Содержание
Прежде всего, необходимо отметить, что каждое обнаружение несоответствия ввезенного товара по количеству и/или качеству условиям контракта должно быть оформлено документально.
Для оформления приемки товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика при приемке импортных товаров альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций (утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132), предусмотрен акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров, форма № ТОРГ-3.
Акты о приемке товаров по количеству составляются после проверки соответствия фактического наличия товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - в соответствии с требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте.
Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации - получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.
Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.
Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет".
При приемке товарно-материальных ценностей акты о приемке с приложением документов (счета-фактуры, накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз. Акт по форме № ТОРГ-3 составляется на импортные товары в пяти экземплярах.
Указанный акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
После предъявления претензии, по нашему мнению, по договоренности с поставщиком, возможна неоплата недопоставленных товаров, либо допоставка товаров.
Однако в соответствии с инструкцией о порядке заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1, КТС-2), утв. приказом ГТК России от 03.03.1997 № 97, корректировка таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, возможна лишь при выявлении:
- технических ошибок, допущенных при декларировании товара, если они влияют на величину и (или) структуру таможенной стоимости;
- несоответствия заявленной таможенной стоимости действительной стоимости товаров, имевшего место на дату принятия таможенной декларации, в связи с несоответствием количества и (или) качества ввезенного товара условиям внешнеторгового контракта (договора);
- недостоверного декларирования, обнаруженного в ходе проведения последующей проверки финансово-хозяйственной деятельности импортера или проверки пакета документов, хранящегося у таможенного органа.
Все корректировки таможенной стоимости с одновременным изменением фактурной стоимости проводятся только после предъявления декларантом в таможенный орган документов, подтверждающих, что на момент пересечения товаром таможенной границы РФ фактурная стоимость этого товара была заявлена декларантом неверно по объективным причинам. При этом заполняются формы КТС-1 и КТС-2, которые становятся неотъемлемой частью ГТД.
Изменения цены сделки, внесенные в условия контракта после завершения таможенного оформления и выпуска ввезенных товаров, таможенными органами не рассматриваются. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 19 Закона РФ от 21.05.93 № 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью ввозимого товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за данный товар на момент пересечения им таможенной границы РФ.
После выпуска товаров в свободное обращение предприятие может обратиться в таможенный орган с просьбой корректировать таможенную стоимость товара в связи с его несоответствием условиям контракта по количеству и (или) качеству. В соответствии с письмом ГТК России от 02.06.1995 № 07-11/7734 "О порядке применения указания ГТК России от 05.08.1994 № 01-12/835" таможенный орган должен направить непосредственно в Таможенно-тарифное управление ГТК России (в отдел методологии и анализа таможенной стоимости товаров):
- обращение, принятое от декларанта, с приложением документов, предоставленных им в обоснование корректировки таможенной стоимости;
- документы, на основании которых производилось таможенное оформление товара.
Таким образом, принять решение по вопросу о корректировке таможенной стоимости товаров после выпуска его в свободное обращение в связи с несоответствием этих товаров по количеству и (или) качеству условиям контракта может только Таможенно-тарифное управление ГТК России.
В соответствии со ст. 119 ТК РФ таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации в процессе таможенного оформления до выпуска товаров в свободное обращение (как правило, уплата таможенных платежей осуществляется до приемки товара). Согласно ст. 125 ТК РФ, суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подлежат возврату по требованию лица в течение одного года с момента уплаты или взыскания таких платежей.
Порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей утвержден приказом ГТК России от 25.08.1995 № 01-20/12098 "Порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей".
При этом, п. 8 данного приказа ГТК определено, что решение о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей может быть принято при представлении в таможенный орган в обязательном порядке следующих документов:
- письменного заявления плательщика, содержащего просьбу о возврате с указанием причины излишней уплаты или взыскания таможенных платежей, а также содержащего банковские реквизиты плательщика или лица, им указанного, которому возвращаются денежные средства;
- копий документов, на основании которых исчислялись и взимались таможенные платежи;
- платежного документа, подтверждающего уплату причитающихся сумм таможенных платежей, с отметкой уполномоченного банка об исполнении;
- иных документов, подтверждающих обоснованность возврата.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что корректировка таможенной стоимости на сумму недополученного от поставщика достаточно долгая и трудоемкая процедура, требующая тщательного соблюдения всех формальностей, документального подтверждения и наличия объективных причин для корректировки таможенной стоимости товара в меньшую сторону.
В случае выявления избыточного количества товара необходимо помнить, что в процессе таможенного оформления указанных товаров к организации будут применены санкции согласно гл. 39 ТК РФ.
Таким образом, недостоверное таможенное оформление импортных товаров влечет за собой большое количество сложностей и повышает шансы применения штрафных санкций к организации со стороны налоговых органов, таможенных органов и органов валютного контроля.