Отражение в 1С агрегации маркируемой продукции
Правила маркировки товаров предусматривают, в том числе работу с транспортными упаковками, групповыми упаковками и наборами. Использование кодов идентификации транспортных упаковок особенно актуально при переходе от объемно-сортового учета (ОСУ) к поэкземплярному учету в оптовом звене, который стал обязателен с 01.03.2025 для отдельных товарных групп. Работа с упаковками требует отражения агрегации – объединения маркируемых товаров в упаковки для последующей работы с кодами этих упаковок.

Эксперты 1С рассказывают, как оформлять операции агрегации в программах «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5), «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.5), «1С:Управление торговлей 8» (ред. 11.5).

Агрегация товаров

Определение понятий «Агрегирование», «Групповая упаковка», «Транспортная упаковка» приведено в правилах маркировки по соответствующему виду продукции. Например, для молочной продукции – в пункте 2 «Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации», утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 №2099 (с изменениями и дополнениями). Требования к кодам идентификации групповых упаковок и наборов закреплены в пункте 46 указанных правил, транспортных упаковок – в пункте 48. 

Под агрегацией понимается объединение маркируемых товаров в групповые и транспортные упаковки с указанной структурой и регистрация кодов упаковок в системе маркировки «Честный знак». Структура упаковок может быть иерархической, например: пачки – блоки – короба – палеты. Причем агрегация по всей структуре упаковок может быть отражена в ГИС МТ сразу или последовательно, объединяя уже агрегированные упаковки в упаковки следующего уровня.

Основной целью агрегации является повышение удобства и экономия времени при оформлении операций с маркированными товарами: вместо сканирования всех кодов маркировки потребительских упаковок при отгрузке достаточно указать только код упаковки верхнего уровня. Аналогично при приемке достаточно проверить только коды верхнего уровня и подтвердить приемку, после чего все нижестоящие упаковки также перейдут к получателю. При этом операции с вложенными упаковками доступны в любой момент без дополнительного отражения в ГИС МТ факта вскрытия упаковки.

Групповые упаковки – упаковки, включающие фиксированное количество потребительских упаковок товаров одного вида, которые могут продаваться в розницу целиком или разукомплектовываться для продажи входящих в них товарных упаковок по отдельности. Примером групповой упаковки является блок сигарет, включающий фиксированное количество пачек. В частности, групповые упаковки могут применяться для следующих товарных групп:

  • табачная (альтернативная табачная, никотиносодержащая) продукция;
  • пиво;
  • антисептики;
  • БАД;
  • безалкогольные напитки;
  • ветеринарные препараты;
  • кабельная продукция;
  • консервированная продукция;
  • корма для животных;
  • кресла-коляски;
  • медицинские изделия;
  • молоко и молочная продукция;
  • морепродукты;
  • моторные масла;
  • растительные масла;
  • соковая продукция;
  • технические средства реабилитации;
  • упакованная вода.

Как правило, формирование групповых упаковок и их маркировку выполняют производители одновременно с изготовлением потребительских упаковок. Для импортируемой маркируемой продукции также импортер маркирует, как правило, потребительские и групповые упаковки одновременно.

Для групповых упаковок требуется отдельный GTIN в дополнение к GTIN потребительской упаковки, который следует указать в карточке товара в «Национальном каталоге». Коды маркировки для групповых упаковок должны быть заказаны в дополнение к кодам потребительских упаковок.

Набор – это несколько самостоятельных товаров, имеющих собственные коды маркировки, объединенных в одну общую упаковку, которая может быть продана в розничной торговле как единое целое или расформирована для дальнейшей продажи этих товаров независимо друг от друга.

Наборы могут формировать и маркировать как производители (импортеры), так и другие участники оборота. Набору присваивается собственный код GTIN, и на него создается своя карточка в «Национальном каталоге». В набор могут входить товары, относящиеся к одному виду маркируемых товаров, а также включаться немаркируемые товары, которые не отражаются в ГИС МТ. Для упаковки набора необходима предварительная эмиссия кода маркировки. В частности, в соответствии с законодательством наборы могут применяться для следующих групп товаров, подлежащих обязательной маркировке:

  • антисептики;
  • БАД;
  • безалкогольные напитки;
  • духи и туалетная вода;
  • медицинские изделия;
  • молоко и молочная продукция;
  • моторные масла;
  • никотиносодержащая продукция;
  • соковая продукция;
  • технические средства реабилитации;
  • товары легкой промышленности и одежда;
  • фотокамеры и лампы-вспышки.

Логистические (транспортные) упаковки – упаковки, которые используются только в оптовом звене и не предназначены для продажи в розницу без разукомплектования упаковки. В отличие от групповых упаковок и наборов для транспортных упаковок, не предусмотрена эмиссия кода маркировки в формате DataMatrix, но должен быть сформирован код идентификации транспортных упаковок (КИТУ) в формате SSCC или GS1-128.

АТК – агрегированный таможенный код, позволяет объединить коды маркировки импортируемых товаров с одной группой ТН ВЭД на этапе прохождения таможенных процедур. Этот код не предназначен для печати и нанесения на продукцию, а используется только при заполнении таможенной декларации. 

