С 1 декабря 2025 года вступят в силу очередные изменения в сфере обязательной маркировки продукции. Изменения коснутся маркировки товаров для детей, гигиенической продукции, пива и слабоалкогольных напитков и строительных материалов. У производителей, поставщиков и продавцов маркированных товаров появятся новые обязанности, а перечень оснований для отказа в регистрации в системе маркировки будет расширен.
Рассказываем, к чему готовиться участникам рынка маркированных товаров с декабря 2025 года.
Обязательная маркировка товаров для детей
С 1 декабря 2025 года стартует новый этап обязательной маркировки товаров для детей (постановление Правительства РФ от 31.05.2025 №819). В рамках данного этапа производители и импортеры игр и игрушек для детей в возрасте до 14 лет станут наносить на продукцию маркировку и сообщать о маркировке в «Честный знак».
На какую продукцию распространяется маркировка:
-
велосипеды, кроме трехколесных, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах;
-
куклы и модели в уменьшенном размере; коляски для кукол;
-
наборы электрических гоночных автомобилей для соревновательных игр;
-
детские настольные или комнатные игры; детские игральные карты.
На какую продукцию не распространяется маркировка:
-
экспортируемые товары;
-
рекламные и маркетинговые образцы, не предназначенные для реализации;
-
товары, приобретенные по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну.
Что должны делать производители и импортеры:
-
получать коды маркировки и наносить их на потребительскую упаковку детских игр и игрушек;
-
передавать в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о нанесенной маркировке и вводе игр и игрушек в оборот;
-
не допускать ввод в оборот немаркированных детских игр и игрушек.
Что должны делать продавцы:
-
начать маркировку немаркированных детских игр и игрушек, приобретенных до 1 декабря (наносить на них маркировку разрешается до 31 августа 2026 года).
Обязательная маркировка гигиенических товаров
С 1 декабря 2025 года стартует новый этап обязательной маркировки гигиенической продукции (постановление Правительства РФ от 30.11.2024 № 1681). В рамках данного этапа начнется обязательная маркировка бритв и лезвий к бритвам.
На какую продукцию распространяется маркировка:
-
безопасные бритвы с несменяемыми и сменяемыми лезвиями;
-
лезвия для безопасных бритв;
-
полосовые заготовки для бритвенных лезвий.
На какую продукцию не распространяется маркировка:
-
экспортируемые товары;
-
рекламные и маркетинговые образцы, не предназначенные для реализации;
-
товары, приобретенные по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну.
Что должны делать производители и импортеры:
-
получать коды маркировки и наносить их на потребительскую упаковку бритв и лезвий;
-
передавать в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о нанесенной маркировке и вводе бритв и лезвий в оборот;
-
не допускать ввод в оборот немаркированных бритв и лезвий.
Что должны делать продавцы:
-
начать маркировку нереализованных бритв и лезвий, произведенных или ввезенных в РФ до 1 декабря (наносить на них маркировку разрешается до 1 декабря 2026 года).
Обязательная маркировка завариваемых напитков
С 1 декабря 2025 года стартует новый этап обязательной маркировки бакалейной продукции (постановление Правительства РФ от 30.11.2024 №1682). На данном этапе производители и импортеры начнут маркировать растворимые завариваемые напитки.
На какую продукцию распространяется маркировка:
-
какао-порошок без добавления и с добавлением сахара или других подслащивающих веществ;
-
готовые изделия, содержащие какао и предназначенные для производства или приготовления напитков.
На какую продукцию не распространяется маркировка:
-
экспортируемые товары;
-
рекламные и маркетинговые образцы, не предназначенные для реализации;
-
товары, приобретенные по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну;
-
товары, полученные в результате упаковки для продажи на развес, в том числе самостоятельно потребителем, в организациях розничной торговли.
Что должны делать производители и импортеры:
-
получать коды маркировки и наносить их на потребительскую упаковку какао;
-
передавать в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о нанесенной маркировке и вводе какао в оборот;
-
при вводе продукции в оборот передавать в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о маркировке групповых упаковок, наборов и транспортных упаковок товаров;
-
не допускать ввод в оборот немаркированного какао.
Обязательная маркировка стройматериалов
С 1 декабря 2025 года стартует новый этап обязательной маркировки строительных материалов (постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 820). В рамках данного этапа производители и импортеры станут маркировать монтажные пены, герметики, мастики и замазки.
На какую продукцию распространяется маркировка:
-
стекольные и садовые замазки;
-
смоляные цементы;
-
составы для уплотнения и мастики;
-
шпатлевки для малярных работ;
-
неогнеупорные составы для подготовки поверхностей фасадов, внутренних стен зданий, полов и потолков;
-
монтажные пены в аэрозольных баллонах.
На какую продукцию не распространяется маркировка:
-
экспортируемые товары;
-
рекламные и маркетинговые образцы, не предназначенные для реализации;
-
товары, упакованные в упаковки грузоподъемностью более 300 килограммов.
Что должны делать производители и импортеры:
-
получать коды маркировки и наносить их на потребительскую упаковку продукции;
-
передавать в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о нанесенной маркировке и вводе продукции в оборот;
-
не допускать ввод в оборот немаркированной продукции.
Обязательная маркировка слабоалкогольных напитков и пива
С 1 декабря 2025 года стартует новый этап обязательной маркировки слабоалкогольных напитков и пива (постановление Правительства РФ от 30.11.2022 №2173). В рамках данного этапа расширится перечень оснований для отказа в регистрации пива и слабого алкоголя в «Честном знаке», а отгружать данную продукцию разрешат только после положительной проверки через «Честный знак» универсального передаточного документа – УПД.
На какую продукцию распространяются новые требования:
-
пиво крепостью от 0,5 % до 8,6 % и свыше 8,6 %;
-
напитки, изготавливаемые на основе пива;
-
сидр, пуаре и другие сброженные игристые и не игристые слабоалкогольные напитки.
Смысл нововведений:
-
участнику оборота откажут в регистрации пива и слабоалкогольных напитков в системе маркировки «Честный знак», если информация о данной продукции, указанная в разрешительном документе, не соответствует информации о ней в ЕГАИС;
-
участнику оборота откажут в отгрузке пива и слабоалкогольных напитков, в том числе между своими структурными подразделениями, если система «Честный знак» выдаст ошибку при проверке представленного универсального передаточного документа (УПД).
В материале использованы фото: pikselstock / Shutterstock / Fotodom.