Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Вероника Емельянова разобралась, можно ли оспорить подход налоговиков.
Для применения компаниями упрощенного режима налогообложения существуют определенные условия. Одним из таких условий является отсутствие у организации филиалов (подп.1 п.3 ст.346.12 НК РФ). Филиалом является обособленное подразделение юрлица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее его функции. При этом, само по себе создание обособленных подразделений (рабочих мест) вне места нахождения налогоплательщика не является препятствием для применения УСН, если подразделениям не придан статус филиалов. На это неоднократно указывали контролирующие органы (см., например, письмо Минфина от 28.04.2021 №03-11-06/2/32518).
Таким образом, с одной стороны, филиалом является обособленное подразделение, с другой стороны, не каждое обособленное подразделение будет считаться филиалом. В чем же разница между «обычным» обособленным подразделением, не являющимся филиалом, и филиалом? Понимание такой разницы крайне важно, поскольку от этого зависят налоговые последствия упрощенца.
Филиалы и обособленные подразделения: в чем отличие
Налоговое законодательство содержит только определение «обособленного подразделения», но не содержит прямого определения понятия «филиал» для целей налогообложения. Зато определение понятия «филиал» содержит гражданское законодательство.
Согласно ст.55 ГК РФ, филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов также назначаются юрлицом и действуют на основании его доверенности. Филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ.
Таким образом, создание филиала предполагает совершение ряда действий: утверждение создавшим его юридическим лицом положения о филиале, наделение филиала имуществом, назначение руководителя филиала, указание филиала в ЕГРЮЛ.
Из приведенных норм права следует, что если обособленное подразделение не содержит признаков филиала, перечисленных в ст.55 ГК РФ, то оно таковым не является.
Судебная практика
Несмотря на то, что имеются достаточно четкие критерии филиала, на практике можно наблюдать попытки налоговых органов обвинить компании на УСН в том, что у них было создано не просто обособленное подразделение, а филиал. В итоге проверяющие делают вывод, что УСН компания (с квартала, в котором было создано подразделение) применяла незаконно.
Цена вопроса в подобных спорах обычно достаточно высока – несколько десятков миллионов рублей. Это обусловлено тем, что такое нарушение, как правило, выявляется в рамках выездных налоговых проверок, которые охватывают длительный период (обычно 3 года). И если «обособка» была создана, например, до начала проверяемого периода, то за все три года налоги будут пересчитаны в соответствии ОСНО.
Как в судах разрешаются подобные споры? Стоит отметить, что итог судебного разбирательства во многом зависит от фактических обстоятельств дела и грамотно построенной доказательной базы. Приведем два судебных решения, по одному из которых спор был разрешен в пользу налоговой инспекции, а по другому – в пользу налогоплательщика.
Спор в пользу ИФНС
В споре, рассмотренном в решении Арбитражного суда г. Москвы по делу №А40-24563/2025 от 14.07.2025, инспекция провела выездную налоговую проверку кредитного потребительского кооператива на УСН, имеющего в другом городе обособленное подразделение. По итогам проверки налоговики сделали вывод, что данное подразделение имеет признаки филиала, который не был зарегистрирован в надлежащем порядке (именно как филиал) по причине утраты в данном случае права на применение УСН.
Кооператив пытался доказать отсутствие у обособленного подразделения признаков филиала, отмечая, что данное подразделение не было внесено им в учредительные документы организации в качестве филиала. Кроме того, он сослался на то, что по результатам состоявшихся ранее камеральных проверок инспекция не выдвигала никаких претензий в связи с применением УСН ввиду наличия «обособки». Тем не менее, суд первой инстанции данные доводы не принял во внимание и поддержал позицию ИФНС.
Судьи обратили внимание на то, что Устав кооператива содержал положение, что кооператив может иметь обособленные подразделения в виде филиалов и представительств, а в Положении об обособленных подразделениях кооператива предмет и цели обособленного структурного подразделения полностью совпадают с предметом и целями деятельности самого кооператива.
Суд также придал значение тому, что обособленное подразделение арендует по месту своего нахождения (г. Челябинск) помещения с большей площадью, чем по месту нахождения организации в г. Москве, и около 70% работников организации осуществляют трудовую деятельность в «обособке».
При этом, согласно свидетельским показаниям работников кооператива, взаимодействие с головным офисом они не осуществляли. Согласно свидетельским показаниям клиентов кооператива, они не обладали сведениями о наличии места его регистрации в г. Москве. Подписание договоров с кооперативом происходило с лицами, которые действовали на основании доверенностей на совершение действий от имени кооператива, удостоверенных нотариусом, практикующим в г. Челябинске.
Все эти моменты в совокупности и помешали налогоплательщику выиграть дело.
Спор в пользу налогоплательщика
В другом деле, рассмотренном в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа №Ф08-9021/2023 от 14.09.2023 по делу №А32-27707/2022, налогоплательщику удалось убедить суд, что его обособленное подразделение не является филиалом, а значит, применение им УСН правомерно.
Компания, расположенная в Краснодаре, приобрела в Новороссийске здание торгового центра. По месту нахождения данного ТЦ компания зарегистрировала обособленное подразделение. Спустя 8 месяцев организация переехала в Новороссийск по адресу расположения ТЦ.
Фактически обособленное подразделение просуществовало недолго, но это не помешало налоговикам при проведении выездной проверки усмотреть в нем признаки филиала. К таким признакам проверяющие отнесли факты выдачи обществом доверенности, наделяющей одного из работников правом осуществлять часть функций общества, в том числе функции представительства во всех государственных органах и учреждениях, а также то, что впоследствии данное лицо было назначено директором обособленного подразделения.
Также было установлено, что всю бухгалтерскую и налоговую отчетность общества формировал главный бухгалтер обособленного подразделения.
В итоге сумма доначислений вместе с пени и штрафами составила порядка 48 млн рублей. При рассмотрении дела в суде первой инстанции решение было принято в пользу инспекции. Однако последующие суды посчитали, что компания ничего не нарушила и созданное обособленное подразделение филиалом не являлось.
Апелляционный суд отметил, что осуществление хозяйственной деятельности одновременно в г. Краснодаре и в г. Новороссийске продолжалось в течение незначительного периода времени и носило очевидно переходный характер. Совокупность мероприятий и юридически значимых действий подтверждает довод общества о намерении прекратить деятельность в Краснодаре и осуществить перенос деятельности в Новороссийск по месту нахождения приобретенного имущественного комплекса.
Учитывая изложенные обстоятельства, поведение общества не признано судом апелляционной инстанции злоупотреблением в использовании им выгодного для себя налогового режима. Судом было учтено, что участники общества не принимали решения о создании филиала и в ЕГРЮЛ сведения о создании филиала не вносились.
В итоге судами был сделан вывод, что компания применяла УСН на законных основаниях, а значит, решение ИФНС о доначислениях признано недействительным.
Вывод
Наличие таких споров свидетельствует о том, что упрощенцам следует быть крайне осторожными при создании обособленных подразделений. Даже если формально «обособка» не содержит признаков филиала, проверяющие могут увидеть обстоятельства, которые якобы говорят о том, что подразделение является филиалом.
В материале использованы фото: Naiyana Somchitkaeo / Shutterstock / Fotodom.