Как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 принять к учету основное средство стоимостью до 100 тысяч рублей?

Обращаем ваше внимание, что начиная с релиза 3.0.43.173 при принятии к учету ОС стоимостью до 100 тыс. руб. формируются временные разницы в соответствии с требованиями ПБУ 18/02. Для корректного ведения учета в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 рекомендуется с начала 2016 года перепровести документы вида «Принятие к учету ОС» и выполнить обработку «Закрытие месяца». Подробнее см. здесь.
Видеоролик выполнен в программе «1С:Бухгалтерия 8» релиз 3.0.43.116.

 

С 1 января 2016 года для целей учета по налогу на прибыль к амортизируемому имуществу, к основным средствам относятся (при соблюдении иных предусмотренных гл. 25 НК РФ условий) объекты, первоначальная стоимость которых превышает 100 000 рублей.

Указанные изменения внесены в пункт 1 статьи 256 и в пункт 1 статьи 257 НК РФ Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ и применяются к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016. Таким образом:

  • если стоимость объекта превышает 100 000 руб., то она формирует первоначальную стоимость основного средства (ОС) и списывается на расходы путем начисления амортизации;
  • если стоимость объекта 100 000 руб. и менее, то она учитывается в материальных расходах единовременно в момент ввода такого имущества в эксплуатацию или в течение более чем одного отчетного периода в порядке, предусмотренном учетной политикой организации (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Что касается бухгалтерского учета, то Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, не менялись. Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 ПБУ 6/01. При этом:

  • объекты стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов (МПЗ) (п. 5 ПБУ 6/01);
  • если стоимость объекта основных средств превышает 40 000 руб. за единицу (лимит, установленный в учетной политике организации), то стоимость погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).

В программе порядок учета ОС стоимостью до 100 000 рублей отличается только выбором порядка включения стоимости в состав расходов для целей налогового учета.

В документе Принятие к учету ОС закладка Налоговый учет заполняется пользователем следующим образом:

  • в поле Порядок включения стоимости в состав расходов необходимо выбрать значение Включение в расходы при принятии к учету;
  • в поле Способ отражения расходов из справочника Способы отражения расходов нужно выбрать счет и аналитику затрат, куда будут единовременно списаны расходы на приобретение объектов стоимостью до 100 000 руб. Если объект в налоговом учете списывается в течение более чем одного отчетного периода, то нужно использовать 97 счет.

После проведения документа Принятие к учету ОС сформируются следующие бухгалтерские проводки:

Дебет 01.01 Кредит 08.04 - на стоимость объекта ОС.

Для целей налогового учета по налогу на прибыль вводятся записи в специальные ресурсы регистра бухгалтерии:

Сумма НУ Дт 01.01 и Сумма НУ Кт 08.04 – на стоимость актива;

Сумма НУ Дт 20 (25, 26, 44) и Сумма НУ Кт 01.01 – на сумму расходов на приобретение актива.

Если организация применяет Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, то в учете будут отражены постоянные разницы между данными бухгалтерского и налогового учетов:

Сумма ПР Дт 20 (25, 26, 44) и Сумма ПР Кт 01.01 – на сумму расходов на приобретение актива. В месяце принятия к учету основного средства стоимостью до 100 000 рублей после выполнения обработки Закрытие месяца и выполнения регламентной операции Расчет налога на прибыль будет признано постоянное налоговое обязательство (ПНО) или постоянный налоговый актив (ПНА).

Со следующего месяца после принятия к учету это основное средство начинает амортизироваться только в бухгалтерском учете. При выполнении регламентной операции Амортизация и износ основных средств формируются бухгалтерские проводки:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 02.01 - на сумму амортизации.

Если организация применяет ПБУ 18/02, то в учете будут отражены постоянные разницы между данными бухгалтерского и налогового учетов:

Сумма ПР Дт 20 (25, 26, 44) и Сумма ПР Кт 02.01 – на сумму амортизации, а после выполнения регламентной операции Расчет налога на прибыль ежемесячно будет признаваться ПНО.

Напоминаем, что положения статьи 257 НК РФ (в ред. Федерального закона 08.06.2015 № 150-ФЗ) применяются к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года. Уже принятые к учету ОС в налоговом учете единовременно списать нельзя.
Комментарии
  1. pilot62

    над этими разницами весь мир смеется!!!

    • Неизвестный пользователь

      pilot62 , Мы как то давно пытались у минфиновцев выяснить кто автор этого маразма ПБУ 18... не сказали нам. Сынка чей-то, не имеющий опыта в реальном секторе видимо. После ВУЗа в Минфин и ну премии получать за "новаторство"

  2. Tanya

    пп 3 п 1 ст 254 не говорит о том что включение может быть только единовременным.

    С 2015 этот пункт дополнен следующим текстом  

    "  В целях списания стоимости имущества, указанного в настоящем подпункте, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей;"



    • Калинина Елена, фирма 1С
      Официальный аккаунт

      Tanya , Tanya, спасибо, внесли уточнения

  3. Ana Good

    После проведения документа Принятие к учету ОС в проводке по включению стоимости в состав расходов разница ВР, а не ПР!

    То же при начислении амортизации!

    см. Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (3.0.43.123)

    • Калинина Елена, фирма 1С
      Официальный аккаунт

      Ana Good, Ana Good, вы, похоже, для включения стоимости в расходы выбрали статью затрат с видом расхода "Амортизация". Если выбрать "материальные расходы" или "прочие", то разница будет постоянной

    • Калинина Елена, фирма 1С
      Официальный аккаунт

      Ana Good, А вообще вопрос о квалификации разниц в данной ситуации дискуссионный, и, возможно, разницы такого рода будут все же переквалифицированы во временные. Если такие изменения будут внесены в программу, мы об этом обязательно напишем.

      • Константин-Аудитор

        Калинина Елена, фирма 1С , Елена, "дискуссионность" вида разниц, возникающих в данной ситуации - надуманная - и оснований считать эти разницы "постоянными" - нет.

        Если операция в обоих видах учетах принимается в одинаковой оценке, но в разные периоды (в НУ - сразу, а в БУ - в течение периода) - то это ОДНОЗНАЧНО означает ВРЕМЕННУЮ разницу - именно так написано в ПБУ 18.

  4. Одиссей Фотов

    Добрый день, почему механизм включения в расходы при принятии к учету не работает для объектов строительства?

  5. Неизвестный пользователь

    Добрый день,

    У нас УПП, обновленный до текущего релиза1.3 (1.3.79.2) , но такого механизма в УПП до сих пор нет. В НУ объект ОС до 100 тысяч ложится на расходы без аналитики статьи затрат, никаких разниц не возникает вообще и кроме того, с затратных счетов суммы не списываются (т.к. без аналитики) Про Упп, как обычно, забыли. А ведь уже 2-ой квартал закрываем.