Рис. 1

Заказ кодов маркировки для групповых упаковок и наборов

Для маркировки групповых упаковок в программе требуется отразить заказ кодов маркировки с помощью документа Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ. Количество кодов маркировки определяется исходя из количества потребительских упаковок и кратности их вхождения в групповую упаковку (рис. 1). 

Для заказа кодов маркировки требуется подключение к станции управления заказами (СУЗ). Коды групповой упаковки или набора печатаются и наносятся на соответствующую упаковку аналогично кодам маркировки товарных упаковок.

Генерация и печать штрихкодов для транспортных упаковок

Для идентификации транспортных упаковок используется штрихкод логистической упаковки в формате SSCC или GS1-128. В отличие от кодов маркировки групповых упаковок и наборов, для которых предусмотрена эмиссия в ГИС МТ, генерация и печать штрихкодов транспортных упаковок производятся участниками оборота самостоятельно, за рамками интеграции с ГИС МТ «Честный знак», например, в программе 1С. В систему маркировки штрихкод передается только на этапе агрегации.

В программах 1С штрихкоды транспортных упаковок можно сгенерировать в порядке виртуальной агрегации, при формировании упаковки в интерактивном режиме в форме подбора и проверки маркируемой продукции или заблаговременно, используя функцию Обмен с ИС МП (Обувь одежда, табак…) – См. также – Групповая генерация и печать штрихкодов упаковок.

Виртуальная агрегация – это формирование на основе полученных, но еще не нанесенных на продукцию кодов маркировки, структуры групповых упаковок маркируемой продукции. Структура упаковок может включать несколько уровней. Для упаковок разного уровня можно использовать разные шаблоны этикеток.

Сформированные коды маркировки и коды транспортных упаковок можно вывести в PDF-файлы или табличные документы с группировкой по упаковкам. Далее коды наносятся на продукцию в соответствии со сформированной структурой.

Отражение агрегации в режиме отчета производственной линии

В составе производственной линии могут использоваться специальные высокопроизводительные поточные сканеры, которые формируют список кодов маркировки продукции, произведенной на линии за смену. Этот список может быть загружен в документ Маркировка товаров ИС МП вручную, либо загрузка автоматизируется интегратором (партнером фирмы «1С») на внедрении. 

В документе Маркировка товаров ИС МП с видом операции Производство предусмотрен флаг Отчет производственной линииОн используется для передачи в ГИС МТ перечня кодов маркировки, нанесенных на продукцию на производственной линии с установленным оборудованием для сканирования кодов.

Наименование продукции указывается на закладке Основное. Предполагается, что производственная линия одновременно производит только одно наименование и серию товара. На закладке Коды маркировки указывается перечень кодов маркировки потребительских упаковок. Для каждой потребительской упаковки предусмотрено также указание кода упаковки. Таким образом, документ в данном режиме позволяет отразить агрегацию для упаковок одного уровня.

Указание структуры упаковок в форме подбора и проверки маркируемой продукции

Агрегация может выполняться независимо от операции ввода в оборот отдельным документом Маркировка товаров ИС МП с видом операции Агрегация или в рамках того же документа Маркировка товаров ИС МП, которым выполняется ввод в оборот.

В документах Маркировка товаров ИС МП с видом операции, соответствующей вводу в оборот, в этом случае на закладке Основное предусмотрен параметр Вариант выполнения агрегации, который может в общем случае принимать следующие значения:

  • После ввода в оборот;
  • Перед вводом в оборот;
  • <Выполнена независимо>.

Структура упаковок задается в форме Подбор и проверка… по видам продукции (рис. 2), которую можно открыть на закладке Товары.

Рис. 2

В зависимости от решаемых задач может требоваться отображение всей иерархической структуры упаковок (полная детализация) или только некоторых уровней иерархии. В нижней информационной строке формы рядом со словом Детализация отображается текущий уровень детализации в виде гиперссылки, по которой этот уровень можно изменить.

Групповую упаковку или набор можно добавить в список сканированием кода маркировки. Транспортную упаковку, для которой был предварительно сгенерирован штрихкод, также можно добавить сканированием этого штрихкода. 

Новую транспортную упаковку можно также создать непосредственно из формы Подбор и проверка маркируемой продукции по кнопке с пиктограммой коробки со знаком «+». В открывшейся форме Генератор штрихкода (рис. 3) можно задать параметры штрихкода логистической упаковки и напечатать этикетку логистической упаковки по кнопке Печать этикеток штрихкода.

Рис. 3

Наполнение упаковки производится в режиме проверки, для перехода в который нужно отсканировать код маркировки штрихкода или штрихкод логистической упаковки еще раз. При этом включится режим проверки упаковки, а пиктограмма упаковки примет вид коробки с лупой. Для завершения формирования упаковки требуется отсканировать код упаковки еще раз.

По завершении подбора и проверки кодов и формирования структуры упаковок документ Маркировка товаров ИС МП передается в ГИС МТ. При выборе варианта агрегации После ввода в оборот вначале выполняется ввод в оборот по ссылке передайте данныеАгрегация выполняется по ссылке Выполнить агрегацию в верхней части документа.

1С:Лекторий

В материале использованы фото: Zapp2Photo / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии