Рассказываем, какие нововведения ожидают налогоплательщиков в ближайшее время.
Планируемые изменения в законодательстве для бизнеса
Новые налоги, правила и сроки уплаты
Законопроект №618-9 предусматривает введение в России с 1 января 2027 года временного налога на сверхдоходы. Новый налог станут уплачивать организации, осуществляющие добычу руд черных и цветных металлов, а также руд, содержащих драгоценные металлы, включая золото. Налог на сверхдоходы будет в полном объеме зачисляться в федеральный бюджет.
Объектом налогообложения станут признаваться сверхдоходы, определяемые исходя из прироста стоимости добытого полезного ископаемого, возникающего вследствие превышения его средней цены на мировом рынке за 2026–2028 годы над аналогичной средней ценой за 2025 год (ст.4 законопроекта №618-9). Объект налогообложения возникнет при превышении средней цены не менее, чем на 10%. Для 2027 и 2028 годов средняя цена за 2025 год для этого индексируется с применением коэффициентов 1,1 и 1,21 соответственно. Объект налогообложения не возникает, если добыча полезного ископаемого на участке недр не осуществлялась в течение 2025 года.
Налог станет уплачиваться в 2027, 2028 и 2029 годах не позднее 28 апреля соответствующего года. Налоговую декларацию компании будут представлять не позднее 25 апреля года, на который приходится срок уплаты налога. Организации должны уплачивать налог по ставке в размере 30%, а в отношении золота – в размере 20% (ст.5 законопроекта №618-9).
Если сумма налога, подлежащая уплате в 2027 году по всем полезным ископаемым, не превысит 4% совокупной расчетной выручки от реализации таких полезных ископаемых, сумма налога в пределах указанной величины подлежит уплате не позднее 28 апреля 2027 года, а сумма превышения – не позднее 28 апреля 2029 года. В отношении налога, подлежащего уплате в 2028 году, аналогичный порядок применяется с использованием величины, равной 5% совокупной расчетной выручки, а сумма превышения подлежит уплате не позднее 28 апреля 2029 года.
Законопроект №617-9 вводит налог на прибыль для закрытых паевых инвестиционных фондов и интервальных паевых инвестиционных фондов – ПИФов, инвестиционные паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов. В настоящее время ПИФы не относятся к плательщикам налога на прибыль, а объект налогообложения НДФЛ возникает только в момент выплаты доходов пайщикам, который может откладываться на долгие годы. В результате многие плательщики используют ПИФы для ухода от налогообложения путем структурирования владения различного рода активами.
Чтобы ускорить собираемость налогов, поправки устанавливают для ПИФов обязанность по уплате налога на прибыль по ставке в размере 15% (новая ст.276.1 НК РФ). Сумма налога, исчисленная по указанной ставке, станет зачисляться в федеральный бюджет. При этом уплачиваемый таким образом налог будет учитываться при налогообложении доходов самих пайщиков (новый п.13.6 ст.214.1 НК РФ).
Планируется, что новые нормы вступят в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона.
Законопроект №617-9 уточняет сроки уплаты налогов и авансовых платежей по ним. Сейчас в ситуациях, когда последний день срока уплаты налогов приходится на день, признаваемый выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п.7 ст.6.1 НК РФ). Другими словами, сроки уплаты налогов, приходящиеся на нерабочие дни, сдвигаются на более поздние даты. Например, налоги, подлежащие уплате в конце декабря, компании и физлица уплачивают уже в следующем году после продолжительных налоговых каникул. Это приводит к возникновению кассовых разрывов бюджетной системы РФ в конце каждого календарного года.
Чтобы исправить данную ситуацию, поправки в п.7 ст.6.1 НК РФ закрепляют правило, согласно которому, если последний день срока уплаты налога в декабре приходится на день, признаваемый выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока уплаты налога следует считать предшествующий рабочий день. Таким образом, налоги перед новогодними каникулами нужно будет уплачивать в более ранние сроки.
Планируется, что данная поправка вступит в силу уже в текущем году, по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона.
Новые налоговые льготы
Законопроект №617-9 закрепит в НК РФ нормы, предоставляющие льготы для плательщиков страховых взносов на травматизм с 1 января 2027 года. В общем случае уплачивать страховые взносы со скидками смогут организации и ИП, которым СФР предоставил такую скидку на предстоящий год (новый п.1.1 ст.431 НК РФ). Кроме того, платить страховые взносы на травматизм в размере 60% от назначенного тарифа смогут следующие категории страхователей (новый п.1.2 ст.431 НК РФ):
-
компании, производящие выплаты и иные вознаграждения инвалидам I, II или III группы (льгота применяется в отношении указанных выплат и вознаграждений);
-
общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
-
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
-
учреждения, которые созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Законопроект №617-9 расширяет перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения по НДС. От уплаты НДС освобождаются следующие операции (новые подп.31 и 32 п.2 ст.146 НК РФ):
-
передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) и имущественных прав на безвозмездной основе Минобороны РФ, Росгвардии, ФСБ РФ и МЧС РФ для целей защиты от БПЛА;
-
передача на безвозмездной основе питания гражданам, находящимся в защитных сооружениях, подвалах, иных аналогичных объектах, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании, в целях их защиты от применения (использования) БПЛА.
Данные нормы будут распространены на правоотношения, возникшие с 1 октября 2026 года.
Законопроект №617-9 уточняет порядок освобождения от НДС услуг, оказываемых организациями и ИП, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства. Так, изменения уточняют, что под освобождение от НДС по указанному основанию подпадают следующие услуги (новая редакция подп.20 п.2 ст.149 НК РФ):
-
услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, животных, экспонатов и книг;
-
услуги по изготовлению копий учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию с печатной продукции;
-
услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
-
услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;
-
услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций;
-
услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок;
-
услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ;
-
реализация билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
-
реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.
Указанные нормы вступят в силу по истечение одного месяца с момента официального опубликования закона.
Законопроект №617-9 с 1 января 2027 года ужесточает действующие условия для применения ИТ-компаниями пониженной ставки страховых взносов в размере 7,6% в отношении выплат в пользу работников, превышающих предельный размер базы по страховым взносам (2 979 000 рублей) и 15% – в отношении всех прочих выплат в пользу работников. Сейчас для уплаты взносов по пониженным ставкам ИТ-компания должна иметь государственную аккредитацию, а доля ее доходов от деятельности в области информационных технологий по итогам каждого квартала текущего года должна составлять не меньше 70% от общей величины доходов организации (абз.19 п.5 ст.427 НК РФ). По новым правилам к обязательным условиям получения льготы добавится еще и подача по месту своего нахождения годовой бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный год.
Организации, не представившие в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за предыдущий отчетный период в течение 6 месяцев после окончания предыдущего расчетного периода, лишатся права на уплату взносов по пониженным ставкам (новый абз.23 п.5 ст.427 НК РФ).Налоговые штрафы
Законопроект №617-9 многократно повышает действующие налоговые штрафы, налагаемые на налогоплательщиков и налоговых агентов. В частности, штраф за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет увеличится с 10 000 до 30 000 рублей, а минимальный штраф за ведение деятельности без постановки на налоговый учет – с 40 000 до 121 000 рублей (новая редакция ст.116 НК РФ). Минимальный штраф за непредставление налоговой декларации и расчета по страховым взносам увеличится с 1 000 до 2 600 рублей (новая редакция ст.119 НК РФ). Штраф за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения будет повышен с 10 000 до 28 000 рублей, а штраф за повторное грубое нарушение – с 30 000 до 83 000 рублей.
Минимальный штраф за занижение налоговой базы повысится 40 000 до 111 000 рублей (новая редакция ст.120 НК РФ). Также будет повышен минимальный штраф за непредставление в налоговые органы документов и сведений по требованию ИФНС. Штраф повысится с 200 до 560 рублей за каждый непредставленный документ (новая редакция ст.126 НК РФ). Штраф за неявку в ИФНС лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, будет увеличен с 1 000 до 14 000 рублей, а за отказ от дачи показаний – с 3 000 до 42 000 рублей.
Планируется, что новые размеры штрафов начнут применяться с 1 января 2027 года.
Законопроект №617-9 расширяет перечень составов налоговых правонарушений, за которые налогоплательщиков штрафуют по ст.126 НК РФ (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля). Устанавливается новый налоговый штраф за непредставление российской организацией налоговому органу сообщения о создании своего обособленного подразделения, за исключением филиалов и представительств, на территории РФ. Штраф за данное нарушение станет взиматься в размере 121 000 рублей (новый п.3.1 ст.126 НК РФ).
Ожидается, что новый штраф начнет применяться по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона.
Новые полномочия ФНС РФ
Законопроект №617-9 передает ФНС полномочия по администрированию страховых взносов на травматизм. По новым правилам организации и ИП будут уплачивать взносы уже не в СФР, а на ЕНС в качестве единого налогового платежа. Тарифы страховых взносов станут регламентироваться положениями новой статьи 425.1 НК РФ. Новая статья сохраняет для плательщиков все 32 действующих страховых тарифа взносов, установленных в диапазоне от 0,2 до 8,5% в зависимости от видов экономической деятельности, распределенных по классам профессионального риска. За СФР остаются полномочия по установлению для страхователей скидок и надбавок к страховым взносам.
Ожидается, что новые правила вступят в силу с 1 января 2027 года.
Законопроект №617-9 наделяет налоговые органы полномочиями по блокированию карточек товаров (страниц с предложением к приобретению товаров, работ и услуг), размещаемых на маркетплейсах. С момента блокировки карточки товара прием заказов по такому товару через маркетплейс будет невозможен. Такую меру налоговые органы смогут применять в случаях неявки продавцов товаров, работ и услуг для дачи показаний, а также при непредоставлении ими запрошенных документов и сведений (новая ст.77.1 НК РФ). Поручение о блокировке карточки товара маркетплейс должен будет исполнить в течение 2 дней, начиная со дня его получения. В противном случае маркетплейс привлекут к ответственности в виде налогового штрафа в размере 100 000 рублей (новая ст.129.17 НК РФ).
Планируется, что новые нормы начнут действовать по истечении 9 месяцев со дня официального опубликования закона.
Планируемые изменения в законодательстве для граждан
НДС и таможенный сбор на онлайн-покупки
Законопроект №617-9 устанавливает правила уплаты НДС при ввозе импортных товаров, приобретенных физическими лицами через электронные торговые площадки (маркетплейсы). Сейчас такие операции не подлежат обложению НДС, что приводит к созданию неравных условий интернет-торговли на внутреннем и зарубежном рынке. В результате покупатели нередко отдают предпочтение иностранным продавцам, поскольку их товары дешевле, так как в их стоимость не заложен НДС.
Законопроект уравнивает условия торговли на внутреннем и внешнем интернет-рынке. По новым правилам, если стоимость ввозимых товаров не превышает установленный в ЕАЭС беспошлинный лимит (200 евро при весе до 31 кг), НДС должен удерживать налоговый агент – российская или иностранная электронная торговая площадка, на которой приобретен товар. Налоговые агенты будут платить НДС за покупателей ежемесячно (новая ст.174.4 НК РФ). Если же стоимость ввозимых товаров превысит беспошлинную норму, то НДС станет уплачивать сам покупатель. Уплату налога нужно осуществлять до регистрации декларации на приобретенные за границей товары (новая ст.174.5 НК РФ).
Планируется, что новые нормы вступят в силу с 1 января 2027 года.
Законопроект №619-9 с 1 января 2027 года вводит таможенный сбор на товары, приобретаемые физлицами для личного потребления через маркетплейсы и пересылаемые из-за рубежа почтовыми отправлениями. Сбор станет взиматься со всех зарубежных посылок стоимостью до 200 евро, которые в настоящее время не облагаются таможенным сбором.
Повышение НДФЛ на проценты по вкладам
Законопроект №617-9 увеличивает ставку НДФЛ в отношении так называемых «пассивных» доходов налогоплательщиков в виде процентов по банковским вкладам, дивидендов и доходов по ценным бумагам. В настоящее время в отношении таких доходов применяется ставка НДФЛ в размере 13% или 15% в зависимости от величины полученного дохода.
По новым правилам эти доходы станут облагаться уже по пятибалльной шкале налогообложения в величине от 13% до 22%. Для этого в основную налоговую базу по НДФЛ, к которой применяются ставки 13–22%, будут включены доходы от долевого участия, в том числе в виде дивидендов, доходы в виде процентов по банковским вкладам и счетам, доходы от продажи имущества, а также доходы по договорам страхования и дарения (новая редакция п.2.1 ст.210 НК РФ). Таким образом, если такой доход превысит 5 млн рублей, то его станут облагать уже не по ставке 15%, а по ставке 18%. При превышении такого дохода отметки 20 млн рублей станет применяться ставка налога в размере 20%, а при доходе свыше 50 млн рублей – ставка 22%.
Предположительно новые нормы вступят в силу с 1 января 2027 года.
В материале использованы фото: dee karen / Shutterstock / Fotodom.