Применение круглой печати - право, а не обязанность организаций

Обязанности по применению круглой печати у организаций больше нет. Такие изменения внесены Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ, и их основная цель - упростить порядок оформления документов, сократить бумажный документооборот, используя современные способы идентификации - электронную подпись, голографические печати и др. Но остались ли документы, которые все же нужно заверять печатью? Нужно ли сведения о наличии печати отражать в уставе? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в комментарии экспертов «1С». 

Содержание

С 07.04.2015 организации больше не обязаны иметь круглую печать и использовать ее для удостоверения издаваемых документов. Такие новшества внесены Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ (далее - Закон № 82-ФЗ). Однако в некоторых случаях печать все же понадобится. Рассмотрим эти изменения подробнее.

Круглая печать больше не обязательна

Как следует из рассматриваемого закона, теперь ООО и АО не обязаны иметь круглую печать, но вправе использовать ее в своей деятельности, если посчитают нужным. Таким образом, наличие круглой печати - право организации, а не обязанность. Соответствующие изменения внесены в пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ) и пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ) (ст. 2 Закона № 82-ФЗ).

Избавляться от печати рано

Несмотря на то, что обязанность иметь круглую печать отменена, избавляться от нее не следует по следующим причинам.

Во-первых, федеральными законами могут быть предусмотрены случаи, при которых организации обязаны заверять документы своей печатью. Если такие законы будут приняты, печать еще пригодится (ст.ст. 2, 6 Закона № 82-ФЗ).

Во-вторых, многие официально утвержденные бланки документов предполагают наличие печати организации, а ее отсутствие может повлечь серьезные проблемы. Поэтому (вплоть до внесения изменений в формы документов) печать проставлять обязательно. Так, например, по-прежнему нужно закреплять печатью:

  • приходный и расходный кассовый ордер №№ КО-1 и КО-2 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88);
  • бланки строгой отчетности (пп. «и» п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359);
  • трудовые книжки (п. 2.2, 2.3 Инструкции, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).

В-третьих, отсутствие печати на бумажных формах отчетности по налогам и взносам является основанием для отказа в их приеме. Это касается тех форм, которые предусматривают ее проставление, например, деклараций по налогу на прибыль, УСН, ЕНВД, расчетов по формам 4-ФСС, РСВ-1 ПФР (см. письмо Минфина России от 01.02.2013 № 03-02-07/1/2031, п. 24 административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 22.10.2012 № 329н). Следовательно, при заполнении таких документов наличие печати остается обязательным условием.

Также печать необходима на любом письменном запросе, направленном в налоговый орган (подробнее см. в справочнике «Ответы на вопросы» в разделе «Отвечает аудитор» в ИС 1С:ИТС).

Наличие печати отражается в уставе

Еще одно нововведение - обязанность отражения в уставе ООО или АО сведений о наличии печати. Так, если организация решила пользоваться печатью (несмотря на отмену такой обязанности), она должна внести в свой устав соответствующие изменения. Это следует из новой редакции пункта 7 статьи 2 Закона № 208-ФЗ и пункта 5 статьи 2 Закона № 14-ФЗ. Заметим, теперь печать может быть любой формы.

При наличии печати ее оттиск должен быть на документах

Помимо законов об ООО и АО изменения были внесены также в ряд нормативных актов, ранее предусматривавших обязательное удостоверение документов печатью организации. Теперь печать проставляется исключительно при ее наличии (то есть при указании на наличие печати в уставе организации) в следующих документах:

  • акт о несчастном случае на производстве (ст. 230 ТК РФ);
  • доверенность, выдаваемая организацией представителю (ч. 5 ст. 61 АПК РФ, ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • журнал учета проверок (ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • двойное складское свидетельство (абз. 9 п. 1 ст. 913 ГК РФ);
  • копии учредительных документов, представляемых в регистрирующий орган (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • копия извещения об уплате авансового платежа акциза при реализации этилового спирта (пп. 5 п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничениях потребления (распития) алкогольной продукции»);
  • выписки по счету депо и закладные об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства (абз. 5 п. 3 ст. 16, абз. 5 п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);
  • решения об эмиссии ценных бумаг, сертификаты эмиссионной ценной бумаги; решения о выпуске российских депозитарных расписок (п. 1 ст. 17, абз. 11 ч. 4 ст. 18, п. 10 ст. 27.5-3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
  • документы, содержащие сведения о доле РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном капитале юридического лица, а также документы, представляемые претендентами на покупку имущества (абз. 4 п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»);
  • доверенность от имени организации (при обжаловании действий таможенного органа), копия аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, прилагаемой к заявлению о включении в реестр уполномоченных экономических операторов; отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях; выписки из системы учета товаров, представляемых должностным лицам таможенных органов (ч. 6 ст. 39, п. 6 ч. 3 ст. 90, п. 2 ч. 5 ст. 177, п. 1 ст. 184 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ») (эти изменения действуют с 18.05.2015);
  • доверенность, прилагаемая к заявкам на участие в открытом конкурсе, закрытом аукционе; доверенность, выдаваемая в целях получения аккредитации участников электронного аукциона; заявка на участие в закрытом аукционе (ст. 51, 61, 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Если организация решила отказаться от использования печати, целесообразно исключить информацию о ней и из устава, хотя законом и не предусмотрена такая обязанность. Представляется, что если в уставе организации упоминается печать, а в перечисленных документах ее оттиск отсутствует, это может стать предметом для споров и претензий со стороны различных контролирующих органов.

Напоминаем: как и прежде, на оформляемых организацией бланках первичной учетной документации, не содержащих пометки «М.П.», печать проставлять необязательно (оттиск печати не является обязательным реквизитом первичного учетного документа (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; п. 13 Положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34-н). Это же касается и заключаемых договоров. Скреплять их печатью не запрещено, но необязательно (см. постановление ФАС Московского округа от 22.03.2012 № А40-62363/11-71-291, постановление ФАС Московского округа от 23.12.2010 № КГ-А40/13774-10, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.01.2013 № А28-3218/2012).

Комментарии