В связи с объединением ПФР и ФСС в Социальный фонд России, были разработаны и утверждены новые формы и форматы сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Эксперты 1С рассказывают о формировании форм сведений для регистрации граждан в системе персучета на примере программы «1С:Зарплата и управление персоналом 8» ред. 3.
Внимание! В учетных решениях «1С:Предприятие 8» обновление форм и форматов сведений, используемых для регистрации граждан в системе персучета (формы АДВ-1, 2, 3), поддерживается с выходом очередных версий.
Формы сведений для регистрации граждан в системе персонифицированного учета
В связи с объединением ПФР и ФСС в Социальный фонд России, постановлением Правления ПФР от 31.10.2022 № 243п были обновлены формы и форматы сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета:
- анкета зарегистрированного лица (форма АДВ-1);
- заявление об изменении анкетных данных зарегистрированного лица, содержащихся в индивидуальном лицевом счете (форма АДВ-2);
- заявление о выдаче документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (форма АДВ-3);
- опись документов, передаваемых страхователем в ПФР (форма АДВ-6-1);
- сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (форма СЗВ-К).
С 9 января 2023 года в формы добавлены строки для даты составления актовой записи о рождении и наименования органа, которым произведена государственная регистрация акта о рождении. Также с 2023 года формы сведений, используемые для регистрации граждан в системе персучета, представляются в СФР отдельно по каждому сотруднику.
В форме АДВ-1 нужно указать ФИО принятого на работу сотрудника, его дату и место рождения, место регистрации и фактического места жительства, контактный телефон, паспортные данные и ИНН (при наличии) и представить в СФР вместе с описью документов, передаваемых страхователем в СФР (форма АДВ-6-1). После получения анкеты СФР в течение пяти рабочих дней примет решение об открытии лицевого счета либо об отказе в регистрации застрахованного лица.
Застрахованное лицо вправе представить в СФР через работодателя заявление об изменении анкетных данных застрахованного лица, содержащихся в индивидуальном лицевом счете (форма АДВ-2), при изменении данных или выявлении ошибки в СНИЛС (п.19 приказа Минтруда России от 03.04.2023 №256н). В форме АДВ-2 нужно указать изменившиеся анкетные данные сотрудника и представить в СФР вместе с описью документов, передаваемых страхователем в СФР (форма АДВ-6-1). После получения заявления СФР в течение пяти рабочих дней примет решение об изменении анкетных данных зарегистрированного лица, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, либо об отказе в изменении анкетных данных.
Застрахованное лицо вправе представить в СФР через работодателя заявление о выдаче документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (форма АДВ-3), в случае утраты или непригодности для использования Уведомления о регистрации (п.18 приказа Минтруда России от 03.04.2023 №256н). В форме АДВ-3 нужно указать соответствующие анкетные данные сотрудника и представить в СФР вместе с описью документов, передаваемых страхователем в СФР (форма АДВ-6-1). После получения заявления Фонд в течение пяти рабочих дней примет решение о выдаче уведомления о регистрации либо об отказе в выдаче уведомления.
Подготовка форм персонифицированного учета в программе 1С
Начиная с версий 3.1.23.833 и 3.1.27.51 в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» ред. 3 обновлены формы АДВ-1, 2, 3 в соответствии с постановлением правления ПФР от 31.10.2022 № 243п. Новые формы персучета дополнены реквизитами записей актов гражданского состояния: наименование органа записи актов гражданского состояния или МФЦ, которыми произведена регистрация акта гражданского состояния, дата составления и номер.
Подготовить новые формы персучета для передачи в СФР можно в разделе Кадры по ссылке Документы персучета (или в разделе Отчетность, справки – Документы персучета, а также с помощью сервиса 1С-Отчетность – папка Отчетность по физлицам), рис. 1.
Для автоматического заполнения документов персучета нужно заполнить личные данные в справочниках Сотрудники или Физические лица (раздел Кадры): ФИО; дата рождения; пол; ИНН; место рождения; гражданство; документ, удостоверяющий личность; телефон; адрес по прописке; адрес по месту проживания.
Форма АДВ-1 в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» ред. 3
При приеме на работу сотрудника, подлежащего обязательному пенсионному страхованию и не имеющего страхового свидетельства, необходимо подготовить для СФР анкету застрахованного лица (форма АДВ-1), рис. 2.
В документе Анкета застрахованного лица (АДВ-1) (Документы персучета – Пачка документов АДВ-2) нужно выбрать сотрудника. Анкета заполнится автоматически на основании личных данных из его карточки (раздел Кадры – Сотрудники или Физические лица). При этом программа «1С:Зарплата и управление персоналом 8» ред. 3 автоматически уведомит пользователя об отсутствии данных, необходимых для корректного заполнения заявления.
После получения сотрудником Уведомления о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета СНИЛС нужно добавить в карточку сотрудника или физического лица.
Форма АДВ-2 в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» ред. 3
При изменении личных данных сотрудника необходимо подготовить для СФР заявление об изменении анкетных данных застрахованного лица, содержащихся в индивидуальном лицевом счете (форма АДВ-2), рис. 3.
В документе Заявление об обмене страхового свидетельства (АДВ-2) (Документы персучета – Пачка документов АДВ-2) нужно выбрать Сотрудника. Перед регистрацией заявления необходимо внести изменения в личные данные в справочниках Сотрудники или Физические лица (раздел Кадры). Дата получения свидетельства заполнится автоматически согласно дате создания документа.
В разделе Данные, указанные в действующем страховом свидетельстве, указываются действующие СНИЛС и ФИО сотрудника. Например, если у сотрудницы произошла смена фамилии, то в этом разделе нужно указать фамилию до смены (девичью). В разделе Включить в изменившиеся данные необходимо установить соответствующий флаг напротив изменившихся анкетных данных, которые нужно отразить в заявлении. Например, если у сотрудницы произошла смена фамилии, то в этом разделе необходимо установить флаг напротив пункта Фамилия. При этом программа «1С:Зарплата и управление персоналом 8» ред. 3 автоматически уведомит пользователя об отсутствии данных, необходимых для корректного заполнения заявления.
Форма АДВ-3 в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» ред. 3
При утрате сотрудником СНИЛС необходимо подготовить для СФР заявление о выдаче документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (форма АДВ-3), рис. 4.
В документе Заявление о выдаче подтверждающего регистрацию документа (АДВ-3) (Документы персучета – Пачка документов АДВ-3) нужно выбрать сотрудника. Данные, указанные в действующем страховом свидетельстве, в соответствующем разделе заполнятся автоматически на основании данных выбранного сотрудника. Дата получения свидетельства заполнится автоматически согласно дате создания документа. При этом программа «1С:Зарплата и управление персоналом 8» ред. 3 автоматически уведомит пользователя об отсутствии данных, необходимых для корректного заполнения заявления.