Смягчение оснований для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения
Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЗ внес существенные изменения в Уголовный кодекс РФ в части статей, предполагающих возможность привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых правонарушений. Закон вступил в силу с 01.01.2010, кроме тех положений, для которых статьей 5 установлены иные сроки. Ключевые изменения в УК РФ, затрагивающие интересы налогоплательщиков, рассматривает А.А. Куликов, управляющий партнер ООО "Агентство Налоговых Поверенных" (tax-top.ru). Изменения в части порядка привлечения к налоговой ответственности комментирует И.А. Баймакова, эксперт по вопросам налогообложения.

Содержание

Совершение налогового правонарушения может являться основанием для привлечения к налоговой (финансовой), административной и уголовной ответственности. О первых двух видах ответственности и их последствиях у налогоплательщиков и должностных лиц организаций имеется то или иное представление по причине их более частого применения органами государственной власти. Вместе с тем, игнорирование оснований для привлечения к уголовной ответственности может сыграть с налогоплательщиком злую шутку.

Статьями 198-199.2 УК РФ предусмотрена ответственность организаций и физических лиц за уклонение от уплаты налогов или сборов "путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений". Необходимо обратить внимание, что уголовная ответственность за налоговые правонарушения наступает только в случае их умышленного совершения путем искажения информации, необходимой для налогового контроля. Кроме того, обязательным условием для привлечения к уголовной ответственности за налоговые правонарушения является причинение налогоплательщиком своими противоправными деяниями государству имущественного ущерба в размере, превышающем установленные указанными статьями пределы.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Совершение налогового правонарушения может являться основанием для привлечения к налоговой (финансовой), административной и уголовной ответственности. О первых двух видах ответственности и их последствиях у налогоплательщиков и должностных лиц организаций имеется то или иное представление по причине их более частого применения органами государственной власти. Вместе с тем, игнорирование оснований для привлечения к уголовной ответственности может сыграть с налогоплательщиком злую шутку.

Статьями 198-199.2 УК РФ предусмотрена ответственность организаций и физических лиц за уклонение от уплаты налогов или сборов "путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений". Необходимо обратить внимание, что уголовная ответственность за налоговые правонарушения наступает только в случае их умышленного совершения путем искажения информации, необходимой для налогового контроля. Кроме того, обязательным условием для привлечения к уголовной ответственности за налоговые правонарушения является причинение налогоплательщиком своими противоправными деяниями государству имущественного ущерба в размере, превышающем установленные указанными статьями пределы.

Увеличение "порога" привлечения к уголовной ответственности

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 383-ФЗ (далее Закон № 383-ФЗ) в новой редакции изложены примечания к статьям 198-199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), которыми устанавливается сумма крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов (неудержанных налогов), являющаяся необходимым условием для установления объективной стороны преступления.

Применительно к физическим лицам (примечание к статье 198 УК РФ) с 01.01.2010 основанием для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов является сумма неуплаченных налогов в размере не менее 600 000 рублей (крупный размер), исчисленная за период, не превышающий трех финансовых лет, следующих подряд. Ранее такая "необходимая" сумма составляла 100 000 рублей.

При этом сумма особо крупного размера увеличена с действовавших ранее 300 000 рублей до нынешних 1 800 000 рублей, также исчисленных за период не более 3-х финансовых лет.

Применительно к юридическим лицам (примечание к статьям 199 и 199.1 УК РФ) с 01.01.2010 основанием для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов и неисполнение обязанности налогового агента соответственно является сумма неуплаченных (неудержанных, неперечисленных) налогов и сборов, составляющая не менее 2 000 000 рублей (крупный размер) (против прежних 500 000 рублей) и не менее 10 000 000 рублей (особо крупный размер) (против прежних 2 500 000 рублей).

При этом при применении положений статьи 2 Закона № 383-ФЗ необходимо учитывать положения части 1 статьи 10 УК РФ, в соответствии с которой уголовный закон, устраняющий преступность деяния (так называемая "декриминализация"), смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу. В силу указанных положений УК РФ, статья 2 Закона № 383-ФЗ, устраняющая преступность уклонения от уплаты налогов (неисполнения обязанностей налогового агента) в прежних размерах, делает невозможным привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (неисполнение обязанностей налогового агента), если таковые деяния были совершены до 01.01.2010 , но в суммах, меньших 600 000 рублей для физических лиц и 2 000 000 рублей для юридических лиц.

Вследствие изложенного выше, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), при таких обстоятельствах уголовное дело не возбуждается, а в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 27 УПК РФ уже возбужденное уголовное дело подлежит прекращению. Особо необходимо отметить, что данные основания прекращения уголовного дела являются так называемыми реабилитирующими, то есть не влекущими для лиц никаких правовых ограничений.

Дополнительные основания для освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления

В соответствии со статьей 2 Закона № 383-ФЗ примечания к статьям 198-199.1 УК РФ получил и новый пункт 2 (параллельно введена в действие новая статья 28.1 УПК РФ), который определяет особые основания для освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ. В соответствии с новой редакцией примечаний к статьям 198-199.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное данными статьями УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ. Необходимо отметить, что аналогичная норма содержалась в УК РФ и ранее (была отменена в середине декабря 2003 года).

Использование "неуголовных" судебных решений в уголовном процессе

В соответствии со статьей 90 УПК РФ в старой редакции под преюдицией понимаются обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, которые должны быть признаны судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки, если эти обстоятельства не вызывают сомнений. В новой редакции статьи 90 УПК РФ понятие преюдиции существенно расширяется, поскольку теперь оно охватывает уже не только обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, но и иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, которые должны признаваться судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.

Вследствие этого органами предварительного расследования уже не смогут игнорироваться решения арбитражных судов, вступившие в законную силу, по делам о признании недействительным решений налоговых органов, которые, возможно, послужили основанием для возбуждения уголовного дела.

Полномочия по расследованию налоговых преступлений: от ОВД - в прокуратуру

В соответствии с поправкой в статью 151 УПК РФ с 2011 года (в части уголовных дел, возбужденных с 01.01.2011) предварительное расследование уголовных дел, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ (налоговые преступления) будет осуществляться следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ. В настоящее время предварительное расследование в отношении указанных выше налоговых преступлений осуществляют следователи органов внутренних дел.

Изменения в порядке привлечения к ответственности

Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЗ также затронул порядок привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности. В частности, часть 3 статьи 32 НК РФ с учетом внесенных изменений предусматривает обязанность налоговых органов направлять материалы проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства, содержащие признаки преступления, не только в случае не уплаты в полном объеме суммы недоимки в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), но и соответствующих пеней и штрафов.

Кроме того, интересное новшество появилось в пункте 4 статьи 69 НК РФ. Отныне в требовании об уплате налога должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Данное предупреждение обязательно в случае, если размер недоимки, выявленной в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Стоит обратить внимание и на новую редакцию пункта 3 статьи 108 НК РФ. Внесенными изменениями предусмотрено, что "основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу". Напомним, что предыдущая редакция предусматривала наступление "налоговой" ответственности физического лица только в случае, если деяние не содержало признаков состава преступления в соответствии с УК РФ. При этом порядок привлечения физического лица к ответственности не был четко регламентирован.

С учетом новой редакции пункта 3 статьи 108 НК РФ, а также нового пункта 15.1 статьи 101 НК РФ при выявлении налоговым органом нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, совершенного налогоплательщиком - физическим лицом налоговый орган обязан направить материалы в органы внутренних дел и не позднее следующего дня после их направления вынести "решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Если по итогам рассмотрения материалов дела будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о его прекращении, либо будет вынесен оправдательный приговор, налоговому органу надлежит вынести решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа. С учетом данных изменений урегулирован порядок привлечения физического лица к ответственности за совершение налоговых нарушений.

В завершении разговора о порядке привлечения лиц к уголовной и налоговой ответственности следует напомнить, что в 2010 году в РФ появился новый вид наказания за совершенные уголовные преступления - ограничение свободы. Данный вид наказания заключается в установлении судом осужденному ряда ограничений, в том числе не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и т. п. Такой вид наказания может быть назначен в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также в ряде случаев может предусматриваться в качестве дополнительного наказания к лишению свободы. Стоит отметить, что новый вид наказания не применяется в качестве меры наказания за совершенные налоговые преступления.

Изменения, связанные с введением нового вида наказания, предусмотрены Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ФЗ.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии