также имейте в виду, что если налоговая инспекция успела начислить пени на недошедший платеж, то при уточнении платежа она обязана аннулировать пени (абз. 8 п. 7 ст. 45 НК РФ).
Заявление об уточнении платежа можно составить по следующему образцу:
«…10 июня 2019 года наша организация перечислила третью часть НДС за 1 квартал 2019 года в размере 23 000 руб. платежным поручением № 54 от 10 июня 2019 г. В данном платежном поручении была допущена ошибка в номере КБК. В поле 104 был указан неверный КБК – 182 1 03 01000 01 1000 111. Вместо него должен быть указан правильный КБК – 182 1 03 01000 01 1000 110. Указанная ошибка не повлекла за собой неперечисление суммы налога в бюджет.
Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ просим уточнить принадлежность платежа и отнести платеж на правильный КБК 182 1 03 01000 01 1000 110».
Как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 выполняется проверка реквизитов по уплате налогов
Комментарии
Irina
Была у меня история с неправильным по мнению налоговиков заполнением поля 107 платежки на перечисление ндфл. Пеней начислили, руками размахивали, бумагу марали. У них, видите ли, программа не может идентифицировать платеж. Им в платежке налоговый период указывать вдруг понадобилось, а я в обычном режиме периодичность уплаты указала. МС.02.2019. Сейчас вроде поправила налоговая свои программы, все снова хорошо.
Добрый ИП в гневе
Дважды влетала так с неправильным кбк. И дважды блокировали все счета, со всех счетов снимали одну и ту же сумму налога (зачем снимать со всех счетов по полной сумме - непонятно). Потом месяц простоя, волокиты и ожидания разблокировки счетов... Кошмар, в общем...
БuhMen
Добрый ИП в гневе, Это когда такое было?
Я понимаю желание приврать для красного словца, но месяц - это уж слишком.
Ни разу не сталкивался с неправильными КБК на налог.ру. Просто мозг надо включать и изучить правила, а не тупо копировать. И уточнить КБК не сложно совсем. И пени никаких не будет.
Сам не справляешься - найми специалиста.
Добрый ИП в гневе
Причем кбк брали на сайте налоговой "налог.ру". А там тот еще бардак. Не те кбк указаны, вовремя не меняются, режим налогообложения постоянно меняется или вообще слетает, то указано, что долгов нет, то вдруг долги появляются, то переплата, потом вообще все пропадает, оповещений ни о чем нет. Не сайт, а хаос. И это - сайт ФНС!!!
Наш мальчик-программист
Добрый ИП в гневе, да уж.. бардак не только на сайте ФНС, но и в самих инспекциях. Такое ощущение, что им вообще по барабану, что написано в НК.. главное, как в программе. Или они просто не в курсе
true
Добрый ИП в гневе, а потому что не нужно доверять сведениям сайта. даже с того, что вы указали. информация там обновляется несвоевременно. причем сведения могут быть и актуализированы, но старая информация все равно может продолжать висеть на сайте. это нормально. сайт - это не нормативный акт. проверяйте сведения, пользуясь сразу несколькими источниками. кбк лучше брать из официальных писем/сообщений.
Была у меня история с неправильным по мнению налоговиков заполнением поля 107 платежки на перечисление ндфл. Пеней начислили, руками размахивали, бумагу марали. У них, видите ли, программа не может идентифицировать платеж. Им в платежке налоговый период указывать вдруг понадобилось, а я в обычном режиме периодичность уплаты указала. МС.02.2019. Сейчас вроде поправила налоговая свои программы, все снова хорошо.
Дважды влетала так с неправильным кбк. И дважды блокировали все счета, со всех счетов снимали одну и ту же сумму налога (зачем снимать со всех счетов по полной сумме - непонятно). Потом месяц простоя, волокиты и ожидания разблокировки счетов... Кошмар, в общем...
Добрый ИП в гневе, Это когда такое было?
Я понимаю желание приврать для красного словца, но месяц - это уж слишком.
Ни разу не сталкивался с неправильными КБК на налог.ру. Просто мозг надо включать и изучить правила, а не тупо копировать. И уточнить КБК не сложно совсем. И пени никаких не будет.
Сам не справляешься - найми специалиста.
Причем кбк брали на сайте налоговой "налог.ру". А там тот еще бардак. Не те кбк указаны, вовремя не меняются, режим налогообложения постоянно меняется или вообще слетает, то указано, что долгов нет, то вдруг долги появляются, то переплата, потом вообще все пропадает, оповещений ни о чем нет. Не сайт, а хаос. И это - сайт ФНС!!!
Добрый ИП в гневе, да уж.. бардак не только на сайте ФНС, но и в самих инспекциях. Такое ощущение, что им вообще по барабану, что написано в НК.. главное, как в программе. Или они просто не в курсе
Добрый ИП в гневе, а потому что не нужно доверять сведениям сайта. даже с того, что вы указали. информация там обновляется несвоевременно. причем сведения могут быть и актуализированы, но старая информация все равно может продолжать висеть на сайте. это нормально. сайт - это не нормативный акт. проверяйте сведения, пользуясь сразу несколькими источниками. кбк лучше брать из официальных писем/сообщений.
спасибо...полезная и актуальная информация