Ввод начальных остатков по договорам аренды и лизинга
Начиная с версии 3.0.137 в "1С:Бухгалтерии 8" упрощен ввод начальных остатков по договорам аренды у арендатора и по договорам лизинга у лизингополучателя при применении ФСБУ 25/2018. Теперь остатки по арендным обязательствам, а также по арендованному имуществу для целей бухгалтерского и налогового учета (БУ и НУ) можно вводить сразу в одном документе Ввод остатков. При этом на дату ввода остатков потребуется подготовить следующие показатели:
-
стоимость права пользования активом (ППА);
-
сумму накопленной амортизации в бухгалтерском учете;
-
остаток арендных (лизинговых) платежей, включая НДС;
-
НДС, выделенный из остатка арендных (лизинговых) платежей;
-
срок амортизации права пользования активом;
-
график начисления процентных расходов, если стоимость ППА рассчитывалась путем дисконтирования арендных или лизинговых платежей. Напомним, что дисконтирование доступно только в "1С:Бухгалтерии 8 КОРП" (ред. 3.0) при включенном флаге Расширенный функционал на закладке Дополнительно в настройках функциональности программы;
-
стоимость предмета лизинга, срок амортизации и накопленная амортизация для налогового учета по налогу на прибыль, если налоговый учет имущества ведет лизингополучатель.
Остатки по всем объектам учета рекомендуется вводить через встроенный в программу Помощник ввода остатков. Помощник предусматривает ввод остатков:
-
по бухгалтерскому учету;
-
по налоговому учету;
-
по специальным регистрам (например, регистрам подсистем учета ОС, ФСБУ 25/2018, заработной платы и др.).
По умолчанию в помощнике установлен режим ввода остатков сразу по всем видам учета. При необходимости можно отключать ввод остатков по тому или иному виду учета - помощник позволяет управлять режимом ввода остатков.
Доступ к помощнику осуществляется по гиперссылке Помощник ввода остатков из раздела Главное.
В форме помощника следует указать дату ввода остатков (например, 31.12.2022, если организация перешла на учет в программе с 01.01.2023), выделить счет 01.03 "Арендованное имущество" и нажать на кнопку Ввести остатки по счету.
При этом открывается документ Ввод остатков с видом операции Аренда и лизинг. В зависимости от квалификации договора, заключенного с арендодателем (лизингополучателем), тумблер Вид остатков, расположенный под командной строкой, следует установить в положение По договору аренды или По договору лизинга.
Рассмотрим порядок ввода остатков на примере договора лизинга (рис. 1).
Рис. 1. Ввод остатков по аренде и лизингу при применении ФСБУ 25/2018
Пример
- дата принятия к учету - 31.01.2022;
- первоначальная стоимость ППА (расходы лизингодателя) - 5 000 000,00 руб.;
- накопленная амортизация в бухгалтерском учете - 3 055 555,58 руб.;
- остаток лизинговых платежей - 2 940 000,00 руб., в том числе НДС 20 % - 490 000,00 руб. Согласно договору сумма ежемесячного лизингового платежа составляет 420 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 % 70 000 руб.);
- срок полезного использования (СПИ) предмета лизинга - 18 мес.;
- фактическая ставка дисконтирования - 42,1745 % годовых (была определена прямым путем исходя из величины справедливой стоимости предмета аренды, т. е. расходов лизингодателя);
- остаток процентов составляет 189 766,93 руб.
В шапке документа Ввод остатков с видом операции Аренда и лизинг следует указать лизингодателя и наименование договора лизинга. Переключатель Налоговый учет имущества ведет следует установить в положение Лизингодатель.
Напомним, что с 01.01.2022 объект основных средств (ОС), являющийся предметом лизинга, для целей налога на прибыль учитывается только у лизингодателя (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ). Поэтому положение переключателя можно менять только для тех договоров лизинга, которые заключены до 01.01.2022. Для договоров лизинга, заключенных позднее, переключатель всегда устанавливается в положение Лизингодатель, изменить которое пользователь не может.
В поле Оценка в БУ следует указать значение Рассчитывается по ставке и ставку дисконтирования (42,1745 %). Ставка дисконтирования указывается справочно, поскольку на дату ввода остатков сумма будущих процентных расходов должна быть определена.
По ссылке, расположенной рядом с текстом График процентов, осуществляется переход в форму График процентных расходов (рис. 2), где следует ввести суммы процентов, предварительно рассчитанные на конец каждого месяца, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода остатков.
