Содержание
|
Суть проблемы
Данная проблема опять-таки знакома многим налогоплательщикам не понаслышке. Налоговые органы настаивают на том, что представление налогоплательщиком налоговой декларации по старой форме должно приравниваться к непредставлению таковой с привлечением налогоплательщика к ответственности в соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ.
С другой стороны, в последнее время многие декларации претерпели изменения, некоторые - незначительные.
Поэтому зачастую складывается ситуация, когда добросовестный бухгалтер для правильного заполнения декларации должен суметь найти отличия в декларациях до и после внесенных изменений.
Пункт 7 статьи 80 НК РФ, который обычно приводят в качестве аргумента налоговые органы, говорит о том, что формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.
Однако "налоговики" забывают про пункт 1 указанной статьи, в котором дается определение налоговой декларации: "Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога". Необходимо отметить, что определение понятия налоговой декларации взаимосвязано исключительно с содержанием соответствующего документа. Давая легальное определение налоговой декларации, законодатель не связывает таковую с формой документа. Это позволяет сделать вывод, что налоговая декларация, хоть и по старой форме, все равно является налоговой декларацией. Санкции же за представление налоговой декларации не по той форме НК РФ не предусмотрены.
Также внимание, что подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ возлагает на налоговые органы обязанность по информированию налогоплательщиков о порядке заполнения форм налоговой отчетности.
Однако этой обязанностью налоговые органы чаще всего пренебрегают.
Судебные решения
Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества штрафа на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ.
Решением от 05.07.2004 года в удовлетворении требований налоговой инспекции отказано.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению налогового органа, декларация (расчет) на бланке неустановленной формы, представленная налогоплательщиком в налоговую инспекцию своевременно, считается неподанной. Поэтому Общество правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество направило в адрес налоговой инспекции по месту нахождения своего обособленного подразделения расчет целевого сбора на благоустройство территорий за III квартал 2003 года 13 октября 2003 года по сроку представления 20 октября 2003 года.
Письмом от 13.11.2003 налоговая инспекция сообщила Обществу, что расчет целевого сбора на благоустройство территорий за третий квартал 2003 года представлен им на бланке неустановленной (старой) формы, и предложила представить данный расчет по новой форме, утвержденной Решением собрания представителей муниципального образования "Киришский район" от 27.08.2003 № 37/240.
Общество 15 ноября 2003 года представило в налоговую инспекцию расчет целевого сбора на благоустройство территорий на бланке новой формы. При этом изменения и дополнения в расчет не вносились, и налоговой инспекцией данное обстоятельство не оспаривается.
За нарушение срока представления налоговой декларации по целевому сбору на благоустройство территорий за третий квартал 2003 года решением налогового органа от 05.01.2004 № 456 Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 100 руб.
Требованием налогового органа от 05.01.2004 № 762 налогоплательщику было предложено уплатить штраф в срок до 15 января 2004 года. В связи с неуплатой Обществом штрафа в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась с заявлением о взыскании с Общества налоговой санкции в арбитражный суд.
Отказывая налоговому органу в удовлетворении требований, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ (непредставление в срок налоговой декларации).
Положением о целевых сборах с юридических лиц на благоустройство территорий, утвержденным Решением собрания представителей муниципального образования "Киришский район" от 28.11.2001 № 15/126, определен срок представления вышеуказанного расчета по установленной форме - ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Согласно статье 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Декларация (расчет) по установленной форме представляется в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика.
Пунктом 1 статьи 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета) в налоговый орган по месту учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 Налогового Кодекса РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
При таких обстоятельствах, поскольку статьей 119 НК РФ не предусмотрена ответственность за представление декларации по неустановленной (старой) форме, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы налоговой инспекции о том, что расчет целевого сбора на благоустройство территорий за III квартал 2003 года, своевременно направленный в адрес налоговой инспекции на бланке старой формы, не может считаться поданным, несостоятельны.
Данный расчет фактически идентичен новой форме декларации, содержит все необходимые данные для исчисления и уплаты сбора за спорный период и соответствует понятию "налоговая декларация", приведенному в статье 80 НК РФ.
С учетом изложенного у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
(Постановление ФАС СЗО от 02.11.2004 года №А56-18734/04)
По другому делу в схожей ситуации, отказывая налоговому органу во взыскании с налогоплательщика штрафа по статье 119 НК РФ, помимо вышесказанного суд обратил внимание на следующее.
Материалы дела свидетельствуют о том, что расчет суммы сбора на содержание муниципальной милиции в первоначально представленной 20.10.2003 Обществом декларации за III квартал 2003 года аналогичен сведениям, указанным в декларации от 14.11.2003, то есть их содержание не изменилось.
Следует отметить, что налоговая инспекция в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 32 Налогового Кодекса РФ своевременно не исполнила свою обязанность по представлению новой формы установленной отчетности и разъяснению порядка ее заполнения.
(Постановление ФАС СЗО от 16.11.2004 года №А56-18597/04)