Предмет спора: налоговая инспекция доначислила налогоплательщику налог по УСН по факту необоснованности части заявленных в декларации расходов. Основанием для доначисления налога явилось непредставление подтверждающих документов, запрошенных в ходе камеральной проверки представленной декларации по УСН. Не согласившись с решением инспекции, налогоплательщик обратился в суд с иском, в котором потребовал отменить доначисленный налог.
За что спорили: 2 261 341 рубль.
Кто выиграл: налоговая инспекция.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, налогоплательщик отмечал, что единый налог по УСН был доначислен лишь по факту непредставления документов, подтверждающих обоснованность заявленных в декларации расходов. Вместе с тем документы были запрошены в ходе камеральной проверки, а нормы НК РФ, по мнению налогоплательщика, не предоставляют налоговым инспекциям права на истребование документов при указанной форме налогового контроля.
С его точки зрения, документы ИФНС может истребовать исключительно при проведении выездных проверок. Поскольку выездной проверки в отношении налогоплательщика не назначалось, то, как указывал истец, оснований для истребования документов и доначисления налога у налоговой инспекции не имелось.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы налогоплательщика и признал решение налоговой инспекции о доначислении налога законным и обоснованным.
Суд указал, что в ходе камеральной проверки ИФНС действительно не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление вместе с налоговой декларацией не предусмотрено налоговым законодательством (п.7 ст.88 НК РФ). Но это не значит, что истребование в ходе камеральных проверок подтверждающих документов во всех случаях следует считать незаконным.
Камеральная налоговая проверка является формой текущего документального контроля, который проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (п.1 ст.88 НК РФ). Она, в отличие от выездной налоговой проверки, нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения. Такое реагирование может проявляться в том числе в истребовании у проверяемого налогоплательщика пояснений и документов, касающихся представленной налоговой декларации.
Если инспекция выявит в проверяемой декларации противоречия и у нее появятся сомнения в обоснованности заявленных доходов и расходов, она может запросить у налогоплательщика пояснения и дополнительные подтверждающие документы (п.1 ст.93 НК РФ).
Более того, полномочия ИФНС носят публично-правовой характер, что не позволяет инспекции произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Поэтому проведение камеральной проверки вовсе не исключает возможность истребования документов, подтверждающих обоснованность заявленных расходов.
В ходе проверки ИФНС установила, что заявленные в декларации расходы не соответствовали сведениям, содержащимся в банковской выписке по счету налогоплательщика. В связи с этим инспекция истребовала у плательщика документы, которые доказывали бы реальность осуществленных расходов. Поскольку налогоплательщик отказался от представления подтверждающих документов, ИФНС обоснованно доначислила ему налог по УСН, заключил суд. В связи с этим в удовлетворении иска налогоплательщику было отказано.
В материале использованы фото: ChadaYui / Shutterstock / Fotodom.