Содержание
Справка о состоянии расчетов по налогам и сборам не должна содержать искаженную информацию |
Суть проблемы
В соответствии с приказами ФНС России от 04.04.2005 № САЭ-3-01/13 и от 23.05.2005 № ММ-3-19/206 утверждены порядок проведения сверки с налоговым органом расчетов по налогам и сборам, а также порядок формирования справки о состоянии расчетов (далее - Справка). Согласно методическим указаниям по заполнению Справки отметка об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов и сборов делается только в том случае, если налогоплательщик не имеет просроченной задолженности перед бюджетом. Исключение составляют только случаи, предусмотренные пунктом 3 Приложения № 2 к приказу ФНС России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206. Любая иная задолженность перед бюджетами различных уровней по налогам и сборам переносится в Справку.
Вместе с тем в Справке (как в "зеркале" карточки лицевого счета налогоплательщика) зачастую находит отражение задолженность, в отношении которой налоговым органом утрачено право на ее принудительное взыскание.
В итоге такая задолженность превращается в "налоговый призрак": взыскать нельзя, списать нельзя, а в справке - отражается.
Подобная правоприменительная практика существенно усложняет деятельность налогоплательщиков, поскольку наличие Справки об отсутствии задолженности перед бюджетом стало неотъемлемой частью экономических отношений с организациями, финансируемыми из бюджета.
Судебные решения
ВАС РФ указал, что отражение в Справке задолженности, в отношении которой налоговым органом утрачено право на взыскание, приводит к искажению действительной информации о размере неисполненной налогоплательщиком задолженности по уплате налогов и сборов. Более того, такое искажение является причиной необоснованного ограничения прав налогоплательщиков.
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09