Особенности составления отчетности организаций за I квартал 2007 года
Составление бухгалтерской и налоговой отчетности является важнейшей частью работы бухгалтерской службы каждой организации. С 1 января 2007 года изменились некоторые правила ведения бухгалтерского учета, а для налоговых отчетов применяются новые формы деклараций и расчетов. Об основных изменениях и особенностях составления отчетности в 2007 году рассказывает С.А. Харитонов, доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ.

Содержание

В соответствии с установленным порядком все организации обязаны ежемесячно составлять бухгалтерскую отчетность, а по окончании I, II, III квартала и календарного года представлять ее налоговым органам, органам статистики и в иные адреса.

Отчетность за I квартал, I полугодие и 9 месяцев относится к так называемой промежуточной отчетности.

В соответствии с пунктом 43 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организаций" ПБУ 4/99 промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации.

Промежуточную бухгалтерскую отчетность должны представлять все организации, за исключением тех, которые применяют специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с ПБУ 4/99 промежуточная бухгалтерская отчетность должна быть сформирована не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Для промежуточной отчетности за I квартал 2007 года предельный срок приходится на понедельник 30 апреля. Однако постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 661 в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходной день 28 апреля 2007 года перенесен на 30 апреля 2007 года. Таким образом, последним днем представления промежуточной бухгалтерской отчетности за I квартал 2007 года является 2 мая 2007 года.

Учет изменений в законодательстве

При составлении промежуточной бухгалтерской отчетности организациям следует руководствоваться Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положениями по бухгалтерскому учету и иными нормативными документами. Обращаем внимание, что ряд Положений по бухгалтерскому учету с 1 января 2007 года следует применять с учетом внесенных в них изменений. "Виновником" большинства изменений стало новое Положение по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 (утв. приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н). Это ПБУ "приравняло" то, что раньше называлось "суммовые разницы" к курсовым со всеми вытекающими последствиями. В этой связи из всех ПБУ исключено упоминание о суммовых разницах (ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 19/02). Новому стандарту бухгалтерского учета в журнале была посвящена отдельная публикация (читайте здесь).

Но помимо нововведений в части нового порядка учета бывших "суммовых" разниц, в ПБУ 3/2006 предусмотрены переходные положения, которые необходимо учесть при составлении отчетности в 2007 году. Они касаются организаций, у которых по состоянию на 1 января 2007 года имеется непогашенная кредиторская и/или дебиторская задолженность, выраженная в условных единицах. Такую задолженность необходимо пересчитать по курсу, который зафиксирован в договоре с отнесением выявленных разниц на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

При выполнении требований переходных положений следует учитывать следующее.

Во-первых, пересчет производится в так называемый межотчетный период, т. е. в бухгалтерской отчетности за 2006 год ее результаты не отражаются. Они должны быть учтены при формировании показателей бухгалтерской отчетности 2007 года по графе "На начало отчетного периода". Для этого в бухгалтерском учете их следует ввести записями от 31 декабря 2006 года, но после того, как будет сформирована бухгалтерская отчетность за 2006 год и выполнена реформация баланса.

Во-вторых, пересчету подлежат только те обязательства, размер которых по условиям договора еще окончательно не зафиксирован.

Пример 1

По условиям договора цена "привязана" к курсу на дату платежа. В счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) организация получила/выдала аванс, который по состоянию на 1 января 2007 года не погашен. Суммы полученных/выданных авансов в данном случае пересчету не подлежат.

Пример 2

По условиям договора цена "привязана" к курсу на дату платежа. Организация получила/передала, но по состоянию на 1 января 2007 года еще не оплатила/не получила оплату за товары (работы, услуги). Кредиторская/дебиторская задолженность в данном случае подлежит пересчету.

В-третьих, при выборе субсчета счета 84 для учета выявленных разниц следует учитывать, что курсовая разница не имеет денежного наполнения. Если она окажется положительной, то не должна искажать сумму чистой прибыли, подлежащей распределению между собственниками организации. Но если разница окажется отрицательной, то организации придется изыскать источник "покрытия убытка". В этой связи можно предложить следующий вариант отражения в учете переходных положений. На счете 84 открывается отдельный субсчет, например, "Результаты пересчета по ПБУ 3/2006", на который списываются все выявленные разницы. Если итоговое сальдо окажется дебетовым, то сумму "убытка" нужно перенести на тот субсчет счета 84, на котором имеются "средства" для его покрытия. Если итоговое сальдо окажется кредитовым, то сумму "прибыли" нужно перенести на субсчет 84.04 "Нераспределенная прибыль использованная".

В-четвертых, следует учитывать, что разницы, выявленные по состоянию на 1 января 2007 года, особым образом отражаются в расчетах по налогу на прибыль. Дело в том, что для целей налогового учета разницы по обязательствам, выраженным в условных единицах, но подлежащим оплате в рублях, признаются только в момент их погашения.

Таким образом, налицо временная разница, по которой следует признать отложенные налоговые активы или отложенные налоговые обязательства. Однако отразить их с использованием счета 68 нельзя, поскольку это приведет к искажению размера текущего налога на прибыль за 2006 год. Поэтому начисление ОНА и ОНО следует отразить с использованием счета 84 (по аналогии с тем порядком, который применялся при введении в действие ПБУ 18/02).

Пример 3

По состоянию на 1 января 2007 года у организации имелась непогашенная кредиторская задолженность за товары на сумму 1 000 у.е. (курс условной единицы "привязан" к курсу доллара США). Задолженность погашена 20 января 2007 года.

Пусть на дату возникновения задолженности курс у.е. за единицу составляет 26,8 руб., на 1 января 2007 года - 26,6 руб., на 20 января 2007 года - 26,7 руб.

Бухгалтерский учет

Получение товара:

Дебет 41 Кредит 60
- 26 800 руб. (1 000 у.е. х 26,8 руб./у.е.) - стоимость товаров.

Выполнение переходных положений:

Дебет 60 Кредит 84
- 200 руб. (1 000 у.е. х (26,8 руб./у.е. - 26,6 руб./у.е.) - курсовая разница;
Дебет 84 Кредит 77
- 48 руб. (200 руб. х 24 % / 100) - отложенное налоговое обязательство.

Погашение обязательства:

Дебет 60 Кредит 51
- 26 700 руб. (1 000 у.е. х 26,7 руб./у.е.);
Дебет 91 Кредит 60
- 100 руб. (1 000 у.е. х (26,7 руб./у.е. - 26,6 руб./у.е.) - курсовая разница.

Налоговый учет (применительно к "1С:Бухгалтерии 8")

Получение товара:

Дебет 41 Кредит ПВ, вид учета "НУ"
- 26 800 руб. (1 000 у.е. х 26,8 руб./у.е.) - стоимость товаров.

