Содержание
Арбитражная практика. Предоставление клиентам без оплаты каких-либо благ не может квалифицироваться в качестве дохода клиентов в натуральной форме
|
Суть проблемы
В ходе развития рынка хозяйствующим субъектам все чаще приходится прибегать к различным маркетинговым решениям в целях стимулирования потребительского спроса.
В существующей применительной практике получил широкое распространение механизм предоставления клиентам всевозможных «бесплатных» благ. Именно указанная «бесплатность» и породила многочисленные налоговые споры как применительно к НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), так и НДФЛ (п. 1 ст. 210 и ст. 211 НК РФ).
Судебные решения
В частности, банк VIP-клиентам предоставлял возможность пользования залами ожидания повышенной комфортности аэропорта за счет банка, что стало основанием для привлечения банка к налоговой ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности налогового агента по НДФЛ.
ВАС РФ в данном споре поддержал налогоплательщика, согласившись с его аргументами, основанными на толковании понятий «возмездность» и «безвозмездность» (ст. 423 ГК РФ).
Правом на получение услуг бизнес-залов с оплатой за счет средств банка обладали лишь держатели банковских карт CitiGold, поддерживающие определенный среднемесячный баланс на счетах в банке.
Тем самым банк обеспечивал привлекательность указанного банковского продукта и возможность использовать привлеченные средства для предоставления кредитов под проценты. Привлечение средств под низкие проценты и размещение их под более высокие - основа банковской деятельности.
В свою очередь, клиенты, участвуя в программе Citigold и поддерживая требуемый остаток на счетах в банке, лишены возможности воспользоваться своими средствами иным способом и, например, разместить свободные денежные средства во вклад (что гарантировало бы получение дохода в денежной форме в виде процентов), но в обмен на это получают возможность пользоваться привилегиями, предусмотренными программой Citigold, в том числе - правом пользоваться услугами бизнес-залов в аэропортах без дополнительной оплаты.
В силу пункта 1 статьи 423 ГК РФ возмездным является договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное требование за исполнение своих обязанностей.
ВАС РФ согласился с мнением банка, что в рассматриваемом случае между банком и его клиентами имеют место возмездные отношения: поддерживая требуемый остаток на счетах в банке, клиенты взамен получают право пользоваться услугами бизнес-зала в аэропортах без дополнительной оплаты. Наличие же возмездных отношений исключает возможность возникновения налоговой базы по НДФЛ, предусмотренной статьей 211 НК РФ для доходов в натуральной форме.
Постановление Президиума ВАС РФ
от 09.04.2013 № 13986/12