Содержание
Регистрация индивидуальных предпринимателей до и после 1 января 2004 года
С введением в действие с 1 июля 2002 года Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон № 129-ФЗ) органы МНС России приобрели новую для себя функцию - осуществление государственной регистрации юридических лиц. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей на тот момент оставалась вне компетенции налоговых органов, что, впрочем, воспринималось всеми как явление временное. С 1 января 2004 года институт государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей становится единым, а регистрационные функции передаются в исключительную компетенцию налоговых органов. Начиная с указанной даты, меняется и наименование Закона № 129-ФЗ - "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Сама процедура государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, описанная в Законе № 129-ФЗ и вводимая в действие с 1 января 2004 года, несколько отличается от ныне действующего порядка, установленного разделом II Указа Президента РФ от 08.07.1994 № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" (далее - Указ № 1482). В связи с этим следует говорить скорее не об ужесточении требований к лицам, желающим зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, а о более точном формулировании этих требований. Во всяком случае, сравнение статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ с пунктом 6 Указа № 1482, на наш взгляд, не позволяет говорить о сколько-нибудь существенном расширении с 1 января 2004 года перечня документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Едва ли можно говорить об ущемлении прав таких лиц и в связи с незначительным (до пяти рабочих дней) увеличением с 1 января 2004 года срока государственной регистрации по сравнению со сроками, установленными пунктом 7 Указа № 1482 (в день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте).
Пожалуй, наиболее существенной особенностью нового порядка является введение с 1 января 2004 года запрета на государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей отдельных категорий физических лиц (пункт 4 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ). К таким лицам относятся:
- физические лица, которые уже зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей;
- физические лица, признанные судом несостоятельными (банкротами) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся предпринимательской деятельностью (в течение года со дня принятия судебного решения);
- физические лица, в отношении которых судом вынесено решение о прекращении в принудительном порядке их деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
- физические лица, лишенные права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.
Статья 3 Закона № 76-ФЗ: после "перерегистрации-2002" - "перерегистрация-2004"
Вторая половина 2002 года еще долго будет вспоминаться предпринимателям малоприятной процедурой, получившей наименование "перерегистрация" (см. здесь). Этот термин, будучи совершенно невнятным с точки зрения права, тем не менее, прочно закрепился среди работников налоговых органов и налогоплательщиков. К сожалению, содержание статьи 3 Закона № 76-ФЗ дает все основания для того, чтобы констатировать: в течение следующего года индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным до 1 января 2004 года, предстоит пережить нечто подобное.
Строго говоря, указанную процедуру следует именовать представлением индивидуальными предпринимателями в регистрирующие (налоговые) органы определенных документов. Перечень таких документов установлен статьей 3 Закона № 76-ФЗ и, в основном, соответствует перечню документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (статья 22.1 Закона № 129-ФЗ). Если не касаться весьма ограниченного круга индивидуальных предпринимателей, не являющихся гражданами Российской Федерации, то большинство потенциальных участников "перерегистрации-2004" обязаны в течение 2004 года представить в регистрирующие (налоговые) органы по месту своего жительства следующие документы:
- копию основного документа, удостоверяющего личность (паспорта);
- документ, подтверждающий государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
Представляется важным подчеркнуть, что положения статьи 3 Закона № 76-ФЗ не содержат безусловного требования о представлении в регистрирующий (налоговый) орган нотариально засвидетельствованных копий указанных документов. Индивидуальный предприниматель вправе представить и обычные копии, если одновременно с этим регистрирующему органу представляются оригиналы документов. Подобный механизм достаточно гибок. Можно сказать, что индивидуальным предпринимателям предложен выбор между непосредственным общением с нотариусом (когда нотариально засвидетельствованные копии направляются в регистрирующий (налоговый) орган по почте) и непосредственным общением с работником регистрирующего (налогового) органа (когда подлинность копий документов подтверждается обозрением оригиналов). В любом случае можно порекомендовать индивидуальным предпринимателям не откладывать в долгий ящик прохождение этой, в общем, несложной процедуры.
Правовые последствия непредставления индивидуальными предпринимателями в течение 2004 года в регистрирующие (налоговые) органы необходимых документов описаны в статье 3 Закона № 76-ФЗ и несколько отличаются от правовых последствий непрохождения юридическими лицами "перерегистрации-2002".
Прежде всего, невыполнение требований указанной статьи автоматически повлечет за собой лишение физического лица статуса индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года. Тем самым регистрирующие (налоговые) органы избавятся от "балласта" достаточно легко, без обращения к утомительным судебным процедурам. С другой стороны, такое физическое лицо (в отличие от руководителей юридических лиц) не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.25 КоАП РФ. Последнее обстоятельство, на взгляд автора, едва ли можно приветствовать. Оно не столько позволяет недобросовестным индивидуальным предпринимателям избежать финансовых потерь, сколько свидетельствует о "забывчивости" законодателя, не позаботившегося о внесении в статью 14.25 КоАП РФ необходимых поправок, вытекающих из Закона № 76-ФЗ.
Снова о проблемах подзаконного нормотворчества
Процедура "перерегистрации-2004", описанная в статье 3 Закона № 76-ФЗ, действительно выглядит несложной. Тем не менее, на практике все может выглядеть далеко не столь гладко. Как и в случае с "перерегистрацией-2002", Правительство РФ достаточно быстро формализовало процесс передачи сведений в регистрирующие (налоговые) органы. Свидетельством тому стало принятие постановления от 16.10.2003 № 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439" (далее - Постановление № 630).
В принципе, полномочие Правительства РФ на издание подобного документа не должно вызывать сомнений. Как следует из статьи 4 Закона № 76-ФЗ, Правительству РФ поручено "издать нормативные правовые акты, которые должны обеспечить реализацию Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом вносимых в него настоящим Федеральным законом изменений и дополнений в части государственной регистрации индивидуальных предпринимателей". Однако, "обеспечивая реализацию" Закона № 129-ФЗ, Правительство РФ, на наш взгляд, несколько превысило свои полномочия.
Примером тому служит та часть Постановления № 630, которая касается внесения изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" (далее - Постановление № 439).
Данным постановлением (с учетом изменений и дополнений) утверждена форма № Р27001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г." (приложение № 21).
Трудно усомниться в том, что регистрирующие (налоговые) органы будут требовать от индивидуальных предпринимателей представления указанного документа для прохождения "перерегистрации". Между тем, как отмечено выше, статья 3 Закона № 76-ФЗ не предусматривает представления индивидуальными предпринимателями подобного документа. Что касается статьи 9 Закона № 129-ФЗ, то она наделяет Правительство РФ правом устанавливать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, но не расширять перечень таких документов.
Следует также добавить, что пункт 14 формы № Р27001 предусматривает нотариальное свидетельствование подписи заявителя, в связи с чем избежать общения с нотариусом индивидуальный предприниматель, скорее всего, не сможет.
"Перерегистрация" состоялась - что дальше?
Прохождение индивидуальным предпринимателем процедуры "перерегистрации" подтверждается выдачей формы № Р67001 "Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г." (приложение № 25 к Постановлению № 439). Указанное Свидетельство должно быть выдано регистрирующим (налоговым) органом не позднее шестого дня с момента представления индивидуальным предпринимателем необходимых документов. Увы, но до внесения поправок в статью 14.25 КоАП РФ несоблюдение этого срока не влечет за собой привлечения недобросовестного должностного лица регистрирующего (налогового) органа к административной ответственности.
Весьма важным не только для индивидуальных предпринимателей, но и для их хозяйственных партнеров является вопрос о необходимости предъявления Свидетельства при заключении договоров после 1 января 2004 года. Полагаем, что необходимости в этом нет. Юридическая сила сделки, заключенной с физическим лицом, не зависит от наличия или отсутствия у этого лица статуса индивидуального предпринимателя. Отсюда же вытекает безусловное наличие у такой сделки соответствующих налоговых последствий.
Несколько более сложным выглядит вопрос о том, является ли предъявление индивидуальным предпринимателем Свидетельства обязательным для освобождения налогового агента от обязанности направлять в налоговый орган сведения о выплаченных этому предпринимателю доходов. В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ такие сведения не представляются, если налоговому агенту предъявлены, в частности, "документы, подтверждающие ...государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица". Легко представить, что индивидуальный предприниматель, не прошедший "перерегистрацию", может предъявить налоговому агенту свое утратившее силу свидетельство о государственной регистрации. Должен ли налоговый агент, удовлетворившийся этим документом, нести налоговую ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ? Возьмемся утверждать, что нет. Согласно статьям 106 и 109 НК РФ обязательным условием налоговой ответственности является вина налогового агента. Закон обязывает его истребовать у физического лица документ, подтверждающий государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, а не Свидетельство, подтверждающее юридическую действительность такого документа. Тем не менее, если налоговый агент захочет обезопасить себя от противоположного (и, заметим, вполне вероятного) толкования закона со стороны налогового органа, ему следует постараться убедить (но ни в коем случае не заставлять) индивидуального предпринимателя представить копию Свидетельства формы № Р67001. Впрочем, описываемые спорные ситуации в любом случае не могут возникнуть ранее 2005 года.
Выводы и практические рекомендации
Оставим в стороне проблемы соответствия Закона № 76-ФЗ и подзаконных правовых актов и сосредоточимся на проблемах индивидуальных предпринимателей, не искушенных в юридической казуистике.
В первую очередь, в течение 2004 года предпринимателю следует решить, намерен ли он продолжать предпринимательскую деятельность. Заметим, что достаточно большое количество предпринимателей озабочено проблемой правильного и простого прекращения своей деятельности. Статья 3 Закона № 76-ФЗ предоставляет им удобную возможность для решения этой проблемы - достаточно воздержаться от прохождения "перерегистрации", и с 1 января 2005 года статус индивидуального предпринимателя будет утрачен. Правда, следует помнить, что осуществление такими лицами предпринимательской деятельности после указанной даты будет являться нарушением законодательства.
Тем же, кто решит продолжать предпринимательскую деятельность после 1 января 2005 года, можно порекомендовать, не дожидаясь появления очередей у дверей нотариусов (лучше всего - в первые рабочие дни 2004 года), заполнить и представить для засвидетельствования форму № Р27001 и, возможно, копию паспорта. Выполнение этих несложных действий позволит индивидуальному предпринимателю далее не зависеть от режима работы регистрирующего органа и настроения его работников, направив копии необходимых документов по почте.