Погашение обязательства:

Дебет ПВ Кредит 91, вид учета "НУ"
- 100 руб. (1 000 у.е. х (26,8 руб./у.е. - 26,7 руб./у.е.)) - суммовая разница;
Дебет 91 Кредит ПВ, вид учета "ВР"
- 200 руб. - временная разница.

Разница между оценкой курсовой разницы по бухгалтерскому учету и суммовой разницы по налоговому учету составляет 200 руб. Эта разница была обусловлена результатами пересчета задолженности по состоянию на 1 января 2007 года, следовательно, по ней следует признать погашение отложенного налогового обязательства:

Дебет 77 Кредит 68
- 48 руб. (200 руб. х 24 % / 100).

Отражение результатов переоценки

При заполнении показателя "Основные средства" бухгалтерского баланса следует учитывать следующее.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости (пункт 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

Таким образом, при заполнении графы "На начало отчетного года" по статье "Основные средства" должны быть учтены результаты переоценки по состоянию на 1 января 2007 года.

Переоценка производится путем прямого пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. При этом результат от переоценки может:

  • увеличивать добавочный капитал;
  • уменьшать добавочный капитал;
  • уменьшать нераспределенную прибыль (непокрытый убыток);
  • увеличивать нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).

Рассмотрим эти случаи на примерах.

Пример 4

1. Первоначальная стоимость объекта ОС на дату первой переоценки составляет 100 000 руб. Амортизация начисляется линейным способом исходя из срока полезного использования 5 лет. Накопленная сумма амортизации за время эксплуатации - 20 000 руб. Пусть текущая (восстановительная) стоимость объекта составляет 120 000 руб.
Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью - 20 000 руб. (120 000 руб. - 100 000 руб.). Коэффициент пересчета 1,2 (120 000 руб. : 100 000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 24 000 руб. (20 000 х 1,2). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной - 4 000 руб. (24 000 руб. - 20 000 руб.).
Сумма дооценки в размере 16 000 руб. (20 000 руб. - 4 000 руб.) подлежит зачислению на добавочный капитал записью по дебету счета 01.01 "Основные средства в организации" и кредиту счета 83.01 "Прирост стоимости по переоценке".
2. Восстановительная стоимость объекта ОС на дату второй переоценки - 120 000 руб. Накопленная сумма амортизации за год, предшествующий переоценке, составляет 24 000 руб. [120 000 руб. х (100 % : 5 лет)]. Сумма накопленной амортизации за время эксплуатации - 44 000 руб. (20 000 руб. + 24 000 руб.). Новая текущая (восстановительная) стоимость объекта - 110 000 руб. Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью составляет -10 000 руб. (110 000 руб. - 120 000 руб.). Коэффициент пересчета 0,91 (110 000 руб. : 120 000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 40 040 руб. (44 000 х 0,91). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной составляет - 3 960 руб. (40 040 руб. - 44 000 руб.).
Сумма уценки в размере 6 040 руб. (10 000 руб. - 3 960 руб.) подлежит отнесению на уменьшение добавочного капитала записью по дебету счета 83.01 "Прирост стоимости по переоценке" и кредиту счета 01.01 "Основные средства в организации".

Пример 5

1. Первоначальная стоимость объекта ОС на дату первой переоценки - 200 000 руб. Амортизация начисляется линейным способом исходя из срока полезного использования 10 лет. Накопленная сумма амортизации за время эксплуатации - 20 000 руб. Текущая (восстановительная) стоимость объекта - 150 000 руб. Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью, составляет - 50 000 руб. (150 000 руб. - 200 000 руб.). Коэффициент пересчета 0,75 (150 000 руб. : 200 000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 15 000 руб. (20 000 х 0,75). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной составляет - 5 000 руб. (15 000 руб. - 20 000 руб.).
Сумма уценки в размере 45 000 руб. (50 000 руб. - 5 000 руб.) подлежит отнесению на уменьшение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) записью по дебету счета 84.02 "Убытки, подлежащие покрытию" и кредиту счета 01.01 "Основные средства в организации".
2. Восстановительная стоимость объекта ОС на дату второй переоценки - 150 000 руб. Накопленная сумма амортизации за год, предшествующий переоценке, 15 000 руб. [150 000 руб. х (100 % : 10 лет)]. Сумма накопленной амортизации за время эксплуатации - 35 000 руб. (20 000 руб. + 15 000 руб.). Новая текущая (восстановительная) стоимость объекта - 180 000 руб. Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью составляет 30 000 руб. (180 000 руб. - 150 000 руб.). Коэффициент пересчета 1,2 (180 000 руб. : 150 000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 42 000 руб. (35 000 х 1,2). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной составляет - 7 000 руб. (42 000 руб. - 35 000 руб.).
Сумма дооценки в размере 23 000 руб. (30 000 руб. - 7 000 руб.) подлежит отнесению на увеличение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) записью по дебету счета 01.01 "Основные средства в организации" и кредиту счета 84.01 "Прибыль, подлежащая распределению".

Для правильного отражения в отчетности 2007 года результатов переоценки следует отразить в бухгалтерском учете проводками от 31 декабря 2006 года после того, как будет сформирована и утверждена годовая отчетность за 2006 года, выполнена реформация баланса, закрыты счета налогового учета (базу с закрытым годом следует сохранить в архив для возможного повторного использования).

Поскольку для целей налогообложения прибыли результаты переоценки не учитываются, помимо бухгалтерских проводок необходимо ввести записи в налоговом учете и зафиксировать постоянные разницы в оценке основных средств, которые переоценивались. Применительно к "1С:Бухгалтерии 8" для этого необходимо с датой 31 декабря 2006 года ввести записи по дебету или кредиту счета 01.01 плана счетов налогового учета по налогу на прибыль по виду учета "ПР". Через амортизацию объектов эти разницы будут приводить к возникновению постоянных налоговых обязательств или активов.

Отражение решения годового собрания

Отдельного внимания заслуживает отражение в учете и отчетности решения годового собрания учредителей (участников) организации. Наряду с другими задачами годовое собрание принимает решение о распределении прибыли (покрытии убытка), которые подлежат отражению в бухгалтерском учете.

Сроки проведения годового собрания зависят от организационно-правовой формы. Например, в обществах с ограниченной ответственностью такое собрание должно состояться не позднее 4 месяцев, а в акционерных обществах - не позднее 6 месяцев после окончания календарного года.

В соответствии с установленным порядком решение годового собрания учредителей (участников) организации в бухгалтерском учете и отчетности отражается не ранее даты принятия решения (проведения собрания).

Таким образом, если решение принято, например, в марте 2007 года, то его результаты отражаются в промежуточной бухгалтерской отчетности за I квартал 2007 года, а если в мае 2007 года, то в промежуточной бухгалтерской отчетности за I полугодие 2007 года.

Бухгалтерская отчетность за I квартал 2007 года

В соответствии с установленным порядком все организации обязаны ежемесячно составлять бухгалтерскую отчетность, а по окончании I, II, III квартала и календарного года представлять ее налоговым органам, органам статистики и в иные адреса.

Отчетность за I квартал, I полугодие и 9 месяцев относится к так называемой промежуточной отчетности.

В соответствии с пунктом 43 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организаций" ПБУ 4/99 промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации.

Промежуточную бухгалтерскую отчетность должны представлять все организации, за исключением тех, которые применяют специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с ПБУ 4/99 промежуточная бухгалтерская отчетность должна быть сформирована не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Для промежуточной отчетности за I квартал 2007 года предельный срок приходится на понедельник 30 апреля. Однако постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 661 в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходной день 28 апреля 2007 года перенесен на 30 апреля 2007 года. Таким образом, последним днем представления промежуточной бухгалтерской отчетности за I квартал 2007 года является 2 мая 2007 года.

Учет изменений в законодательстве

При составлении промежуточной бухгалтерской отчетности организациям следует руководствоваться Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положениями по бухгалтерскому учету и иными нормативными документами. Обращаем внимание, что ряд Положений по бухгалтерскому учету с 1 января 2007 года следует применять с учетом внесенных в них изменений. "Виновником" большинства изменений стало новое Положение по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 (утв. приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н). Это ПБУ "приравняло" то, что раньше называлось "суммовые разницы" к курсовым со всеми вытекающими последствиями. В этой связи из всех ПБУ исключено упоминание о суммовых разницах (ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 19/02). Новому стандарту бухгалтерского учета в журнале была посвящена отдельная публикация (читайте здесь).

Но помимо нововведений в части нового порядка учета бывших "суммовых" разниц, в ПБУ 3/2006 предусмотрены переходные положения, которые необходимо учесть при составлении отчетности в 2007 году. Они касаются организаций, у которых по состоянию на 1 января 2007 года имеется непогашенная кредиторская и/или дебиторская задолженность, выраженная в условных единицах. Такую задолженность необходимо пересчитать по курсу, который зафиксирован в договоре с отнесением выявленных разниц на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

При выполнении требований переходных положений следует учитывать следующее.

Во-первых, пересчет производится в так называемый межотчетный период, т. е. в бухгалтерской отчетности за 2006 год ее результаты не отражаются. Они должны быть учтены при формировании показателей бухгалтерской отчетности 2007 года по графе "На начало отчетного периода". Для этого в бухгалтерском учете их следует ввести записями от 31 декабря 2006 года, но после того, как будет сформирована бухгалтерская отчетность за 2006 год и выполнена реформация баланса.

Во-вторых, пересчету подлежат только те обязательства, размер которых по условиям договора еще окончательно не зафиксирован.

Пример 1

По условиям договора цена "привязана" к курсу на дату платежа. В счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) организация получила/выдала аванс, который по состоянию на 1 января 2007 года не погашен. Суммы полученных/выданных авансов в данном случае пересчету не подлежат.

Пример 2

По условиям договора цена "привязана" к курсу на дату платежа. Организация получила/передала, но по состоянию на 1 января 2007 года еще не оплатила/не получила оплату за товары (работы, услуги). Кредиторская/дебиторская задолженность в данном случае подлежит пересчету.

В-третьих, при выборе субсчета счета 84 для учета выявленных разниц следует учитывать, что курсовая разница не имеет денежного наполнения. Если она окажется положительной, то не должна искажать сумму чистой прибыли, подлежащей распределению между собственниками организации. Но если разница окажется отрицательной, то организации придется изыскать источник "покрытия убытка". В этой связи можно предложить следующий вариант отражения в учете переходных положений. На счете 84 открывается отдельный субсчет, например, "Результаты пересчета по ПБУ 3/2006", на который списываются все выявленные разницы. Если итоговое сальдо окажется дебетовым, то сумму "убытка" нужно перенести на тот субсчет счета 84, на котором имеются "средства" для его покрытия. Если итоговое сальдо окажется кредитовым, то сумму "прибыли" нужно перенести на субсчет 84.04 "Нераспределенная прибыль использованная".

В-четвертых, следует учитывать, что разницы, выявленные по состоянию на 1 января 2007 года, особым образом отражаются в расчетах по налогу на прибыль. Дело в том, что для целей налогового учета разницы по обязательствам, выраженным в условных единицах, но подлежащим оплате в рублях, признаются только в момент их погашения.

Таким образом, налицо временная разница, по которой следует признать отложенные налоговые активы или отложенные налоговые обязательства. Однако отразить их с использованием счета 68 нельзя, поскольку это приведет к искажению размера текущего налога на прибыль за 2006 год. Поэтому начисление ОНА и ОНО следует отразить с использованием счета 84 (по аналогии с тем порядком, который применялся при введении в действие ПБУ 18/02).

Пример 3

По состоянию на 1 января 2007 года у организации имелась непогашенная кредиторская задолженность за товары на сумму 1 000 у.е. (курс условной единицы "привязан" к курсу доллара США). Задолженность погашена 20 января 2007 года.

Пусть на дату возникновения задолженности курс у.е. за единицу составляет 26,8 руб., на 1 января 2007 года - 26,6 руб., на 20 января 2007 года - 26,7 руб.

Бухгалтерский учет

Получение товара:

Дебет 41 Кредит 60
- 26 800 руб. (1 000 у.е. х 26,8 руб./у.е.) - стоимость товаров.

Выполнение переходных положений:

Дебет 60 Кредит 84
- 200 руб. (1 000 у.е. х (26,8 руб./у.е. - 26,6 руб./у.е.) - курсовая разница;
Дебет 84 Кредит 77
- 48 руб. (200 руб. х 24 % / 100) - отложенное налоговое обязательство.

Погашение обязательства:

Дебет 60 Кредит 51
- 26 700 руб. (1 000 у.е. х 26,7 руб./у.е.);
Дебет 91 Кредит 60
- 100 руб. (1 000 у.е. х (26,7 руб./у.е. - 26,6 руб./у.е.) - курсовая разница.

Налоговый учет (применительно к "1С:Бухгалтерии 8")

Получение товара:

Дебет 41 Кредит ПВ, вид учета "НУ"
- 26 800 руб. (1 000 у.е. х 26,8 руб./у.е.) - стоимость товаров.

Погашение обязательства:

Дебет ПВ Кредит 91, вид учета "НУ"
- 100 руб. (1 000 у.е. х (26,8 руб./у.е. - 26,7 руб./у.е.)) - суммовая разница;
Дебет 91 Кредит ПВ, вид учета "ВР"
- 200 руб. - временная разница.

Разница между оценкой курсовой разницы по бухгалтерскому учету и суммовой разницы по налоговому учету составляет 200 руб. Эта разница была обусловлена результатами пересчета задолженности по состоянию на 1 января 2007 года, следовательно, по ней следует признать погашение отложенного налогового обязательства:

Дебет 77 Кредит 68
- 48 руб. (200 руб. х 24 % / 100).

Отражение результатов переоценки

При заполнении показателя "Основные средства" бухгалтерского баланса следует учитывать следующее.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости (пункт 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

Таким образом, при заполнении графы "На начало отчетного года" по статье "Основные средства" должны быть учтены результаты переоценки по состоянию на 1 января 2007 года.

Переоценка производится путем прямого пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. При этом результат от переоценки может:

  • увеличивать добавочный капитал;
  • уменьшать добавочный капитал;
  • уменьшать нераспределенную прибыль (непокрытый убыток);
  • увеличивать нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).

Рассмотрим эти случаи на примерах.

Пример 4

1. Первоначальная стоимость объекта ОС на дату первой переоценки составляет 100 000 руб. Амортизация начисляется линейным способом исходя из срока полезного использования 5 лет. Накопленная сумма амортизации за время эксплуатации - 20 000 руб. Пусть текущая (восстановительная) стоимость объекта составляет 120 000 руб.
Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью - 20 000 руб. (120 000 руб. - 100 000 руб.). Коэффициент пересчета 1,2 (120 000 руб. : 100 000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 24 000 руб. (20 000 х 1,2). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной - 4 000 руб. (24 000 руб. - 20 000 руб.).
Сумма дооценки в размере 16 000 руб. (20 000 руб. - 4 000 руб.) подлежит зачислению на добавочный капитал записью по дебету счета 01.01 "Основные средства в организации" и кредиту счета 83.01 "Прирост стоимости по переоценке".
2. Восстановительная стоимость объекта ОС на дату второй переоценки - 120 000 руб. Накопленная сумма амортизации за год, предшествующий переоценке, составляет 24 000 руб. [120 000 руб. х (100 % : 5 лет)]. Сумма накопленной амортизации за время эксплуатации - 44 000 руб. (20 000 руб. + 24 000 руб.). Новая текущая (восстановительная) стоимость объекта - 110 000 руб. Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью составляет -10 000 руб. (110 000 руб. - 120 000 руб.). Коэффициент пересчета 0,91 (110 000 руб. : 120 000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 40 040 руб. (44 000 х 0,91). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной составляет - 3 960 руб. (40 040 руб. - 44 000 руб.).
Сумма уценки в размере 6 040 руб. (10 000 руб. - 3 960 руб.) подлежит отнесению на уменьшение добавочного капитала записью по дебету счета 83.01 "Прирост стоимости по переоценке" и кредиту счета 01.01 "Основные средства в организации".

Пример 5

1. Первоначальная стоимость объекта ОС на дату первой переоценки - 200 000 руб. Амортизация начисляется линейным способом исходя из срока полезного использования 10 лет. Накопленная сумма амортизации за время эксплуатации - 20 000 руб. Текущая (восстановительная) стоимость объекта - 150 000 руб. Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью, составляет - 50 000 руб. (150 000 руб. - 200 000 руб.). Коэффициент пересчета 0,75 (150 000 руб. : 200 000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 15 000 руб. (20 000 х 0,75). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной составляет - 5 000 руб. (15 000 руб. - 20 000 руб.).
Сумма уценки в размере 45 000 руб. (50 000 руб. - 5 000 руб.) подлежит отнесению на уменьшение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) записью по дебету счета 84.02 "Убытки, подлежащие покрытию" и кредиту счета 01.01 "Основные средства в организации".
2. Восстановительная стоимость объекта ОС на дату второй переоценки - 150 000 руб. Накопленная сумма амортизации за год, предшествующий переоценке, 15 000 руб. [150 000 руб. х (100 % : 10 лет)]. Сумма накопленной амортизации за время эксплуатации - 35 000 руб. (20 000 руб. + 15 000 руб.). Новая текущая (восстановительная) стоимость объекта - 180 000 руб. Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью составляет 30 000 руб. (180 000 руб. - 150 000 руб.). Коэффициент пересчета 1,2 (180 000 руб. : 150 000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 42 000 руб. (35 000 х 1,2). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной составляет - 7 000 руб. (42 000 руб. - 35 000 руб.).
Сумма дооценки в размере 23 000 руб. (30 000 руб. - 7 000 руб.) подлежит отнесению на увеличение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) записью по дебету счета 01.01 "Основные средства в организации" и кредиту счета 84.01 "Прибыль, подлежащая распределению".

Для правильного отражения в отчетности 2007 года результатов переоценки следует отразить в бухгалтерском учете проводками от 31 декабря 2006 года после того, как будет сформирована и утверждена годовая отчетность за 2006 года, выполнена реформация баланса, закрыты счета налогового учета (базу с закрытым годом следует сохранить в архив для возможного повторного использования).

Поскольку для целей налогообложения прибыли результаты переоценки не учитываются, помимо бухгалтерских проводок необходимо ввести записи в налоговом учете и зафиксировать постоянные разницы в оценке основных средств, которые переоценивались. Применительно к "1С:Бухгалтерии 8" для этого необходимо с датой 31 декабря 2006 года ввести записи по дебету или кредиту счета 01.01 плана счетов налогового учета по налогу на прибыль по виду учета "ПР". Через амортизацию объектов эти разницы будут приводить к возникновению постоянных налоговых обязательств или активов.

Отражение решения годового собрания

Отдельного внимания заслуживает отражение в учете и отчетности решения годового собрания учредителей (участников) организации. Наряду с другими задачами годовое собрание принимает решение о распределении прибыли (покрытии убытка), которые подлежат отражению в бухгалтерском учете.

Сроки проведения годового собрания зависят от организационно-правовой формы. Например, в обществах с ограниченной ответственностью такое собрание должно состояться не позднее 4 месяцев, а в акционерных обществах - не позднее 6 месяцев после окончания календарного года.

В соответствии с установленным порядком решение годового собрания учредителей (участников) организации в бухгалтерском учете и отчетности отражается не ранее даты принятия решения (проведения собрания).