Рис. 2. График процентных расходов
При проведении документа Ввод остатков с видом операции Аренда и лизинг общая сумма процентов будет отражена в бухгалтерских проводках. Процентные расходы в разрезе каждого месяца отражаются в специальном регистре Графики процентных расходов. Указанные суммы процентов будут признаваться в расходах при выполнении регламентных операций Начисление процентных расходов при закрытии соответствующих месяцев.
В табличной части необходимо заполнить сведения о предмете лизинга, учитываемом в составе основных средств в качестве ППА.
Такие сведения вводятся в специальной форме, которая автоматически открывается при добавлении новой или редактировании существующей строки табличной части (рис. 3).
Рис. 3. Сведения об арендуемом объекте ОС
В шапке формы следует указать предмет лизинга, выбрав его из справочника Основные средства.
На закладке Начальные остатки следует ввести данные для целей бухгалтерского и налогового учета:
-
первоначальную стоимость ППА (на момент принятия его к учету);
-
стоимость ППА на момент ввода остатков;
-
способ отражения расходов по амортизации (счет учета и аналитику затрат);
-
остаток лизинговых платежей с учетом НДС;
-
НДС, выделенный из остатка лизинговых платежей;
-
сумму накопленной амортизации.
На закладке Бухгалтерский учет следует указать материально ответственное лицо и срок полезного использования предмета лизинга - 18 месяцев. По умолчанию для реквизита Порядок учета устанавливается значение Начисление амортизации и включен флаг Начислять амортизацию.
На закладке Налоговый учет следует указать способ отражения расходов по лизинговым платежам (счет учета и аналитику затрат).
На закладке События следует заполнить данные о принятии к учету основного средства:
-
дату фактического принятия лизингополучателем к учету ППА (31.01.2022). Исходя из указанной даты и срока полезного использования предмета лизинга программа определяет оставшийся срок полезного использования (7 месяцев);
-
событие с видом Принятие к учету с вводом в эксплуатацию;
-
наименование и реквизиты документа ввода в эксплуатацию объекта основных средств.
Введенная в специализированной форме информация автоматически выводится в табличной части документа Ввод остатков с видом операции Аренда и лизинг.
1С:Управление недвижимостью и арендой КОРП:
Аналогичным образом вводятся начальные остатки по договорам аренды.
При проведении документа Ввод остатков с видом операции Аренда и лизинг формируются бухгалтерские проводки:
Дебет 01.03 Кредит 000
- на первоначальную стоимость ППА (5 000 000,00 руб.);
Дебет 000 Кредит 02.03
- на сумму накопленной амортизации права пользования активом (3 055 555,58 руб.);
Дебет 000 Кредит 76.07.1
- на сумму остатка лизинговых платежей с учетом НДС (2 940 000,00 руб.);
Дебет 76.07.9 Кредит 000
- на сумму НДС по остатку лизинговых платежей (490 000,00 руб.);
Дебет 76.07.5 Кредит 000
- на сумму остатка процентов (189 766,93 руб.).
Для целей налога на прибыль остаток лизинговых платежей без НДС (неамортизируемая часть предмета лизинга в налоговом учете) учитывается на отдельном счете 01.К "Корректировка стоимости арендованного имущества".
Сумма 2 450 000,00 руб. вводится в регистр бухгалтерии:
Сумма Дт НУ: 01.К.
Помимо записей регистра бухгалтерии также вводятся записи в специальные регистры подсистем ОС и ФСБУ 25/2018.
Начиная с 01.01.2023 предмет лизинга учитывается по правилам ФСБУ 25/2018.
Рассмотрим порядок закрытия месяца за январь 2023 года (раздел Операции - Закрытие месяца).
При выполнении регламентной операции Амортизация и износ основных средств отражается начисление амортизации ППА:
Дебет 44.01 Кредит 02.03
- на сумму 277 777,77 руб. ((5 000 000,00 руб. - 3 055 555,58 руб.) / 7 мес.).
При начислении в январе 2023 года лизингового платежа на сумму 420 000,00 руб. (включая НДС 20 % в размере 70 000,00 руб.) регламентной операцией Признание в НУ арендных платежей признаются налоговые расходы в размере 350 000,00 руб.:
Сумма Дт НУ:44.01 и Сумма Кт НУ: 01.К.
А при выполнении регламентной операции Начисление процентных расходов признаются расходы по процентам:
Дебет 91.02 Кредит 76.07.5
- на сумму 55 920,73 руб. (согласно графику процентных расходов).
О вводе начальных остатков по разным объектам учета см. в справочнике
Учет договоров аренды с расчетами в валюте, включая НДС
Если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте (п. 7 ст. 169 НК РФ).
Арендодателем (лизингодателем) может выступать представительство иностранной компании, которое состоит на учете в ИФНС по месту осуществления деятельности на территории РФ.
Такое представительство иностранной компании самостоятельно уплачивает НДС и может выставлять счета-фактуры в иностранной валюте.
В "1С:Бухгалтерии 8" редакции 3.0 учет аренды (лизинга) по ФСБУ 25/2018 для арендатора поддерживается в том числе и по договорам с расчетами в иностранной валюте. При этом до недавнего времени в программе не предусматривалась регистрация счетов-фактур в иностранной валюте, полученных от арендодателя (лизингодателя).
Начиная с версии 3.0.137 "1С:Бухгалтерии 8" арендатор (лизингополучатель) может учитывать входной НДС при получении от арендатора (лизингодателя) счета-фактуры в иностранной валюте.
Для этого в План счетов программы к счету 76.27 "Расчеты по аренде (в валюте)" добавлен субсчет 76.27.9 "НДС по арендным обязательствам (в валюте)".
Если в документе Поступление в аренду или Поступление в лизинг (раздел ОС и НМА) указан договор с расчетами в валюте, то теперь в табличной части можно указать НДС, который будет обособленно учитываться на счете 76.27.9 (см. рис. 4).
Рис. 4. Учет "входного" НДС в валюте
Подробнее о вычете "входного" НДС и отражении в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0) см. в разделе
Учет процентных расходов в разрезе подразделений
Начиная с версии 3.0.137 в "1С:Бухгалтерии 8 КОРП" процентные расходы по аренде (лизингу) и по рассрочке платежей можно учитывать в разрезе подразделений организации. С этой целью учет по подразделениям теперь поддержан на счетах:
-
76.07.5 "Проценты по аренде";
-
76.27.5 "Проценты по аренде (в валюте)";
-
76.37.5 "Проценты по аренде (в у.е.)";
-
76.08 "Проценты по рассрочке";
-
76.28 "Проценты по рассрочке (в валюте)";
-
76.38 "Проценты по рассрочке (в у.е.)".
Суммы будущих процентов будут автоматически учитываться в разрезе подразделений на указанных счетах учета. Для этого достаточно указать подразделение при отражении в учете:
-
поступления предметов аренды в аренду (лизинг);
-
поступления основных средств и товаров (материалов) по договорам с рассрочкой оплаты.
На основании указанных данных заполняется подразделение и для процентных расходов, отраженных на счете 91.02 "Прочие расходы" при выполнении регламентной операции Начисление процентных расходов.
Перенести остатки процентов на нужное подразделение по уже действующим договорам можно с помощью документа Операция (рис. 5).
Рис. 5. Перенос остатков процентов по подразделениям
В заключение напомним, что начиная с версии 3.0.132 в "1С:Бухгалтерии 8" автоматизировано отражение операций прекращения договоров аренды и лизинга. Для этого служат отдельные документы Прекращение аренды и Прекращение лизинга (раздел ОС и НМА - Выбытие основных средств).
Подробнее об учете аренды и лизинга в соответствии с ФСБУ 25/2018 и об отражении в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0) см. в разделе
От редакции. Смотрите также видеозапись онлайн-лекции эксперта 1С Е. Калининой "Учет лизинговых операций у лизингополучателя в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0)":
С расписанием 1С:Лектория можно ознакомиться на сайте
Уточните по договорам до 2023 г в учете субконто подразделение не заполнялось , соответственно сейчас при переоценке, а также при начислении процентных расходов также не заполняется , но если по договору была модификация то субконто начинает заполняться но только в части разницы , и соответственно в дальнейшем переоценка и начисление процентов происходит в части разницы , если сделать раскрытие 76 счета по договору в разрезе подразделений то будет краснота, суммарный учет при этом правильный. Что делать в этой ситуации ?
Добродушный кассир, В статье написано, что по уже действующим договорам подразделение не заполняется. Поэтому надо вручную перенести остатки по процентам на нужное подразделение, как показано на рис. 5
Добрый день
Подскажите, планируются ли еще какие-то обновления/доработки в части учета аренды по ФСБУ 25/2018 ?