Новый сбор с доходов от интернет-рекламы с 1 апреля 2025 года: кто и в каком размере будет платить
С 1 апреля 2025 года вводится новый сбор с доходов от распространения рекламы. Сбором будет облагаться реклама, которая распространяется через интернет. Уплачивать сбор станут рекламораспространители (сайты), а в некоторых случаях также организации, ИП и физлица, которые заказывают распространение интернет-рекламы. Рассказываем, что из себя представляет новый сбор и кто будет его уплачивать.

Сбор с доходов от интернет-рекламы

Федеральный закон от 26.12.2024 №479-ФЗ, вступающий в силу с 1 апреля 2025 года, дополнил законодательство о рекламе новыми нормами о специальном денежном сборе (обязательных отчислениях), которым будет облагаться доход с распространения интернет-рекламы. 

Уплачивать сбор с доходов от интернет-рекламы станут следующие субъекты (новая ст.18.2 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»):

  • рекламораспространители – владельцы интернет-ресурсов, которые распространяют на них сведения о товарах, работах и услугах в целях привлечения внимания неопределенного круга лиц и продвижения на рынке (рекламные агентства, интернет-СМИ, блогеры, паблики в социальных сетях, интернет-площадки и т.д.);
  • операторы рекламных систем – специализированные рекламные платформы (например, «Яндекс Директ» или «VK Реклама»);
  • посредники, размещающие интернет-рекламу по договорам поручения за счет и от имени рекламодателя или рекламораспространителя;
  • продавцы товаров, услуг или работ (т.е. сами рекламодатели – российские организации, ИП и физлица), которые заключают договор на распространение рекламы с иностранными компаниями (российские рекламодатели станут уплачивать сбор только в тех случаях, когда реклама, размещаемая иностранными компаниями, будет направлена на потребителей, находящихся на территории РФ).

Перечисленные участники рекламного рынка будут уплачивать сбор на регулярной основе по итогам каждого квартала. Величина сбора составит 3% от дохода, полученного от распространения интернет-рекламы. Сбор станет поступать в федеральный бюджет в целях оказания мер государственной поддержки правообладателям российского ПО и баз данных, а также информационных ресурсов, перечень которых утвердит Правительство РФ. 

Сбор с доходов от интернет-рекламы не является налоговым платежом, поэтому администрировать его будет не ФНС, а Роскомнадзор (ч.6 ст.18.2 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ). 

Кто освобожден от уплаты сбора с доходов от интернет-рекламы

От уплаты обязательных отчислений с полученного от распространения интернет-рекламы дохода будут освобождены (ч.12 ст.18.2 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ):

  • сайты телеканалов и сайты радиоканалов;
  • сайты информационных агентств;
  • государственные и муниципальные интернет-СМИ;
  • интернет-СМИ, которые в течение года получали бюджетные ассигнования, в том числе в форме субсидий;
  • общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на территории РФ.

Кроме того, обязательные отчисления с полученного от распространения интернет-рекламы дохода не будут уплачивать сайты периодических печатных изданий, чьи тиражи составляют не менее:

  • 15 млн экземпляров, выходящих с периодичностью два и более раза в неделю;
  • 2,5 млн экземпляров, выходящих с периодичностью один раз в неделю, один раз в две недели или один раз в три недели;
  • 700 000 экземпляров, выходящих с периодичностью один раз в месяц или один раз в два месяца;
  • 300 000 экземпляров, выходящих с периодичностью один раз в квартал и реже.

Все прочие рекламораспространители, не упомянутые в вышеуказанном перечне, должны уплачивать в бюджет обязательные отчисления с доходов от интернет-рекламы независимо от величины таких доходов.

Как будет происходить уплата сбора с доходов от интернет-рекламы

Конкретный порядок расчета и уплаты обязательных отчислений с доходов, получаемых от распространения интернет-рекламы, пока не установлен. Позднее его отдельным постановлением должно утвердить Правительство РФ. Оно же установит и сроки перечисления рекламного сбора в бюджет.

В настоящее время известно только, что величину отчислений, подлежащих уплате в бюджет, станут рассчитывать не сами рекламораспространители, а Роскомнадзор. Размер отчислений ведомство рассчитает на основании информации, предоставляемой рекламораспространителями, операторами рекламных систем, посредниками и рекламодателями. Величину обязательных отчислений ведомство рассчитает по ставке 3% от величины дохода, полученного от распространения интернет-рекламы за истекший квартал.

Базой для расчета является доход, полученный рекламораспространителями и операторами рекламных систем в течение истекшего квартала (ч.3 ст.18.2 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ). Отсчет кварталов Роскомнадзор будет вести с начала каждого календарного года. Для посредников, размещающих интернет-рекламу от имени рекламодателя или рекламораспространителя, базой для исчисления сбора будет являться вознаграждение, полученное за истекший квартал по договорам поручения.

Что касается рекламодателей, приобретающих услуги по распространению рекламы у иностранных компаний, то величину обязательных отчислений они будут рассчитывать самостоятельно, исходя из ставки 3% от суммы вознаграждения, выплачиваемого иностранной компании. Рассчитанную таким образом сумму сбора российский рекламодатель должен будет вычесть из вознаграждения, предназначающегося иностранному рекламораспространителю, и перечислить ее в бюджет (ч.5 ст.18.2 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ). При этом российский рекламодатель должен будет проинформировать иностранного рекламораспространителя о перечислении в федеральный бюджет обязательных отчислений.

В материале использованы фото: Gorodenkoff / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии
  1. Капитальчик

    Все понятно, но что конкретно то? Или это такая шутка первоапрельская?

    • chitatel

      Капитальчик, Это далеко не первоапрельская шутка. Федеральный закон от 26.12.2024 №479-ФЗ уже принят, подписан и вступит в силу уже с 1 апреля. То, обстоятельство, что власти до сих пор не утвердили конкретного порядка уплаты нового сбора вовсе не означает, что данный сбор не будет работать.

      С 1 апреля как таковой обязанности по уплате и расчету нового сбора с интернет-рекламы у сайтов не возникнет. Появится только основание для начисления и расчета нового сбора. Первый раз сайты уплатят сбор только спустя 3 месяца - то есть в июле. А до этого времени власти определят и порядок уплаты сбора.

  2. Прогрессивный бухгалтер

    Бюрократу в правительстве придумывают всё новые и новые идеи, как обложить население данью. Посмотрим что получится.

  3. Зарплатная терапия

    Почему РКН будет считать сбор а не сам плательщик и не налоговая? Если РКН неправильно посчитает?