Таким образом, если решение принято, например, в марте 2007 года, то его результаты отражаются в промежуточной бухгалтерской отчетности за I квартал 2007 года, а если в мае 2007 года, то в промежуточной бухгалтерской отчетности за I полугодие 2007 года.

Изменения в налоговой отчетности

Новые налоговые формы

Изменения в налоговой отчетности более существенные. Дело в том, что с 1 января 2007 года для представления отчетности по большинству налогов и сборов применяются новые или измененные формы деклараций и расчетов.

Новые формы:

  • налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (приказ Минфина России от 07.11.2006 № 136н);
  • налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь (приказ Минфина России от 27.11.2006 № 153н);
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (приказ Минфина России от 27.11.2006 № 153н);
  • налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий (приказ Минфина России от 14.11.2006 № 146н);
  • налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (приказ Минфина России от 29.12.2006 № 185н).

Измененные формы:

  • налоговая декларация по налогу на игорный бизнес (приказ Минфина России от 16.11.2006 № 147н);
  • налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (приказ Минфина России от 19.12.2006 №176н);
  • налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (приказ Минфина России от 19.12.2006 № 177н);
  • налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу (приказ Минфина России от 19.12.2006 № 178н);
  • налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу (приказ Минфина России от 19.12.2006 № 179н);
  • налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (приказ Минфина России от 09.01.2007 № 1н);
  • налоговая декларация по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции (приказ Минфина России от 09.01.2007 № 2н);
  • расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам (приказ Минфина России от 09.02.2007 г. № 13н).

Изменения в составе показателей всех деклараций

Основные причины, побудившие Минфин России срочно и в массовом порядке внести изменения в налоговые формы, вызваны тем, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. №137-ФЗ статьи 80 и 81 НК РФ с 1 января 2007 года применяются в новой редакции (подробнее читайте здесь).

Напомним, что в статье 80 НК РФ содержатся нормы, определяющие, что такое налоговая декларация, какие показатели она должна содержать, кем подписываться, в каком виде представляться и т.д., а в статье 81 НК РФ описан порядок внесения изменений в налоговую декларацию.

Пунктом 5 статьи 80 НК РФ в новой редакции предусмотрено, что налоговую декларацию (расчет) подписывает, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации или расчете, только налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент), - т. е. руководитель организации или его представитель.

При этом, если достоверность и полноту сведений подтверждает уполномоченный представитель, то в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета), и к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

Во исполнение приведенной выше нормы Минфином России из налоговых деклараций (расчетов) исключено упоминание о главном бухгалтере, как лице, подтверждающим достоверность и полноту представленных в налоговом отчете сведений в обязательном порядке, и добавлены строки для указания сведений о представителе.

В порядок заполнения соответствующей налоговой формы добавлены одинаковые по содержанию пункты, разъясняющий порядок подписания отчета.

В декларациях (расчетах) организаций по строке "Руководитель" проставляется подпись руководителя организации, которая заверяется печатью организации. При этом указывается фамилия, имя, отчество полностью и проставляется дата подписания декларации (расчета).

В случае передачи полномочий на подписание налогового отчета представителю, достоверность и полнота сведений подтверждаются подписью по строке "Представитель налогоплательщика".

При этом указываются фамилия, имя, отчество представителя полностью и проставляется дата подписания декларации (расчета).

Если представителем является другая организация, то в строке "Представитель налогоплательщика" ставится подпись руководителя этой организации, которая заверяется печатью организации, и проставляется дата подписания декларации (расчета).

Во всех случаях, когда декларация подписывается представителем, при заполнении титульного листа необходимо указать наименование документа, подтверждающего его полномочия, а к декларации приложить копию документа, подтверждающего полномочия представителя на ее подписание.

Пунктом 3 статьи 80 НК РФ в новой редакции установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

При этом обязанность представлять налоговые отчеты в электронном виде поставлена в зависимость от среднесписочной численности: в 2007 году отчетность в электронном виде представляется, если среднесписочная численность по состоянию на 1 января 2007 года превышает 250 человек, с 1 января 2008 года - если среднесписочная численность по состоянию на 1 января календарного года превышает 100 человек. Исключение касается режимных предприятий, отчетность которых отнесена к государственной тайне. На них обязанность представлять отчетность в электронном виде не распространяется.

Во исполнение этого пункта в титульный лист налоговых деклараций (расчетов) добавлены показатели, в которых указывается способ представления отчета: "лично", "по почте", "по телекоммуникационным каналам связи".

Пунктом 7 статьи 80 НК РФ в новой редакции предусмотрено, что Минфин России не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением следующих:

1) вида документа: первичный (корректирующий);
2) наименования налогового органа;
3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
5) номера контактного телефона налогоплательщика.

Во исполнение этой нормы из титульного листа налоговых деклараций (расчетов) исключен показатель "Основной государственный регистрационный номер", а из показателя "Код города и номер контактного телефона налогоплательщика" исключен код города. Теперь он называется "Номер контактного телефона налогоплательщика".

Одновременно в налоговые декларации включен другой показатель - "Код вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД)" с фиксированным форматом поля ввода значения - можно указать только один код.

Если у организации осуществляемый вид деятельности является единственным, то сложностей с заполнением нового показателя возникать не должно.

Однако не ясно, что следует указывать в качестве значения в случае осуществления налогоплательщиком нескольких видов деятельности. Ни в одном из Порядков заполнения соответствующей налоговой декларации (расчета) это не уточняется. Здесь организациям придется включить всю свою фантазию.

Полагаем, что если организация применяет общую систему налогообложения, то при заполнении налоговых деклараций по налогу прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость и т. д. в этом показателе следует указывать вид деятельности с наибольшим удельным весом выручки за соответствующий налоговый (отчетный) период. Но если организация в отношении отдельных видов деятельности переведена на уплату ЕНВД, то, вероятно, для декларации по налогу на прибыль код по ОКВЭД нужно выбирать среди видов деятельности, облагаемых налогом на прибыль, а для декларации по единому налогу - код по ОКВЭД среди видов деятельности, облагаемых ЕНВД.

Вероятно, в аналогичном порядке следует выбирать код по ОКВЭД при заполнении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением только упрощенной системы налогообложения, а также при одновременном применении УСН и системы, облагаемой ЕНВД.

Уточненные декларации

С 1 января 2007 года статьей 81 НК РФ установлен следующий порядок внесения изменений в налоговые декларации.

Налогоплательщиками уточненная налоговая декларация (расчет) составляется:

  • при обнаружении в поданной ранее декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате;
  • если налогоплательщиком обнаружено, что в поданной им в налоговый орган налоговой декларации имеются недостоверные сведения, а также ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

При этом уточненная налоговая декларация представляется по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

Налоговые агенты также обязаны вносить корректировки в отчетность, если обнаружат в поданном ранее расчете факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению. Однако уточненный расчет при этом должен содержать данные только по тем налогоплательщикам, в отношении данных которых допущены неточности и ошибки.

Во исполнение этой нормы в Порядок составления соответствующей налоговой деклараций (расчета) внесен пункт, описывающий порядок внесения изменений в ранее представленную декларацию (расчет).

Декларация по УСН

Помимо описанных выше изменений из названия декларации исключено слово "единому". Теперь она называется "Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения".

Уточнено, как отсчитывать срок, в течение которого представляется налоговая декларация по итогам отчетного периода: декларация представляется не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Более подробно, чем это изложено в статье 81 НК РФ, описан порядок внесения изменений в налоговую декларацию.

Указано, что при выполнении перерасчета налоговой базы и суммы налога в декларации не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет налоговой базы и суммы налога.

Действия организации при обнаружении в текущем налоговом (отчетном) периоде ошибки (искажения) в расчете налоговой базы и суммы налога, относящиеся к прошлым налоговым периодам, зависит от того, можно ли определить период, в котором они совершены. При утвердительном ответе, в периоде обнаружения ошибки перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

Декларация по ЕСХН

Федеральным законом от 13.03.2006 № 39-ФЗ статья 346.5 "Порядок определения и признания доходов и расходов" дополнена пунктом 4.1, который предусматривает, что расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки учитываются в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет.

Суммы расходов учитываются равными долями за отчетный и налоговый периоды.

Новая норма вступила в силу с 1 января 2007 года, но распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.

В связи с этим, в порядок заполнения раздела 2 "Расчет единого сельскохозяйственного налога" декларации (коды строк 010-100)" внесены изменения. По коду строки 020 этого раздела теперь указывается сумма произведенных налогоплательщиком за налоговый (отчетный) период расходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в соответствии не только с пунктами 2-4, но пунктом 4.1 статьи 346.5 НК РФ.

Декларация по налогу на прибыль

В порядок составления и представления декларации внесен ряд изменений. Часть изменений связана с новым составом показателей титульного листа, сведений о лицах, подписывающих раздел 1 и Лист 03. Кроме этого порядок заполнения дополнен рядом новаций:

1) пункт 1.1, определяющий состав декларации, дополнен нормой, предусматривающей, что "при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных НК, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации";

2) пункт 1.4. дополнен абзацем нормой для организаций, относящихся к категории крупнейших налогоплательщиков. Эти организации должны представлять декларацию в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. При этом в Титульном листе (Листе 01) производится отметка по реквизиту "По месту учета крупнейшего налогоплательщика";

3) раздел 1 дополнен новым пунктом 1.7, устанавливающим особенности представления отчетности отдельными категориями налоговых агентов.

Если организации исполняют обязанности налоговых агентов по удержанию налога на прибыль организаций у налогоплательщика-российской организации и перечислению его в федеральный бюджет, то они представляют налоговый расчет.

При этом российские организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, представляют этот расчет в составе подраздела 1.3. Раздела 1 (в части видов платежа с кодами "1" и "2" по строке 010), а также Листа 03 "Расчет налога на прибыль, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)". При этом в Титульном листе (Листе 01) производится отметка, что декларация представляется "По месту нахождения российской организации".

Если налоговыми агентами выступают организации, перешедшие полностью на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности или на УСН, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), а также являющиеся налогоплательщиками налога на игорный бизнес, то налоговый расчет они представляют в составе Титульного листа (Листа 01), подраздела 1.3. Раздела 1 и Листа 03. При этом в Титульном листе (Листе 01) производится отметка, что декларация представляется "По месту нахождения налогового агента".

Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых

Новая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых заменила форму, которая была утверждена приказом МНС России от 29.12.2003 № БГ-3-21/727.

Новая форма декларации кроме титульного листа включает три раздела:

  • раздел 1. "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика";
  • раздел 2 "Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога";
  • раздел 3. "Оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости".

Разделы 1 и 2 являются обязательными для включения в состав декларации. Раздел 3 заполняется и включается в состав налоговой декларации только в случае оценки стоимости какого-либо добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости. Первый раздел традиционно для налоговых деклараций заполняется после того, как будет заполнен второй раздел, где собственно и определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. В случае недостатка строк раздела 1 при заполнении налоговой декларации на бумажном носителе, заполняется еще необходимое количество листов раздела 1.

При заполнении второго раздела необходимо отразить:

  • сведения о добываемом полезном ископаемом (наименование, код вида, единица измерения и код единицы измерения, код КБК для зачисления налога;
  • данные о количестве добытого полезного ископаемого по участкам недр;
  • данные для определения стоимости добытого полезного ископаемого.

При этом раздел 2 заполняется отдельно по кодам бюджетной классификации и отдельно по каждому полезному ископаемому, добытому на всех участках недр, предоставленных налогоплательщику в пользование.

Для заполнения показателей о наименовании и коде вида полезного ископаемого используется Приложение № 2 к Порядку заполнения налоговой декларации.

Третий раздел включает два подраздела:

  • определение общей суммы расходов по добыче полезных ископаемых;
  • определение суммы расходов по отдельным добытым полезным ископаемым.

При этом расчет по всем видам полезных ископаемых, в отношении которых производится оценка, приводится в одном разделе.

Декларация по НДС

Начиная с отчета за первый налоговый период 2007 года (январь или I квартал) отчетность по НДС представляется по новой форме, в которой теперь приводятся данные по всем операциям налогоплательщика, включая облагаемые по ставке 0 процентов (ранее для операций, облагаемых по ставке 0 процентов, была предусмотрена отдельная налоговая декларация). Объединение двух налоговых форм в одну привело не только к увеличению количества разделов налоговой декларации, которых стало 10 (включая приложение). Одновременно в новой форме декларации учтены изменения в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2007 года.

Декларация состоит из Титульного листа и 10 разделов (включая приложение).

Но большое число разделов не означает, что налогоплательщики и налоговые агенты должны все их заполнять и включать в состав декларации, представляемой в налоговый орган.

Все налогоплательщики в обязательном порядке представляют только Титульный лист и раздел 1 декларации. Это относится и к налогоплательщикам, у которых в текущем налоговом периоде отсутствовали операции, облагаемые НДС, или они осуществляли только операции, освобожденные от налогообложения. При заполнении раздела 1 декларации в таких случаях в строках данного раздела ставятся прочерки.

Разделы 2-9, а также приложение включаются в состав декларации только при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций.

В частности, раздел 2 декларации представляется только лицами, исполняющими обязанности налоговых агентов при совершении операций, предусмотренных статьей 161 НК РФ.

Раздел 3 декларации заполняется и включается в состав декларации при осуществлении налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, налогообложение которых производится по налоговым ставкам 10, 18 %, 10/110 и 18/118.

А раздел 4 в обязательном порядке заполняется и включается в состав представляемой декларации при заполнении раздела 3 декларации отделением иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах, имеющей на территории РФ несколько отделений.

Разделы 5-8 (при наличии соответствующих данных) представляют налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых производится по нулевой налоговой ставке.

В случае заполнения раздела 5 налогоплательщики одновременно с разделом 5 представляют:

  • при осуществлении операций, предусмотренных подпунктами 1-6, 8-10 пункта 1 статьи 164 НК РФ, - документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ;
  • при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 7 пункта 1 статьи 164 НК РФ, - документы, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 № 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей";
  • при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 12 статьи 165 НК РФ, - документы, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 22.07.2006 № 455 "Об утверждении Правил применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации";
  • для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных с территории РФ на территорию Республики Беларусь, - документы, предусмотренные пунктом 2 Раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров".

Если в периоде заполнения раздела 5 у налогоплательщика еще отсутствовали основания на включение сумм НДС в состав налоговых вычетов в отношении операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 процентов, то эти суммы показываются в разделе 6 в том налоговом периоде, когда налогоплательщик получит такое право.

При этом повторно соответствующий пакет документов, обосновывающих правомерность применение налоговой ставки 0 процентов по указанным операциям, представлять не нужно.

Раздел 7 заполняется в том случае, если налогоплательщик не соберет в установленные сроки документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов. В нем показываются операции по реализации товаров (работ, услуг), по которым предполагалось применение налоговой ставки 0 процентов, для их налогообложения по ставкам 18 и 10 %.

При этом, если на момент заполнения раздела 7 у налогоплательщика отсутствовали основания на включение сумм "входного" налога в состав налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена, то эти суммы показываются в разделе 8 в том налоговом периоде, когда у налогоплательщика это право возникло.

Раздел 9 заполняется в том случае, если в текущем налоговом периоде налогоплательщик:

  • осуществлял операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения);
  • осуществлял операции, не признаваемые объектом налогообложения;
  • осуществлял операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;
  • получал суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев.

Наконец, приложение к декларации "Сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за ____ календарный год и истекший календарный год (календарные годы)", как и ранее, включается в состав декларации за последний налоговый период календарного года и составляется отдельно по каждому объекту недвижимости (основному средству), по которому сумма НДС, принятая ранее к вычету, подлежит восстановлению в случае его использования для операций, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.

При заполнении декларации следует иметь в виду, что нумерация страниц осуществляется сквозным методом, начиная с титульного листа, независимо от количества заполняемых страниц (листов) разделов и приложения к декларации.

Обращаем внимание, что если в текущем налоговом периоде организация не осуществляла финансово-хозяйственную деятельность, то налоговая декларация по НДС за этот период представляется по упрощенной форме, утверждаемой Минфином России.*

Примечание:
* В настоящее время такая форма еще не утверждена (от ред.)

Остановимся более подробно на заполнении отдельных разделов новой налоговой декларации по НДС.

Заполнение раздела 1

Основные показатели раздела 1 в целом повторяют те, которые ранее были предусмотрены разделом 1.1 "обычной" старой налоговой декларации. Изменился лишь порядок заполнения строк 040 и 050.

Теперь для заполнения строк 040 и 050 нужно произвести арифметические действия над показателями нескольких разделов.

Сначала необходимо отдельно просуммировать значения строк 350 раздела 3 и 030 раздела 7, а также значения строк 360 раздела 3, 030 раздела 5, 060 раздела 6, 040 раздела 7 и 060 раздела 8.

Если разность этих сумм окажется больше или равна нулю, то она указывается по строке 040 как сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данной налоговой декларации.

Если сумма налогового вычета окажется больше суммы к начислению, то их разность отражается по строке 050 как сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета за налоговый период, подлежащая в установленном порядке зачету или возврату из бюджета.

Заполнение раздела 3

В разделе 3 приводится расчет, который ранее приводился в разделе 2.1 "обычной" налоговой декларации. Этот раздел включает три части.

В первой части (строки 010-210) приводится расчет суммы НДС, исчисленной по налогооблагаемым операциям. В этой части появился новый показатель (строка 200), в котором показывается сумма налога, предъявленная при приобретении товаров (работ, услуг) и ранее правомерно принятая к вычету, подлежащая восстановлению при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.

Во второй части (строки 220-340) приводятся сведения о налоговых вычетах. В эту часть расчета также включены новые показатели.

В состав данных, раскрывающих сумму налога, предъявленную поставщиками, добавлен подпункт 10.2 (строка 240), в котором показывается сумма НДС, подлежащая вычету при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг. Напоминаем, что с 1 января 2007 года вычет по таким операциям предоставляется только при условии уплаты налога поставщику платежным поручением на перечисление денежных средств, т. е. "живыми" деньгами.*

Примечание:
* О послдених разъяснениях Минфина России, касающихся неденежных расчетов, читайте здесь.

Отдельный показатель (строка 330) предусмотрен и для обособленного отражения суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые используются для осуществления операций длительного производственного цикла. Введен он с целью контроля правомерности применения в этом случае вычетов, если налогоплательщик в качестве момента определения налоговой базы выбрал день отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг под ранее полученную оплату, частичную оплату.

Отдельного внимания заслуживает заполнение строки 290, в которой отражаются суммы налога, уплаченные налоговым органам при ввозе товаров с территории Республики Беларусь. Подтверждением того, что сумма налога, предъявляемая к вычету по этой строке, действительно, уплачена в бюджет, является прилагаемое к декларации заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.11.2006 № 153н, с отметкой налогового инспектора.

В третьей части подсчитывается итоговая сумма налога, исчисленная либо к уплате в бюджет (строка 350), либо к уменьшению из бюджета за налоговый период по разделу 3.

Заполнение декларации по экспортным операциям

Для отражения расчетов по НДС по экспортным операциям, включая экспорт в Республику Беларусь, предназначены разделы 5-8.

При заполнении этих разделов следует учитывать следующие особенности.

Раздел 5 заполняется только по тем экспортным операциям, в отношении которых организация в течение 180 дней собрала необходимый пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой налоговой ставки.

При этом налоговая база определяется в том налоговом периоде, в котором организация собрала все необходимые документы.

