Подтверждение форс-мажора в 2025 году: новый порядок и стоимость
В 2025 году для организаций и ИП изменился порядок подтверждения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) для целей освобождения от ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Чтобы подтвердить факт форс-мажора, теперь требуется меньше документов. Причем направить эти документы для получения заключения о форс-мажоре можно через интернет. В то же самое время изменился и размер платы за выдачу документов о форс-мажоре: тарифы увеличились на 10%. Рассказываем, что поменялось в процедуре документального оформления форс-мажора в текущем году.

Изменения в процедуре документального подтверждения форс-мажора

С 15 апреля 2025 года вступило в силу постановление Совета Торгово-промышленной палаты от 15.04.2025 №74-19, которое упростило для бизнеса порядок документального подтверждения форс-мажора. В этих целях документ внес изменения в положение о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, утв. постановлением Совета ТПП РФ от 24.06.2021 №7-2 (далее – Положение).

Форс-мажор - чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, не зависящие от воли сторон заключенного договора, которые мешают последним исполнить свои договорные обязательства перед контрагентом (п.3 ст.401 ГК РФ). 

Примеры форс-мажора: стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, забастовки, военные действия, террористические акты, эпидемии и пандемии и прочие обстоятельства, затрудняющие или делающие невозможным исполнение ранее заключенных договоренностей. 

Не считаются форс-мажором: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения договора товаров, а также отсутствие у должника необходимых денежных средств.  

Форс-мажор позволяет не нести материальную ответственность за неисполнение договорных обязательств перед контрагентами в виде разного рода неустоек, штрафов и пеней. Но сам по себе форс-мажор не освобождает сторону договора от уплаты неустоек и пеней. Чтобы получить освобождение, факт форс-мажора должен быть документально подтвержден. 

Подтверждением форс-мажора занимается Торгово-промышленная палата РФ (ТПП). Для этого в палату необходимо направить соответствующее заявление и комплект необходимых документов, а взамен ТПП выдаст компании заключение об обстоятельствах непреодолимой силы.

По новым правилам для получения такого заключения организациям и ИП, претендующим на освобождение от неустоек за неисполнение договорных обязательств, потребуется гораздо меньше документов, нежели раньше. Так, теперь к заявлению, подаваемому в ТПП, больше не нужно прикладывать копию устава организации, копию паспорта ИП, документ, подтверждающий назначение (избрание) единоличного исполнительного органа организации.

Среди прочих изменений – расширение способов передачи в ТПП заявления и документов, необходимых для свидетельствования факта форс-мажора. Ранее подать документы для получения заключения о форс-мажоре по внутрироссийским договорам и контрактам можно было только лично либо через почту. А с 15 апреля направить данные документы в ТПП можно в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя. 

Сформировать и направить электронное заявление с комплектом прилагаемых документов можно через личный кабинет компании на официальном сайте ТПП РФ (новая редакция п.5.2.1 Положения). Для этого в разделе «Заявки и обращения» нужно выбрать услугу «Свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности» и заполнить все поля появившегося шаблона заявления.

Новый порядок оформления форс-мажора

С учетом изменений с 15 апреля 2025 года для документального оформления форс-мажора в ТПП должны быть представлены следующие документы (новая редакция п.2.2 Положения):

  • заявление по форме, приведенной в приложении №1 к Положению;
  • копия договора или контракта с приложениями, имеющими непосредственное отношение к обязательству заявителя;
  • сведения об объемах выполненных обязательств по договору на момент обращения с заявлением о документальном оформлении форс-мажора;
  • копии документов компетентных органов, подтверждающих события форс-мажора (например, акты и справки МЧС, МВД, ФСБ и т.д.);
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с сайта ФНС, актуальная на дату подачи заявления.

Также к комплекту документов необходимо приложить копию платежного документа о внесении платы за рассмотрение заявки с отметкой банка об исполнении.

Получив от заявителя заявление и комплект прилагаемых документов, ТПП начнет их проверку. На проверку палате отводится 10 рабочих дней с даты регистрации заявления. Указанный срок могут продлить для проведения дополнительных проверочных мероприятий, но не более чем на 10 рабочих дней (п.3.1 Положения). 

По результатам рассмотрения заявления компании выдадут заключение о форс-мажоре, в котором будет указана причинно-следственная связь между форс-мажором и невозможностью исполнения договорных обязательств, а также срок действия обстоятельств непреодолимой силы. Выдача заключения осуществляется двумя способами по выбору заявителя (5.7.2 Положения):

  • путем личной выдачи заявителю или его представителю на основании доверенности;
  • направления заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заявителя, указанному в заявлении.

Заключение о форс-мажоре выдадут только после подтверждения заявителем оплаты соответствующей услуги ТПП. При этом стоит учитывать, что с 1 февраля 2025 года величина платы за подтверждение форс-мажора была повышена. Повышение коснулось как самой платы за свидетельствование форс-мажора, так и платы за предоставление ТПП сопутствующих услуг.

Новые расценки на оформление форс-мажора в 2025 году

В соответствии с приказом ТПП РФ от 24.01.2025 №7 с 1 февраля 2025 года размер платы за рассмотрение заявления о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы и прилагаемых к нему документов был повышен с 17 700 рублей до 19 400 рублей. Одновременно были введены в действие повышенные тарифы и на сопутствующие услуги ТПП:

  • выдача дополнительной удостоверенной копии заключения об обстоятельствах непреодолимой силы – 3 700 рублей (ранее – 3 400 рублей);
  • исправление ошибок, допущенных при оформлении заключения по вине заявителя, с выдачей нового заключения взамен аннулированного – 3 700 рублей (ранее – 3 400 рублей);
  • оформление сертификата о правовом статусе юридического лица (комплект – оригинал и две удостоверенные копии)– 11 000 рублей (ранее – 10 000 рублей);
  • исправление ошибок, допущенных по вине заявителя при оформлении сертификатов, а также выдача дополнительной удостоверенной копии сертификата или сертификата взамен аннулированного – 3 700 рублей (ранее – 3 400 рублей).

В материале использованы фото: Another77 / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии