Одной из сложнейших задач при автоматизации производственных предприятий является настройка корректного учета затрат и расчета себестоимости продукции в бухгалтерском и налоговом учете. О том, как были настроены параметры и осуществлен автоматический расчет себестоимости с использованием счета 40 на ООО "Минусинский Пивоваренный Завод", рассказывают специалисты компании "Катран ПСК".

Содержание

Справка

Минусинский пивоваренный завод, основанный в 1896 году, относится к предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности.
Основной вид деятельности - производство пива и безалкогольных напитков. Кроме этого, предприятие осуществляет оптовую торговлю собственной продукцией и имеет собственную сеть розничных магазинов. В настоящее время ООО "Минусинский пивоваренный завод" по масштабам деятельности можно отнести к средним предприятиям как по объему капитала, вовлеченного в хозяйственный оборот, так и по численности штатных сотрудников. Система менеджмента качества на заводе сертифицирована по ISO 9001. Продукция пивоваренного завода является конкурентоспособной, о чем свидетельствуют более 40 дипломов и медалей, полученных на многочисленных выставках и ярмарках. География продаж ООО "Минусинский пивоваренный завод" охватывает весь Красноярский край, Туву и Хакасию.

Учет финансово-хозяйственной деятельности предприятия начиная с 2002 года велся в существенно доработанной программе "1С:Бухгалтерия 7.7". Существующая информационная система позволяла вести учет основных хозяйственных операций, однако не позволяла гибко настраивать распределение затрат на выпуск и расчет себестоимости.

В 2009 году руководством компании было принято решение о старте проекта автоматизации финансово-хозяйственной деятельности организации, одной из важнейших задач которого являлась методологическая проработка принципов учета осуществляемых затрат и полностью автоматизированный расчет себестоимости продукции. Важным условием была максимальная ориентация на типовую функциональность внедряемого решения. Специалистами компании "Катран-ПСК" для реализации проекта был выбран программный продукт "1С:Бухгалтерия 8" как наиболее подходящий по функциональным возможностям для решения задач автоматизации.

Кроме того, важными аргументами в пользу выбора указанного программного продукта стали сравнительно невысокая стоимость внедрения, возможность гибкой настройки и повышенная производительность регламентных операций в новой редакции.

Промышленная эксплуатация продукта началась с января 2010 года.

Описание решаемых задач

Прежде чем рассматривать задачу автоматизации расчета себестоимости и браться за проблемы корректных настроек программы, необходимо было четко определить аналитику затрат и структурировать их в рамках единого подхода.

Вначале все затраты были структурированы по видам (в соответствии с предписаниями, изложенными в Плане счетов, утвержденном приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н):

  • производственные затраты предприятия, учет которых будет вестись с использованием счета 20;
  • затраты вспомогательных производств, включаемые в себестоимость продукции "напрямую" по заранее определенным принципам (для обобщения информации о таких затратах используется счет 23);
  • общецеховые затраты подразделений, производящих продукцию (счет 25);
  • расходы подразделений, включаемые в себестоимость всей продукции всех подразделений, производящих готовую продукцию (счет 26);
  • коммерческие расходы предприятия, связанные с реализацией продукции и оказанием услуг по доставке продукции до покупателей (счет 44).

Далее для корректного включения затрат в себестоимость продукции были определены основные параметры аналитики (подразделения организации, виды продукции, статьи затрат).

Для каждого подразделения компании были четко определены счета затрат по схеме, приведенной в таблице 1.

Таблица 1

В отношении каждого производственного подразделения предприятия была проведена работа по определению видов продукции (работ, услуг), по которым предполагалось рассчитывать себестоимость продукции. Для цеха розлива, к примеру, были разработаны четыре направления сообразно видам продукции: газированные напитки, пиво бут (бутылочное), пиво кег (кеговое) и пиво разливное.

По согласованию между экономической службой предприятия и бухгалтерией был составлен список конкретных статей затрат для всех затратных счетов (например: Вода и стоки, Потери при розливе и другие статьи, отражающие специфику работы предприятия).

После этого были закреплены учетные принципы распределения затрат, которые заключались в следующем.

В отношении основного производства затраты, списанные на определенный вид продукции, должны распределяться между продукцией данного вида пропорционально плановой себестоимости продукции компании.

Для этого экономическим отделом завода были составлены плановые калькуляции каждой продукции завода.

Затраты подразделений вспомогательных производств должны распределяться согласно пропорций, которые подаются либо руководителями этих подразделений, либо экономической службой предприятия.

Для автотранспортного цеха распределение производится пропорционально объемам часов, потраченных на нужды тех или иных отделов. Информация собирается руководителем подразделения согласно данным путевых листов и ежемесячно предоставляется в бухгалтерию.

Для котельной предприятия был произведен расчет пропорций согласно данным о размерах площадей, отапливаемых подразделений организации.

По этим пропорциям фактические затраты котельной должны были включаться в затраты других подразделений.

Для косвенных общехозяйственных и общепроизводственных затрат были определены базы распределения пропорционально стоимости материальных расходов основного производства.

Для распределяемых входящих услуг (общепроизводственные затраты) также были закреплены принципы включения в затраты других подразделений:
для электроэнергии и теплоэнергии согласно данным счетчиков;
для расходов по воде и стокам - по пропорции, рассчитанной экономическим отделом на год согласно плановым калькуляциям.

Из отзыва главного бухгалтера ООО "Минусинский Пивоваренный Завод" Ю.Г. Хмелевской: "Внедрение новой информационной системы на базе "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 2.0) не только дает возможность автоматического расчета себестоимости, но и является важным инструментом в подготовке регламентированной отчетности и минимизации налоговых рисков. Хочется отметить, что автоматизация целого ряда хозяйственных операций в целом сократила трудозатраты на ведение бухгалтерского учета, что, в свою очередь, дает возможность уделять больше времени решению сложных аналитических задач".

Технический блок (реализация в программе)

После того, как были закреплены основные принципы учета и распределения затрат и расчета фактической себестоимости продукции, были осуществлены необходимые настройки в программе.

Заполнение справочников

Подразделения организации были внесены в одноименный справочник.

Виды продукции (работ, услуг) описаны в специальном справочнике Номенклатурные группы. Статьи затрат созданы в одноименном справочнике и сгруппированы по видам расходов Прямые расходы, Общепроизводственные расходы, Общехозяйственные расходы и Коммерческие расходы.

Часть статей затрат не была классифицирована по группам для "сквозного" анализа. Это относится, например, к таким затратам как оплата труда и налоги.

Рис. 1

Определение параметров учетной политики

На данном этапе в учетной политике были закреплены следующие моменты:

  • выпуск с использованием счета 40;
  • методика распределения расходов вспомогательного производства По плановым ценам и объему выпуска (поскольку для распределения расходов вспомогательного производства использовались как натуральные показатели, так и суммовые);
  • описанная выше методика распределения косвенных расходов для счетов 25 и 26.

Определение документов для фиксации и распределения затрат

Поступление товаров и услуг - для отнесения распределяемых услуг непосредственно в затраты предприятия.

Распределение затрат по подразделениям производится непосредственно сразу в табличной части документа согласно установленным регламентам.

Требование-накладная - используется для списания материалов. Если необходимо распределить материалы или полуфабрикаты по нескольким номенклатурным группам одного цеха, используется типовая возможность - галочка Счета на закладке Материалы.

Отчет производства за смену - используется не только для фиксации факта выпуска готовой продукции на склады предприятия, но и для оформления распределения расходов вспомогательных производств. Сведения о распределении затрат вспомогательных производств заносятся на закладке Услуги.

В качестве пропорций для распределения затрат для каждого конкретного случая используется либо количество, либо стоимость. В каждом отдельном документе можно выбирать свой вариант (см. рис. 2).

Рис. 2

Обработка Закрытие месяца при проведении автоматически:

  • распределяет общехозяйственные и общепроизводственные расходы по видам продукции, работ, услуг;
  • рассчитывает фактическую себестоимость услуг вспомогательных подразделений и распределяет ее согласно заданным в документах Отчет производства за смену пропорциям по затратам других подразделений;
  • распределяет фактическую себестоимость внутри номенклатурных групп (видов продукции, работ, услуг) между продукцией пропорционально плановой себестоимости;
  • автоматически корректирует себестоимость продаж готовой продукции предприятия.

Определение особых специфических моментов в работе предприятия

В типовом решении "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 2.0) общецеховые затраты распределяются не только на затраты основного производства (счет 20), но и на затраты вспомогательных производств (счет 23). Однако на этапе проработки методического блока было решено, что общецеховые затраты распределяются пропорционально материальным затратам основного производства.

Для решения данной задачи был использован типовой механизм, заложенный в типовую конфигурацию, позволяющий индивидуально настраивать базу для распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат.

Для материальных затрат основного производства были созданы отдельные статьи затрат: Основное сырье и Вспомогательные материалы, использовавшиеся только для списания материалов на основное производство. В списке Методы распределения косвенных расходов для 25-го счета была выбрана база распределения Отдельные статьи прямых затрат. В качестве отдельного списка прямых затрат были указаны статьи затрат Основное сырье и Вспомогательное производство (рис. 3).

Рис. 3

В типовой программе "1С:Бухгалтерия 8" (ред. 2.0) общецеховые затраты распределяются всегда на все виды продукции пропорционально заданной базе. Однако на этапе проработки методического блока было решено, что затраты по воде и стокам, а также затраты по потерям при розливе включаются в стоимость произведенного пива, распределяясь пропорционально стоимости полуфабрикатов, переданных из цеха брожения в цех розлива. Учитывая тот факт, что видов продукции пива в цехе розлива три, и себестоимость переданных полуфабрикатов ежемесячно меняется, необходим был механизм автоматического распределения затрат по воде и стокам на производство пива.

Для решения поставленной задачи был использован типовой механизм, заложенный в типовую конфигурацию, позволяющий индивидуально настраивать базу для распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат.

Для отражения списания полуфабрикатов в затраты цеха розлива была создана отдельная статья затрат Полуфабрикаты, использующаяся только для отражения данной хозяйственной операции.

В списке Методы распределения косвенных расходов для 25-го счета в отношении статей Вода и стоки и Потери при розливе была выбрана база распределения Отдельные статьи прямых затрат.

В качестве отдельного списка прямых затрат была указана статья затрат Полуфабрикаты (рис. 4).

Рис. 4

Работы выполнены
Группой компаний "Катран ПСК"
адрес: г.Красноярск,
ул. Аэровокзальная, д. 13
e-mail: info@katran-psk.ru
тел. раб: (391) 241-57-83
сайт: http://www.katran-psk.ru

Расчет себестоимости продукции в "1С:Бухгалтерии 8" (редакция 2.0)

Комментарии
  1. Надежда Надежда

    Почему пустые рисунки