Содержание
Новоселье! Переезжаем на «1С:Бухгалтерию 8» (ред. 3.0)
Старый друг - лучше новых...?
Человеку во все времена по-человечески хочется стабильности, постоянства привычного мира и окружения. Но в который уже раз приходится начинать статью с констатации неоспоримого факта - в нашей жизни вообще, и в профессии, в частности, постоянными остаются только ... изменения. Поскольку в своей практике я начинала работу еще с «1С:Бухгалтерии» на операционной системе DOS (и где-то даже хранится раритет - 5-дюймовая дискета с дистрибутивом!), то волей-неволей привыкла к тому, что смена поколений программных продуктов - это неизбежность нашего времени.
Оставлять старого друга (или оставаться без него - что вернее!) - об этом ведь думать даже не хочется, правда? В том числе, если старый, привычный друг - еще и любимый помощник. Такой, как «1С:Бухгалтерия 7.7».
Вот уже какое поколение программ на платформе «1С:Предприятие 8» меняется, а так не хочется бросать привычные интерфейсы, документы, отчеты... Даже понимая, что новые намного лучше, технологичнее...
Но... Понятно и другое - однажды и старый, любимый телевизор перестает показывать четкую картинку (изменяются же принципы, передающие сигнал!), старая СВЧ-печь уже не удовлетворяет принципам безопасности, не говоря уже об авто старых марок на фоне того, что сегодня предлагает мировой автопром!
Согласитесь, современный бухгалтер ничуть не похож на коллекционера ретро-автомобилей или винтажных аксессуаров! Тут не до коллекций и созерцания, тут успевай отслеживать все, что происходит в законодательстве и методологии, а возможности у старого друга уже не те! Современная программа для учета должна делать больше, чем ее предшественницы, делать это удобнее и быстрее, да еще и возможностей побольше иметь. Так, может, не обижая старого друга и поблагодарив его за долгую помощь, заглянем в новый инструмент? Тем более, что учитывая именно интересы самых стойких и верных почитателей «1С:Бухгалтерии 7.7» самая новая и свежая версия «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) пошла навстречу вам настолько, что даже состав меню адаптировала к вашим привычкам!
Новый дом, привычный интерьер!
Представьте, вы попадаете в новый дом, который предстоит обживать. Понимаете, что дом этот умный, современный, удобный и очень комфортный, а обзор из окон-то какой! Но... не хватает чего-то... Вот тут, например, справа от входной двери, в старом доме включался свет - руки-то помнят! А теперь - выключатель «где-то там...». Где? А тут был кран, до которого мог дотянуться даже в полусне и с закрытыми глазами - и открыть, и закрыть... А теперь он, хоть новый и блестящий, - но другой. Горячая и холодная вода - наоборот! Пока привыкнешь! Да.... Что-то не то.... Может, не переезжать?
А представьте теперь, что, видя ваше замешательство (и стоящую в глазах мысль: «А, может, пожить еще в старом пространстве?»), вам неожиданно предлагают: «Хотите более привычную планировку? - Пожалуйста! Вот тут нажмите, кнопочка всего одна!» (см. рис. 1).
Рис. 1
Вы с полным неверием в чудеса нажимаете «кнопочку» - и! О, удивление - вдруг и планировка привычная, и выключатель вдруг там же, и кран поменялся...
Причем, внешнее отражение внутренней сущности нового дома не изменило! Он все такой же: более современный, более комфортный, более... более... Но и более привычный, чем вы могли ожидать!
Так и давайте же с вами перейдем, наконец, к экскурсии по вашему новому профессиональному «дому» - новой редакции «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0). И начнем ее именно с этой волшебной «кнопочки» - дающей возможность изменить состав главного меню так, как привычно пользователю «1С:Бухгалтерии 7.7» (рис. 2).
Рис. 2
Безусловно, «начинка» каждого из пунктов этого меню изменилась, как же иначе! Но в первое время, когда вы только начнете работать с программой, вы будете находить привычные инструменты на привычных местах! А вот когда этап адаптации пройдет, можно будет перейти и на основной интерфейс, «родной» интерфейс именно «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) и начать пользоваться всей полнотой ее возможностей, уже более вдумчиво разобраться с новой архитектурой. Например, с тем, что всевозможные материальные ценности (да и услуги тоже) теперь живут не в отдельных справочниках, а составляют один - справочник Номенклатура. Что можно сделать массу удобных настроек - и тогда программа «по умолчанию» будет подставлять, например, нужные значения счетов учета. Причем ассортимент этих «подсказок» может быть ограничении только вашим воображением и спецификой хозяйственной деятельности.
Это ощутимая прибавка к набору привычных возможностей, которые в «1С:Бухгалтерии 7.7» ограничивались корреспонденциями счетов, «зашитых» в алгоритмы документов. Не правда ли, именно такие ограничения отправляли вас от документов к ручным операциям? Теперь, уверена, обращение к ручным операциям потребуется вам разве что в самых специфических и редких случаях! Потому что универсальность документов новой программы способна перекрыть максимум потребностей в отражении хозяйственных операций.
«Фирма предлагает переезд и услуги грузчиков»
При любом переезде из старого обиталища в новое (если переезжающий не аскет с имуществом в пару книжек) встает вопрос - а как перевезти имущество на новое место и как расставить его так, чтобы комфорт и удобство не были потеряны, чтобы хрупкое не побилось, а мягкое не помялось? А еще происходит мучительный выбор - что из накопленного за годы жизни в старом доме вообще стоит везти с собой?
С информационными базами все происходит с не менее высокой степенью важности и бережности. В них так же, как и в старом доме, накапливается с годами слой «информационного хлама», который вряд ли уместен в новой высокотехнологичной базе, тем более, что и принципы той же учетной политики вполне могут быть пересмотрены с учетом новых возможностей и инструментов.
Что касается «грузчиков» - то они уже к вашим услугам. Встроенная обработка переноса данных из «1С:Бухгалтерии 7.7» уже ожидает, когда вы воспользуетесь ее услугами.
А вот на выбор «что переносить в новую базу» ожидаемо (а как же - дело-то хозяйское!) придется обратить серьезное внимание. Причем, на решение может повлиять как само состояние информационной базы в «1С:Бухгалтерии 7.7», так и время года, когда вы собираетесь переходить на новый инструмент («переезжать»). И само собой, что это не влияние весенних гроз или летних засух, а времена финансового года, потому что бухгалтерский «климат» определяет необходимость и сборки данных нарастающим итогом по нескольким разделам учета, и (увы!) традиционная российская неизбежность что-то исправлять «задним числом», и многое другое.
Итак, вы выбираете обработку переноса данных, и уже на первом шаге она предлагает выбор способа переноса (рис. 3).
Рис. 3
Какое решение принять? Дать простой и однозначный ответ при огромном количестве контекстных вариантов в статье, конечно же, невозможно. Немаловажно, работали ли вы на типовой конфигурации или она была изменена, насколько корректно велась сама информационная база в «1С:Бухгатерии 7.7». Все это необходимо решить-выяснить-понять перед тем, как вы обратитесь к выбору способа переноса данных в новую программу. Если на перечисленные вопросы вы смело можете ответить «да», и если база данных «1С:Бухгалтерии 7.7» расположена на том же компьютере или в сети в зоне вашего доступа, то первый вариант - ваш. Если смена программы учета совпала со сменой «технического обеспечения» (например, вы купили новый ноутбук), то вначале следует сделать выгрузку из вашей старой базы в файл, и выбрать при загрузке в «1С:Бухгалтерию 8» (ред. 3.0) загрузку из файла, который вы перенесете на новый компьютер (рис. 4).
Рис. 4
Этот же вариант используется в том случае, если, например, в прежней информационной базе было много ручных операций (в которых отсутствует контроль за корректностью ведения учета по счетам и аналитике), если в конфигурацию вносились изменения по какой-либо специфике ведения хозяйственного учета и так далее. В этих случаях после выгрузки данных в файл придется прибегнуть к помощи специалиста, чтобы при загрузке данных в новую «среду обитания» они корректно «легли» на новую техническую структуру.
|
Что берем с собой в «новую жизнь»?
В любом из вариантов «переезда» на одном из последующих шагов придется решить - какие именно данные берем с собой «в новую жизнь» на новой платформе и с новыми возможностями (рис. 5).
Рис. 5
Критериев для принятия решений очень много!
Это и «возраст» прежней базы данных, ведь за много лет при существующем потоке изменений могла неоднократно поменяться и структура аналитики, и «зависнуть» давно не используемые объекты или непогашенные долги.
Это и изменения в методике учета, то есть в использовании возможностей типовой конфигурации «1С:Бухгалтерии 7.7», сменявшимися главными и не главными бухгалтерами. Это и период переноса данных, который повлияет на состав переносимых данных: то ли перенос только справочников (аналитики) и/или остатков (если дата «старта» намечена на начало финансового года), то ли перенос справочников, остатков, оборотов и документов, если дата «старта» - начало какого-либо месяца в году.
Второй вариант, как уже говорилось выше, потребует внимания не только к традиционной «ревизии» остатков на начало года, но и к тому, чтобы перед выгрузкой данных из «1С:Бухгалтерии 7.7» в ней были корректно проведены регламенты закрытых периодов (и тогда данные закрытого периода с начала года будет резонно перенести оборотами, а не закрытого - документами).
Так что в этом вопросе важна самодиагностика информационного «имущества» самим его владельцем!
Если при ревизии приходится признать, что типовые элементы «1С:Бухгалтерии 7.7» использовались мало, а привычным был учет с помощью операций, порой с вольной индивидуальной трактовкой используемых счетов учета, если добавлялись новые счета/субсчета, изменялась аналитика, то из области использования универсальной обработки переноса мы попадаем в область индивидуального подхода, что-то вроде аналогии с перевозкой уникальной мебели. В этом случае, разумеется, не смогут корректно сработать типовые правила переноса, встроенная обработка.
Чтобы решить проблему переноса таких данных потребуется (уже с помощью специалиста) загрузка через обработку Универсальный обмен данными в формате XML или подготовка собственной обработки загрузки данных.
Пакуем чемоданы?
Итак, что у нас «в сухом остатке»? Наш «переезд», в сущности, неминуем. Когда он случится - это, конечно, вопрос времени. Самое удобное - что бесспорно как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики, - переход на новую базу с начала года, которое уже «на горизонте». Переходить, конечно, можно спонтанно и собираться в спешке (последствия которой не всегда благоприятны).
А можно заранее подготовиться к переезду и максимально подготовить свое информационное «имущество» - очистить базу от ненужных элементов, поработать с «зависшими» задолженностями, провести взаимозачеты и корректировки долгов, собрать в отдельные папки давно не используемую аналитику по материалам и товарам и т. д. Уточнить информацию о том, происходили ли доработки конфигурации «1С:Бухгалтерии 7.7», на которой вы работаете, и в случае, если это имело место, подготовить необходимую обработку переноса.
И тогда - останется только уточнить время переезда... то есть перехода и - с будущим новосельем вас!!!