Эксперты «1С» рассказывают о порядке маркировки указанных товаров и об особенностях работы с этими группами маркируемой продукции в соответствии с законодательством РФ в программе «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.5).
Порядок работы в программах «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.5), «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5) аналогичен. Производственные операции в «1C:Управлении торговлей 8» (ред. 11.5) не автоматизированы. Для автоматизации производственных процессов рекомендуется использовать «1С:Комплексную автоматизацию 8» (ред. 2.5) или «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5).
Маркировка бритв, лезвий и стройматериалов
Правила маркировка бритв и лезвий утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2024 №1681 (в ред. Постановления от 31.05.2025 №808). В подп.«в(1)» п.3 Постановления №1681 указаны коды ТНВЭД 8212 10 100 0, 8212 10 900 0, 8212 20 000 0, 8212 90 000 0, а также коды ОКВЭД 25.71.12.110, 25.71.12.120, 25.71.12.130 бритв и лезвий, на которые распространяется требование об обязательной маркировке производителями и импортерами с 01.12.2025.
Также в подп.«з» п.3 Постановления №1681 уточняется необходимость маркировки до 31.01.2026 товаров, приобретенных по 30.11.2025 и выпущенных таможенными органами начиная с 01.12.2025. Обязанность указания кодов маркировки для данных товаров в оптовом и розничном звене наступает с 01.07.2026 (подп.«г» п.3 Постановления №1681), при этом до 30.11.2026 допускается оборот немаркированных остатков продукции (п.6 Постановления №1681).
Правила маркировки строительных материалов утверждены постановлением Правительства РФ от 31.05.2025 №820. В подп.«а» и «б» пункта 3 Постановления №820 перечислены коды ТНВЭД и ОКВЭД товаров, на которые распространяются требования по маркировке соответственно с 1 октября и 1 декабря 2025 года:
- ТНВЭД 2520, 2523 (за исключением 2523 10 000 0), 3816 00 000 0, 3824 50 900 0, ОКВЭД 23.20.13, 23.51.12, 23.52.20, 23.64.10 – цемент, сухие строительные смеси, гипс с 01.10.2026;
- ТНВЭД 3214 (за исключением 3214 90 000 1), ОКВЭД 20.30.22.120, 20.30.22.160, 20.30.22.170, 20.30.22.180, 20.30.22.210, 23.64.10.110 – монтажные пены, герметики, мастики, замазки с 01.12.2026.
До 01.05.2026 допускается поставка производителями немаркированных остатков товаров (п.5 Постановления №820). В оптовом и розничном звене указание кодов маркировки строительных смесей становится обязательным с 01.12.2026 (подп.«в» п.3 Постановления №820).
Порядок регистрации в системе маркировки
К моменту начала маркировки производители и импортеры должны быть зарегистрированы в системе маркировки «Честный знак». Для регистрации в системе необходимо наличие усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи.
Для получения кодов GTIN, которые необходимы для описания товаров в Национальном каталоге, необходимо членство в ассоциации ЮНИСКАН/ГС1 РУС (UNISCAN/GS1Rus), а соответствующие идентификаторы должны быть прописаны в профиле в ГИС МТ в личном кабинете (раздел «Национальный каталог»).
Настройки интеграции 1С с системой маркировки
Для маркировки в программе 1С необходимо установить флаги НСИ и администрирование – Администрирование – Интеграция с ИС МП (одежда, обувь, табак…) – Вести учет маркируемых товаров для соответствующих товарных групп: бритвы и лезвия, строительные материалы. Указанные товарные группы уже доступны в актуальных версиях программ «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5), «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.5), «1С:Управление торговлей 8» (ред. 11.5).
Также в информационной базе необходимо указать сертификаты электронной подписи для авторизации в ГИС МТ.
- Настройка интеграции с системой маркировки «Честный знак» в программах «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5), «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.5), «1С:Управление торговлей 8» (ред. 11.5)
Для возможности заказа кодов маркировки необходимо выполнить настройки станции управления заказами в форме настроек НСИ и администрирование – Администрирование – Интеграция с ИС МП (одежда, обувь, табак…) – Параметры подключения к СУЗ, которые включают:
- идентификатор СУЗ (OMS ID) – узнать его можно в личном кабинете системы маркировки в разделе Управление заказами – Устройства. Если доступных СУЗ нет, то нужно обратиться в службу поддержки ЦРПТ (Центра развития перспективных технологий, оператора системы маркировки);
- адрес и порт – по умолчанию suz2.crpt.ru, порт 443;
- организацию, производственный объект (подразделение), его адрес и код ФИАС. Код ФИАС можно получить непосредственно из формы по кнопке в виде закругленной стрелки справа от поля;
- идентификатор соединения – получить его можно непосредственно из формы по кнопке в виде закругленной стрелки справа от поля.
Настройка номенклатуры и описание товаров в Национальном каталоге
Для маркируемой продукции требуется создать отдельный вид номенклатуры с установленной особенностью учета по соответствующей товарной категории: Бритвы и лезвия или Строительные материалы (рис. 1). Номенклатурные позиции должны быть отнесены к этому виду номенклатуры.
Рис. 1
Для описания отдельных потребительских свойств могут использоваться стандартные и дополнительные реквизиты. Дополнительные реквизиты позволяют делать описания товаров в номенклатурном справочнике более формализованными, упрощает поиск позиций в списке номенклатуры, а также упрощают выгрузку данных в Национальный каталог.
Рекомендуется использовать уже имеющиеся позиции номенклатуры. Для них нужно изменить вид номенклатуры на вновь созданный с типом, соответствующим товарной категории. При интерактивном изменении вида номенклатуры в форме выбора нужно нажать гиперссылку Показать все виды номенклатуры. Новый вид номенклатуры должен иметь сопоставимые настройки учета по характеристикам, сериям, а также тот же набор дополнительных реквизитов.
Все товары должны быть описаны в Национальном каталоге – подсистеме системы маркировки. Это можно сделать из личного кабинета или непосредственно из программы, используя сервис 1С:Номенклатура.
Интеграция с сервисом 1С:Номенклатура доступна при включении функциональной опции НСИ и администрирование – Настройки интеграции – 1С:Номенклатура. Открыть форму Выгрузка данных номенклатуры (рис. 2) можно по ссылке НСИ и администрирование – Настройка интеграции – 1С:Номенклатура – Выгрузить номенклатуру или НСИ и администрирование – Сервис – Выгрузить номенклатуру.
Рис. 2
В форме необходимо выбрать организацию, указать контактные данные сотрудника, ответственного за регистрацию карточек в Национальном каталоге, установить флаг Национальный каталог и указать по ссылке Параметры доступа идентификатор организации-отправителя, который можно получить в службе поддержки Национального каталога, установить флаг Получить штрихкоды при регистрации товаров.
Выбрать номенклатуру можно по гиперссылке Выбрать номенклатуру для выгрузки. В форме выбора можно явно выбрать отдельные карточки номенклатуры или заполнить список по отбору, например, включить в выгрузку виды номенклатуры, соответствующие маркируемой продукции.
По ссылке Подготовить номенклатуру для выгрузки необходимо уточнить сопоставление категории и реквизитов в информационной базе и в сервисе (рис. 3). Часть реквизитов в Национальном каталоге обязательна для заполнения.
Рис. 3
Подготовленная к выгрузке номенклатура передается в Национальный каталог по кнопке Выгрузить номенклатуру. После завершения выгрузки в форме отображается ссылка Ознакомиться с результатами выгрузки – Национальный каталог.
На стороне Национального каталога выполняется проверка данных номенклатуры, и после успешного ее прохождения создается карточка в статусе «Черновик», которой присваивается код GTIN. После этого нужно через личный кабинет Национального каталога подписать карточки при помощи электронной подписи для завершения добавления позиции в национальный каталог. В информационную базу 1С код GTIN будет загружен при следующем запросе к сервису загрузки 1С:Номенклатуры.
Маркировка продукции в 1С
Общие принципы маркировки новых товарных групп схожи с принципами маркировки для товарных групп, обязательная маркировка по которым стартовала ранее.
Коды маркировки должны быть предварительно заказаны и эмитированы. Для заказа используется документ Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ (рис. 4), который можно создать из рабочего места Обмен с ИС МП (Обувь, одежда, табак…) в разделах интерфейса Закупки, Продажи, Производство, Склад и доставка.
Рис. 4
Список позиций, по которым производится заказ кодов маркировки, указывается на закладке Товары. Среди прочего для каждой позиции необходимо указать Вид упаковки, код GTIN – он должен быть предварительно получен и внесен в список штрихкодов по данной номенклатуре, количество заказываемых кодов и вариант формирования серийных номеров – автоматически или самостоятельно.
В обязательном порядке требуется эмиссия кодов маркировки для потребительских упаковок (Единица товара). Потребительские упаковки маркируемой продукции могут объединяться в монотоварные упаковки более высокого уровня, на которые также наносится код маркировки – Групповые упаковки.
Для бритв и лезвий также предусмотрен вид упаковки Набор – это несколько самостоятельных, возможно, разных товаров, имеющих собственные коды маркировки, объединенных в одну общую упаковку, которая может быть продана как единое целое или расформирована для дальнейшей продажи этих товаров независимо. Коды для групповых упаковок и наборов заказываются отдельно в дополнение к кодам единиц товара.
Также предусмотрена возможность выбора стандартного или укороченного кода маркировки. Укороченный код занимает меньше места и используется в случае физически ограниченных размеров продукции. После заполнения документа можно запросить коды маркировки по ссылке Запросите коды маркировки.
До момента успешного окончания эмиссии документ будет в статусе Обрабатывается в СУЗ (генерация кодов). После успешной эмиссии статус заказа на эмиссию меняется на Коды маркировки эмитированы. После получения кодов их необходимо распечатать и нанести на продукцию.
Сведения о нанесенных кодах маркировки для ввода в оборот нужно передать в ГИС МТ. Предусмотрены отдельные операции передачи Отчета о верификации нанесенных КМ, ввода в оборот и агрегации – передачи сведений о сформированных упаковках. Все эти операции отражаются документом Маркировка товаров ИС МП.
Каждая операция может оформляться независимо отдельными документами Маркировка товаров ИС МП или последовательно одним документом. В этом случае в реквизите Операция указывается операция ввода в оборот Производство, а в поле Операция нанесения указывается Отчет о верификации нанесенных КМ (рис. 5).
Рис. 5
В документе указывается перечень кодов маркировки, к которым применяется операция. В случае установки флага Отчет производственной линии все коды относятся к одному наименованию продукции, которое указывается на закладке Основное.
При работе со снятым флагом Отчет производственной линии можно указать несколько наименований продукции на закладке Товары, а коды маркировки и вся структура вложенности упаковок задаются в форме Подбор и проверка… (по виду продукции), которая открывается по соответствующей ссылке (рис. 6).
Рис. 6
После заполнения документа нужно передать вначале Отчет о нанесении в систему маркировки по ссылке передайте отчет и дождаться подтверждения от системы маркировки. После успешной передачи отчета статус документа будет «Коды маркировки нанесены», и станет доступен ввод в оборот (ссылка передайте данные). После успешного ввода в оборот статус документа будет «Коды маркировки введены в оборот». Если в документе была задана иерархия упаковок, то в этом статусе можно будет выполнить агрегацию.
Если на первых этапах внедрения маркировки товаров у компании возникли вопросы и затруднения, оказать помощь готовы, в том числе партнеры фирмы «1С», которые помогут запустить маркировку, проконсультируют, подберут решение для автоматизации, подключат к «Честному знаку», настроят рабочее место для продажи маркированных товаров.- Видеозапись онлайн-лекции «Маркировка строительных материалов, поддержка в 1С»
В материале использованы фото: tete_escape / Shutterstock / Fotodom.