Содержание
|
В начале 2010 года руководство ЗАО «Минусинская кондитерская фабрика» решило модернизировать информационную систему управления предприятием. Действующая информационная система состояла из программ как собственной разработки, ориентированных для решения локальных производственных задач, так и специализированных программных продуктов «1С:Предприятие 7.7». Требовалась новая информационная система, которая бы обеспечила ведение производственного, бухгалтерского и налогового учета в едином информационном пространстве, и позволяла бы оперативно получать сведения о текущем положении дел в каждой части производственного цикла. При этом система должна была учитывать специфику производства кондитерских изделий.
Изучив представленные предложения, специалисты предприятия остановили свой выбор на разработке и внедрении системы «1С:Управление производственным предприятием 8». В качестве исполнителя проекта выбрали компанию «Катран ПСК» (1С:Франчайзи, г. Красноярск).
В предлагаемом материале рассматривается решение одной из ключевых задач завершенного проекта - автоматизации управления затратами предприятия.
Формируем задачи к автоматизации
Рассмотрим главные особенности управления себестоимостью готовой продукции на кондитерском предприятии:
- короткий цикл производства (время от загрузки сырья до отгрузки готовой продукции составляет не более 2-3 суток);
- при существующем технологическом процессе, где есть и многосменная работа, и большое количество вложенных полуфабрикатов, часть из которых изготавливается в соседних цехах, сложно организовать детальный учет затрат.;
- сдельная заработная плата работников, которая должна быть включена в себестоимость изготавливаемой продукции;
- повышенные требования к оперативности отгрузок: на предприятии распространенной является отгрузка готовой продукции потребителям напрямую из цеха.
Еще одна задача- это необходимость четко определить перечень затрат, требующих повышенной прозрачности и управляемости. Для этого все затраты предприятия были классифицированы по характеру и видам затрат - см рис. 1.
Рис. 1
Но далеко не все затраты можно оптимизировать вне зависимости от функциональности внедренного программного обеспечения - это экономические реалии, в которых существует любое производственное предприятие. Например, амортизационные расходы высчитываются, как правило, линейным способом и явных рычагов для управления ими (их снижения) в программном продукте не реализовано. Программа лишь может дать статистику о доле таких затрат в составе общей себестоимости продукта. Также предприятие не может полностью управлять материальными затратами, поскольку цены на сырье и его доставку определяются поставщиками. Учитывая все эти факты особенно важно своевременно оценивать затраты и управлять теми издержками, на которые предприятие способно влиять.
Не стоит забывать, что суммарную оценку большинства затрат и точную рентабельность продаж можно рассчитать только по окончанию календарного месяца, поэтому при кратком производственном цикле необходимы инструменты для контроля издержек в течение всего месяца чтобы вовремя выявлять и корректировать негативные тенденции.
Подведем итоги. При автоматизации производственного учета необходимо:
- Оценить специфику автоматизируемого производства.
- Определить перечень затрат, на которые предприятие реально способно влиять.
- Разработать инструменты, позволяющие управлять издержками и, в конечном итоге, рентабельностью продаж в течение месяца.
Учитывая все перечисленные особенности ЗАО «Минусинская кондитерская фабрика», сформулированы задачи автоматизации:
- оперативный учет и контроль производственных процессов (управление технологией производства);
- прозрачный и управляемый расчет себестоимости продукции для корректного анализа рентабельности продаж.
Автоматизация оперативного учета и контроля производственных процессов
Еще перед реализацией задачи по разработке подсистемы оперативного учета производства была определена главная задача данного блока - контроль технологии производства. Главными пользователями данной подсистемы являются мастера смены, работники лаборатории и технологи предприятия.
Основной сложностью для решения задачи по автоматизации оперативного учета производства является то, что в рамках рассматриваемого блока решаются не только задачи оперативного учета ТМЦ (сырья, полуфабрикатов и продукции), но и фиксируются данные для корректного отнесения прямых затрат на себестоимость выпускаемой продукции.
Для решения поставленных задач были разработаны специальные документы:
- Отчет мастера смены;
- Отчет о составе смены.
В документе Отчет мастера смены мастер каждой смены ежедневно фиксирует следующую информацию (см. рис. 2):
- данные о выпущенной готовой продукции и полуфабрикатах, которые сразу регистрируются в информационной системе и позволяют проводить перемещение полуфабрикатов, их инвентаризацию или фиксируют сдачу продукции на склад;
- данные о расходе сырья за смену (для информативности в программе автоматически определяется норма расхода материалов для производства готовой продукции, а мастер проводит ежесменную инвентаризацию и указывает их фактическое потребление);
- данные об отбраковке продукции (количество выпущенного и сработанного брака);
- данные об «отложенном» выпуске (ситуации, когда одна смена начала изготовление продукции, но ее точное количество стало известно лишь в следующую смену).
Рис. 2
В документе Отчет о составе смены мастер фиксирует состав бригад, часы, КТУ, выработку и перечень выполненных технологических операций, что позволяет оперативно ежедневно рассчитывать сдельную оплату труда производственных рабочих.
Каждую ночь данные из документов Отчет мастера смены и Отчет о составе смены автоматически выгружаются в типовые документы Отчет производства за смену, Требование-накладная и Оприходование материалов из производства с отражением операций в бухгалтерском и налоговом учете и с фиксацией распределения прямых затрат в себестоимости выпущенной продукции и полуфабрикатов.
В результате мастера смен, технологи и руководство предприятия получают:
- оперативный контроль над фактическим расходом сырья и вспомогательных материалов;
- автоматизированные средства анализа расхода ТМЦ по каждой смене по плану и по факту;
- оперативный контроль исполнения планов производства;
- оперативный учет перемещений готовой продукции и полуфабрикатов (что в разы снижает трудоемкость и повышает точность ежемесячных инвентаризаций).
Автоматизация расчета себестоимости
Одним из ключевых элементов, определяющим прибыльность предприятия, является рентабельность осуществляемых продаж. Именно поэтому в ходе выполнения проекта задача корректного распределения затрат на выпуск продукции рассматривалась как одна из важнейших.
Требования к системе в области учета затрат и расчета себестоимости были следующими:
- все прямые затраты, связанные с производством продукции, должны быть корректно отнесены в себестоимость этой продукции. Для повышения точности расчета необходимо осуществлять распределение по данным о расходе сырья каждой смены;
- распределение общепроизводственных расходов на выпуск продукции должно сопрягаться с экономической логикой и учитывать особенности и технологию производства продукции.
- для ABC анализа производственных затрат необходимо выполнять т. н. разузловку - детализацию всех полуфабрикатов до первичных затрат (сырьевые компоненты, заработная плата, накладные расходы) по каждому переделу.
Для реализации поставленных задач были разработаны следующие инструменты (см. рис. 3):
- в подсистему оперативного учета производством были внедрены механизмы для автоматической выгрузки и распределения затрат по ТМЦ и заработной плате пропорционально их нормативной составляющей в себестоимости продукции;
- для ряда общепроизводственных затрат были осуществлены дополнительные настройки, позволяющие включать их в себестоимость только той продукции, с которой они связаны (например, пар котельной используется для подогрева шоколада, поэтому затраты котельной включаются в себестоимость только той продукции, которая глазируется шоколадом);
- были разработаны отчеты, разгруппировывающие выпущенную продукцию до первичных затрат (включая накладные расходы);
- была разработана отчетность, позволяющая сравнивать плановые калькуляции на изделия с их фактическим исполнением;
- была проведена оптимизация системы для того, чтобы существующая повышенная детализация затрат и их распределение на выпуск не влияли на производительность системы в области расчета себестоимости.
Рис. 3
В результате реализации проекта экономисты и руководство предприятия получили:
- повышенную точность расчета себестоимости изделий с минимумом примененных допущений;
- экономически обоснованные отчеты по рентабельности производства с расшифровкой по первичным элементам затрат.
О результатах проекта рассказывает Андреева Ольга Ивановна, начальник планово-экономического отдела ЗАО «Минусинская кондитерская фабрика»:
«Реализованная система оперативного учета производства и управления затратами позволяет, учитывая сложность и трудоемкость производственного процесса, оперативно выявлять негативные тенденции нерационального расходования материальных, производственных и трудовых ресурсов, оптимизировать их использование, в том числе в части всего материально-технического снабжения. Подсистема расчета себестоимости позволяет реагировать на колебания стоимости произведенной продукции, способствует изменению ценовой политики предприятия. И все это служит главной цели- достижению положительных результатов финансовой деятельности предприятия
Работы выполнены
группой компаний "Катран ПСК"
адрес: г.Красноярск,
ул. Аэровокзальная, д. 13
e-mail:
info@katran-psk.ru
тел. раб: (391) 241-57-83
сайт: http://www.katran-psk.ru