Предмет спора: организация провела с налоговой инспекцией совместную сверку расчетов по налоговым платежам и получила справку о состоянии расчетов с бюджетом. По данным полученной справки и акта совместной сверки за организацией числилась переплата по налогам. Далее она подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты. Налоговики отказались возвращать налоги, сославшись на пропуск 3-летнего срока на подачу соответствующего заявления. В связи с этим организация обратилась в суд с исковым заявлением, в котором потребовала обязать ИФНС вернуть излишне уплаченные налоги.
За что спорили: 116 159 рублей.
Кто выиграл: налоговая инспекция.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, организация указывала, что 3-летний срок на возврат налога следует исчислять именно с момента получения из ИФНС справки о состоянии расчетов с бюджетом. Выдавая данную справку, налоговики автоматически признают факт переплаты налога. Соответственно, срок на представление заявления о возврате налогов прерывается и начинает течь заново с момента получения данной справки.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции признал доводы организации-налогоплательщика несостоятельными и отказал в удовлетворении заявленных ею исковых требований. Суд отметил, что излишне уплаченный налог подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ). Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляют в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога представляют в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Подать такое заявление можно в течение 3 лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).
По общему правилу 3-летний срок на возврат налога исчисляют именно с момента уплаты налога, а не с даты окончания совместной сверки расчетов с налоговым органом. Акты совместной сверки и справки расчетов с бюджетом отображают состояние расчетов налогоплательщика по своим налоговым обязательствам.
По результатам совместной сверки расчетов с налоговым органом фиксируют сумму переплаты, которая сама по себе, в отрыве от иных документов, не является безусловным доказательством переплаты. Дата составления справки о состоянии расчетов с бюджетом не является моментом, с которого следует рассчитывать 3-летний срок для подачи заявления о возврате налоговой переплаты.
Справку о состоянии расчетов с бюджетом и акт сверки расчетов налоговые органы обязаны выдавать в силу требований публичного законодательства. Выдача справок и актов не свидетельствует о том, что налоговый орган автоматически признает факт наличия переплаты, которую необходимо вернуть по заявлению налогоплательщика.
Кроме того, справка о состоянии расчетов с бюджетом и акт сверки расчетов не влекут перерыв течения 3-летнего срока для возврата налоговой переплаты и не устанавливают безусловное право налогоплательщика на предъявление заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога. Если плательщик нарушил срок подачи заявления о возврате налога, получение этих справок и актов не восстановит данный срок.
Следовательно, заключил суд, налоговая инспекция обоснованно отказала организации в возврате излишне уплаченного налога. Налоговая переплата в данном случае возврату не подлежит.
срок исковой давности три года от даты _обнаружения_, а срок исковой давности по переплатам - три года от даты _возникновения_. Неравноправные условия для налогоплательщика и налогового органа.
Квартальный отчет, в данном случае как раз все справедливо. налогоплательщик, пропустивший сроки, может в любое время затребовать сверку расчетов и запросить справку о состоянии платежей. многие этим и пользуются. но это не значит, что сверка прерывает исковую давность и срок на возврат нужно исчислять именно с даты окончания сверки. в противном случае это нарушало бы права добросовестных плательщиков, которые стараются соблюдать указанные в нк рф сроки.