Содержание
|
Суть проблемы
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ налогоплательщики-организации подлежат постановке на учет в налоговых органах в том числе по месту нахождения своих обособленных подразделений.
Понятие обособленного подразделения приводится в статье 11 НК РФ, под которым понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца) независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах налогоплательщика.
В связи с этим необходимо отметить, что только при наличии всех условий, содержащихся в статье 11 НК РФ, можно утверждать о возникновении у налогоплательщика-организации соответствующего обособленного подразделения.
Судебные решения
1. Так, налоговая инспекция провела камеральную проверку соблюдения акционерным обществом порядка постановки на учет в налоговом органе. По мнению инспекции, обязанность налогоплательщика подать заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения возникла с 3 июля 2001 года - момента внесения изменений в учредительные документы акционерного общества о создании филиала в городе Архангельске, зарегистрированных Московской регистрационной палатой.
Поскольку такое заявление подано акционерным обществом 30 октября 2001 года, налоговая инспекция, полагая, что действия ответчика образуют состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 116 НК РФ, приняла решение о взыскании с акционерного общества 10 000 рублей штрафа.
Однако суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, отказавшего налоговому органу во взыскании штрафных санкций, указал следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение месяца с момента его создания.
Согласно статье 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено кодексом. В пункте 2 статьи 11 НК РФ дано определение понятий, используемых в целях этого кодекса. По смыслу этой нормы признаками обособленного подразделения организации являются территориальная обособленность подразделения от организации и оборудование стационарных рабочих мест. В норме содержится прямое указание на то, что признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах или иных организационно-распорядительных документах организации.
Таким образом, момент создания обособленного структурного подразделения организации определяется на основании норм Налогового кодекса Российской Федерации, а не норм Гражданского кодекса Российской Федерации. Срок подачи в налоговый орган заявления о постановке на учет обособленного структурного подразделения исчисляется с момента оборудования стационарных рабочих мест, поскольку иные критерии его исчисления не определены.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что обособленное подразделение общества фактически создано 17 сентября 2001 года, то есть после передачи акционерным обществом в его пользование нежилого помещения с мебелью на основании договора о субаренде нежилых помещений от 09.10.2001 № 1. Поскольку заявление подано акционерным обществом 30 октября 2001 года (то есть в установленный пунктом 4 статьи 83 НК РФ месячный срок после создания структурного подразделения), действия ответчика не образуют состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 116 НК РФ.
(Постановление ФАС СЗО от 02.07.2002
по делу № А05-4097/02-256/18).
2. По другому делу суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции об отказе во взыскании налоговых санкций, обратил внимание на следующее.
Как правильно указал суд первой инстанции, приказ о назначении на должность руководителя обособленного подразделения не является доказательством создания этого подразделения. Иные доказательства в подтверждение доводов налогового органа в деле отсутствуют.
Довод налогового органа в кассационной жалобе о том, что наличие объекта налогообложения (заработной платы работника) свидетельствует о создании стационарного рабочего места, не основан на требованиях статьи 11 НК РФ, поскольку заключение трудового договора с должностным лицом и выплата ему заработной платы не означает, что оборудовано стационарное рабочее место. Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей.
(Постановление ФАС СЗО от 07.10.2002
по делу № А26-3503/02-02-07/160)
3. При применении положений пункта 1 статьи 83 НК РФ нельзя забывать про предусмотренный порядок исполнения налогоплательщиком возложенной обязанности, предусмотренный пунктом 4 данной статьи, в соответствии с которым заявление о постановке на налоговый учет при создании обособленного подразделения должно быть подано только в случае осуществлении деятельности в Российской Федерации через указанное обособленное подразделение. Следовательно, при недоказанности налоговыми органами данного факта отсутствуют основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 116 НК РФ.
Так, налоговый орган обратился в арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу о взыскании штрафа на основании пункта 2 статьи 116 НК РФ.
В ходе судебного заседания было установлено следующее.
Архангельский филиал общества создан на основании решения собрания акционеров общества от 26.03.2001 № 2; заявление общества о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения представлено в налоговый орган 23 августа 2001 года, что по мнению налогового органа свидетельствует о пропуске предусмотренного пунктом 4 статьи 83 НК РФ срока.
Решением суда, оставленным кассационной инстанцией без изменения, налоговому органу в иске о взыскании штрафных санкций отказано.
Отказывая в иске, суд первой инстанции на основе исследованных по делу доказательств пришел к правомерному выводу о недоказанности факта создания Архангельского филиала общества ранее 01 августа 2001 года.
Суд кассационной инстанции также признал ошибочными выводы налогового органа относительно определения фактических обстоятельств, являющихся основанием для привлечения общества к налоговой ответственности. Налоговый орган неправомерно определил начальный момент исчисления срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 83 НК РФ, поскольку финансово-хозяйственная деятельность Архангельского филиала общества исходя из материалов дела не могла начаться ранее августа 2001 года.
(Постановление ФАС СЗО от 01.07.2002
по делу № А05-1890/02-145/20).