Данные о налоговой базе приводятся в графе 2 раздела 5 в разрезе кодов операций (их расшифровка приведена в приложении к Порядку заполнения декларации).

После того, как организация собрала необходимый пакет документов, у нее возникает право применить налоговый вычет по "входному" НДС, относящемуся к операциям реализации, облагаемым по ставке 0 процентов. Если у организации есть для этого основания (имеются счета-фактуры поставщиков, другие необходимые документы), то суммы налоговых вычетов показываются в графе 4 раздела 5. На практике может сложиться ситуация, при которой у организации на момент заполнения раздела 5 будут отсутствовать основания применить налоговый вычет. Например, экспортируемый товар приобретен по товарообменной операции, и налог поставщику "живыми" деньгами еще не уплачен.

В этом случае сумму налога можно принять к вычету в следующих налоговых периодах. Но отражать ее нужно уже не в разделе 5, а в отдельном разделе 6 с указанием данных о том налоговом периоде, в котором операция реализации была ранее отражена в разделе 5.

Если организация в установленный срок не успеет собрать нужный пакет документов, то ей придется заплатить НДС в бюджет. Расчет суммы налога в этом случае производится в разделе 7. Налоговая база при неподтвержденном экспорте определяется на день отгрузки, а налоговая декларация подается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом, на который приходится день отгрузки. Это означает, что за соответствующий налоговый период придется составить уточненную декларацию, включив в нее раздел 7.

Налоговая база отражается в графе 2 соответствующей строки табличной части раздела 7, сумма налога, исчисленная по ставке 18 процентов - в графе 3, а исчисленная по ставке 10 процентов - в графе 4.

Если на момент подачи такой декларации у организации имеются основания принять к вычету "входной" НДС, относящийся к этим экспортным операциям, то его показывают в графе 5 раздела 7. А если основание воспользоваться вычетом появится только в будущих налоговых периодах, то подлежащие вычету суммы показываются в разделе 8 декларации за соответствующий налоговый период с указанием данных о том налоговом периоде, в котором неподтвержденный экспорт был ранее отражен в разделе 7.

Организация может подтвердить экспорт в более поздние сроки. В этом случае ей необходимо в соответствующем налоговом периоде заполнить раздел 5, приложив к расчету комплект документов. При этом сумму исчисленного ранее налога по неподтвержденному экспорту нужно указать в графе 5 табличной части этого раздела.

Сумму "входного" налога, которую организация ранее правомерно взяла в зачет по неподтвержденному экспорту (данные графы 5 раздела 7 и графы 3 раздела 8) нужно восстановить и показать в графе 6 раздела 5. После этого организация имеет право принять к вычету сумму "входного" НДС, которая относится к подтвержденному экспорту. Она показывается по графе 4 раздела 5. В результате организация имеет право вернуть из бюджета сумму налога, которая рассчитывается как сумма значений по графам 4 и 5 минус значение по графе 6 табличной части раздела 5. Она показывается по строке 030 раздела 5.

Описанный выше порядок отражения в декларации экспортных операций распространяется и на экспорт в Республику Беларусь. Отличие состоит в предельном сроке, в течение которого организация должна собрать комплект документов для подтверждения экспорта в эту республику, - 90 дней после отгрузки товаров. При этом к декларации необходимо приложить копию договора с белорусским контрагентом и выписку банка, подтверждающую поступление денежных средств от покупателя в счет оплаты договора.

Заполнение декларации налоговыми агентами

В соответствии со статьей 161 НК РФ в ряде случаев организация признается налоговым агентом по НДС. Такая ситуация возникает, если организация:

  • покупает на территории РФ товары у иностранной организации, которая не состоит на налоговом учете в РФ;
  • арендует имущество государственных, региональных и местных органов власти и управления;
  • выступает комиссионером, агентом или поверенным в отношении товаров, принадлежащих иностранной организации, не состоящей на налоговом учете в РФ;
  • занимается реализацией конфискованного имущества.

Налоговые агенты заполняют раздел 2, в котором они указывают удержанный налог.

Раздел 2 заполняется отдельно по каждому арендованному помещению, по каждой иностранной организации, по всем операциям реализации конфискованного имущества с учетом следующих особенностей.

Строка 020 заполняется только в случае заполнения раздела 2 отделением иностранной организации, состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, уполномоченным осуществлять централизованный порядок представления декларации и уплаты налога. В ней указывается КПП этого подразделения.

Строка 030 "Наименование налогоплательщика-продавца" заполняется, если собственником реализуемых товаров является иностранная организация, не зарегистрированная в РФ, а также при аренде имущества. В остальных случаях в этой строке ставится прочерк.

Если такой налогоплательщик-продавец имеет ИНН и КПП, то они проставляются в строках 040 и 050.

Строки 060-100 заполняются во всех случаях заполнения раздела 2. В них соответственно указывается:

  • КБК для зачисления НДС (18210301000011000110);
  • код по ОКАТО налогового агента;
  • код вида экономической деятельности по ОКВЭД;
  • сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет налоговым агентом по данному разделу;
  • код операции, в отношении которой исчислен налог.

Если в разделе отражаются операции по реализации конфискованного имущества или продаже по посредническому договору товаров иностранной организации, не состоящей на налоговом учете в РФ, то заполнение строки 090 производится с использованием строк 110-130.

По строке 110 отражается сумма НДС, удержанная при отгрузке таких товаров покупателям за искомый налоговый период, а по строке 120 - сумма НДС, исчисленная с оплаты, частичной оплаты, поступившей от покупателей этих товаров.

В случае отсутствия данных по строке 110, в строку 090 переносится сумма налога, отраженная по строке 120. В случае отсутствия данных по строке 120, в строку 090 переносится сумма налога, отраженная по строке 110.

Если оплата поступила ранее отгрузки, то налоговая база определяется дважды: в момент поступления денежных средств (по строке 120) и на день отгрузки товаров покупателям (по строке 110). При этом сумма налога, исчисленная с оплаты, частичной оплаты и отраженная по строке 120 в данном налоговом периоде и (или) предыдущих налоговых периодах, подлежит вычету. Указанная сумма отражается налоговыми агентами по строке 130 раздела 2 декларации. В данном случае по строке 090 отражается сумма значений строк 110 и 120, уменьшенная на величину значения по строке 130.

Если организация покупает товары у иностранной организации, не состоящей на налоговом учете в РФ, или арендует помещение у государственных, региональных и муниципальных органов власти и управления, то она вправе принять к вычету из бюджета НДС, удержанный по таким операциям (т. е. отраженный по строке 090). Принимаемая к вычету сумма налога отражается по строке 310 раздела 3 декларации после фактической уплаты налога в бюджет.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии